С семьи врачей Эдуарда и Ольги Вайндрук, которых выселяют из дома на Кисегаче, потребовали неустойку в 880 тысяч рублей. Такую сумму супругам выставили за неисполнение решения суда, по которому таунхаус признали самостроем и обязали владельцев снести его за свой счет. Постановлению — два года, но ранее о нем никто хозяевам недвижимости, по их словам, не сообщал. Требовать деньги с них начали после публикации 74.RU. В итоге пару мало того что заставляют съехать из собственного дома, так еще выплатить под миллион рублей. Но ни таких денег, ни другого жилья у них нет, разводят руками Ольга и Эдуард.
— Взыскать в Ольги Вайндрук в пользу Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях судебную неустойку в размере 40 тысяч рублей в месяц, начиная с 1 июля 2021 года и до фактического исполнения решения суда, — говорится в документе 2021 года.
Судебная неустойка — способ заставить должника исполнить решение суда под страхом ежедневного или еженедельного штрафа. Это определенная законом сумма, которую должник обязан уплатить в случае неисполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения решения суда.
Если помножить 40 тысяч на все месяцы, которые прошли с момента суда, получается 880 тысяч рублей. При этом сумма неустойки для владельцев остальных трех секций в таунхаусе значительно меньше — по 3 тысячи рублей в месяц.
По данным Росреестра, хозяин спорного таунахауса — ООО «Санаторий Кисегач» (владелец и генеральный директор — Иван Сорокун), Сорокун Татьяна Валерьевна, ООО «Кисегач-Сервис» (владелец — Иван Сорокун), ООО «Вертикаль» (владелец — Владимир Гроо, он же собственник комплекса «Маркштадт» в Челябинске) и Ольга Вайндрук.
— Понимаете, директор санатория «Кисегач» Иван Сорокун говорил: «Мы будем делать вид, что все сносится, но, конечно, ничего сносить не будем». А в суде все оказалось не так, как договаривались: он там предоставил документы, что все съехали, одни мы живем, — объясняет Эдуард Вайндрук. — Видимо, поэтому со всех по 3 тысячи, а с нас — 40.
Но самое неприятное, продолжает наш собеседник, что о судебном споре двухгодичной давности и существенной неустойке им с женой до недавнего времени никто не сообщил.
— Два года эту судебную неустойку никто не требовал, этот судебный иск нам не предъявляли. С нас судебные приставы взыскивали другие штрафы, а про эти 40 тысяч молчали, теперь по три раза в неделю звонят — требуют деньги, — говорит супруга Эдуарда Ольга. — Этот суд прошел еще в 2021 году, но у нас не было ни одного почтового извещения, ни одной эсэмэски, хотя обо всех других судах нас уведомляли. Видимо, исполнительный лист был в Росимуществе, они держали его при себе. А теперь, после публикации в СМИ, мы оказались должны под миллион рублей. Судя по всему, кому-то просто не понравилось, что мы бучу поднимаем. Но их не интересует, останется ли у нас что-то после уплаты этой суммы на жизнь. Меня сократили, я вообще нигде не работаю.
Сейчас руководит санаторием «Кисегач» Иван Валерьевич Сорокун (по данным сервиса «Контур.Фокус», он учредитель и генеральный директор). Ранее директором здравницы был его отец — Валерий Сорокун (заслуженный врач России, доктор медицинских наук, почетный гражданин Челябинской области, возглавлял санаторий «Кисегач» с 1983 года, скончался в 2021-м в возрасте 79 лет). С ним супруги Вайндрук подписали договор о приобретении дома. Иван Сорокун проходил по делу о взятке бывшего министра здравоохранения региона Виталия Тесленко.
Никакую компенсацию за дом семье медиков не предлагают, как и вариантов обмена.
— Мы же понимаем, что реально дом никто сносить не будет, — сокрушается Ольга. — Главный акцент — нас выселить. Мы предлагали передать безвозмездно две половины государству (те, которые были за юридическими лицами), две другие (наш блок и блок Гроо) — оставить за собственниками. Но никто на это не пошел. Кроме того, мы все эти годы платим налог на недвижимость и рассчитываемся за коммуналку. Почему принимают эти платежи, если наш дома — незаконная постройка? — рассуждает Ольга Вайндрук.
Семье предстоит еще одно судебное разбирательство: после неудачных попыток заставить супругов снести собственный таунхаус, приставы пытаются выселить их из «самостроя». Первое заседание состоится 1 июня в Центральном районном суде Челябинска.
— У нас есть «зеленка» (свидетельство о регистрации права собственности. — Прим. ред.), и суд первой инстанции встал на нашу сторону. К тому же, поправками в Градостроительный кодекс России в 2018 году была закреплена презумпция защиты добросовестного создателя самовольной постройки. Там написано, что мы имеем право узаконить здание, даже если оно было построено с нарушениями, но обычно суды закрывают на это глаза, — возмущается Эдуард. — Мы в любом случае будем биться до конца, съезжать нам некуда.
Чтобы прояснить позицию Росимущества по судебной неустойке, мы направили в ведомство запрос. А также обратились за комментарием к судебным приставам. На момент выхода материала ответы в редакцию не поступили. Мы опубликуем их, как только получим.
Напомним, об истории семьи Вайндрук 74.RU писал в начале апреля. Он травматолог, она физиотерапевт, супруги продали две квартиры, взяли кредиты и стали владельцами таунхауса на берегу озера Кисегач. Но спустя пару лет начались проблемы — чиновники посчитали дом самовольной постройкой и потребовали его снести. Хозяева, разумеется, не стали этого делать. Теперь выселить Эдуарда и Ольгу пытаются через суд. При этом по соседству стоят точно такие же таунхаусы, чуть подальше — многоэтажные дома, но они у властей не вызывают вопросов.