С сентября прошлого года Андрей и Алена Исаевы с детьми живут без электричества — телефоны заряжают кабелем, протянутым от соседей, еду покупают готовую. А еще постоянно приходится менять замки: прежние взламывает новый хозяин квартиры, купивший ее на торгах.
Жилье многодетной семьи ушло с молотка из-за долгов по ипотеке. Принять этот факт Алена и Андрей никак не могут, но, устав от жизни в постоянной обороне, все-таки решили съехать. Мы съездили к ним домой и выслушали подробную историю. Правда, у банка, выдавшего кредит, оказалась совсем другая версия событий. Независимый юрист оценил шансы на положительное решение проблемы.
Муж остался безработным и слег
— Муж в июле 2021 года лишился работы. Он дальнобойщик. Работодатель перестал выходить с ним на связь, конфликты начались, — рассказывает Алена. — В августе он встал на биржу труда. Ему уже тогда было плохо, но он всё никак не шел в больницу. Я не понимала, то ли он переживает, что работы лишился, то ли что. В итоге, когда я его уже затащила в машину и привезла в больницу, оказалось, что у него ковид. Его всё время рвало, температура была.
В этот момент у семьи начали копиться долги по ипотеке. Андрей слег, будучи безработным, а зарплаты Алены — она работает на удаленке и получает около 45 тысяч в месяц — хватало только на покупку лекарств и содержание двоих детей (10 и 12 лет). Плюс нужно помогать дочери-студентке, которая живет отдельно.
Правда, у Андрея было пособие по безработице — около 12 тысяч. Но эти деньги списывали в счет погашения пяти других, более ранних задолженностей. Меньшая часть — долги за коммунальные услуги.
— Ну, да, там перебои были. Не помню уже сейчас, — лаконично говорит Алена про долги по коммуналке.
Но основное — штрафы, полученные на дороге. По словам Алены, мужу-дальнобойщику в месяц инспекторы нередко выписывали штрафов примерно на 30 тысяч.
— Какая-нибудь авария случилась, ему начальник говорит: «Да отстегни инспектору и езжай». А камеры-то всё видят. И вот, за оставление места ДТП — минус 15 тысяч. Потом где-нибудь на красный проедет, еще что-нибудь. Говорит: «Я, бывает, и не замечаю. Чё, ночью лечу». Это у всех дальнобойщиков так, — уверена Алена.
В таких обстоятельствах платить за квартиру семья не могла. Супруги подали заявление на ипотечные каникулы, но им отказали. По словам Алены, банк об этом их не уведомил:
— Мы узнали о решении только в октябре. Никто письмо не прислал, в банк не вызвали, вообще ничего не сказали. Когда мы звонили, нам говорили, что решение на рассмотрении, а потом в очередной звонок просто сказали, что каникул не будет, и предложили оформить рассрочку платежа.
«Могу наделать глупостей и сяду за это»
В феврале 2022 года Андрей восстановился после болезни и устроился на работу водителем.
— С первой зарплаты мы пришли в банк платить. А у нас деньги не принимают. Просто разворачивают монитор и говорят, что у нас долг 100 с чем-то тысяч. А у меня на руках только 30 тысяч. Сотрудник банка говорит: «У меня в программе определенная сумма, и другую мы у вас принять не можем», — вспоминает Алена.
После написанного заявления на внесение платежа именно в 30 тысяч банк принял деньги. Но затем, по словам Алены, от семьи потребовали оплатить сразу всю ипотеку — 1,2 миллиона рублей.
Вскоре банк предложил новые условия. Взамен на то, что семья войдет в график платежей, срок ипотеки увеличатся на пять лет. Да, 100-тысячного долга не будет, но появятся пятилетние переплаты по процентам. Семья согласилась:
— Это уже не важно было. Факт в том, что нам сохраняют график платежа. Никакого суда, никаких судебных издержек. Мы согласились, в августе 2022-го всё подписали.
Однако через месяц банк все-таки подал в суд. Правда, семья, по словам Алены, узнала об этом лишь в 2023 году.
— Я разговаривала с менеджером банка. Она мне сказала: «Вы вообще в курсе, что по вашей квартире судебные процессы идут?» А я не в курсе была. Настолько всё тихо проведено. Повесток не было, мы даже смотрели камеры домофонов — почтальонов не было в дни, когда должны были быть повестки, — говорит Алена.
17 мая 2023 года квартиру выставили на торги. Покупатель нашелся в считаные дни, сделку провели, и у квартиры Исаевых сменился собственник.
— Я сколько с людьми общалась, они говорят, что не может такого быть, это всё подкуплено скупщиком квартир. Он перекуп. Всю жизнь работал коллектором. По своим связям узнала, — заявила Алена.
Новый собственник лично с семьей не общался. После покупки квартиры он оставил записку, в которой предложил решить вопрос проживания на его жилплощади. Например, семья могла платить за аренду.
— Муж не может всё это переносить. Говорит: «Могу наделать глупостей и сяду за это», — рассказывает Алена.
С сентября прошлого года в квартире нет электричества. Хозяин квартиры действительно вправе потребовать отключения электроэнергии. Видимо, так новый собственник и поступил, чтобы вынудить семью съехать. У него, по словам нашей собеседницы, есть помощник, который с момента покупки квартиры постоянно меняет замки, когда никого нет дома. Для членов семьи уже стало обыденностью приходить домой, безрезультатно дергать за ручку двери и вызывать своего мастера для взлома.
Нового собственника не устраивает, что его квартира простаивает без дела и не приносит прибыль, ведь ее давно можно было бы кому-нибудь сдать.
Устав от конфронтации с новым собственником квартиры, Исаевы решили отступить и съехать. О принятии решения Алена не может говорить без слез:
— Потому что терпение закончилось. Если я куда-то уезжаю и оставляю детей, они названивают: «Мама, когда ты будешь дома?» В среду поехала к начальнику ЖЭКа просить, чтобы включили электричество. Пока я была на приеме, ребенок пять раз позвонил: «Мама, ты где? Мне страшно». В тот же день мы поменяли замок, через несколько дней — опять он приходил, сломал. Мы, взрослые, еще боролись бы. Но дети тут ни при чем. Пока мы съезжаем, я попросила, чтобы он не приходил, не пакостил. А то он приходит, долбит — дети орут диким криком.
На лето Исаевы переедут на дачу в Чурилово. Там не проведена вода, но в теплое время года жить можно. Также у Алены есть сестра, которая готова их приютить. Алена не сомневается, что квартиру удастся как-нибудь вернуть: адвокат сказал ей, что в судебных документах могли быть ошибки. Супруг Андрей тем временем смирился.
— Он давно мне сказал отпустить эту ситуацию. Потому что нервы дороже. Он просто видел, как я утром встаю и у меня руки скрючивает от нервов. Он сказал: «Всё, хватит». Говорит, летом будем на даче жить, а зимой посмотрим, может, снимем что-нибудь, — говорит Алена.
«Шанс выиграть дело — один на тысячу»
В пресс-службе Сбербанка корреспонденту 74.RU сообщили, что все операции, в том числе торги, были проведены законно. Обращение в суд при этом — вынужденная мера. Но подробно комментировать эту историю в банке не стали, сославшись на политику конфиденциальности.
— Клиенту были предложены различные варианты урегулирования и условия их оформления, однако они не были выполнены, в результате банк был вынужден обратиться в суд. Дальнейшие процедуры по реализации залогового имущества были исполнены по решению суда в полном соответствии с действующим законодательством, — сообщили в Сбербанке.
Юрист, основатель компании «Форлекс» Николай Попов рассказал, что в своей практике сталкивался с подобными историями и нюансов здесь много. И то, что в квартире на момент продажи проживали несовершеннолетние, по его словам, ничего не значит.
— Если квартира покупается по ипотеке, то совершенно не имеет значения, совершеннолетние там живут или несовершеннолетние. Их могут выселить по решению суда. Ничего не сработает. Максимум — суд может дать отсрочку исполнения решения, — считает юрист.
Николай Попов отметил, что не погружен конкретно в эту ситуацию, но по опыту подобных дел предположил, что семья могла просто бездействовать в нужный момент. Отсюда и проблемы.
— Возможно, они заняли пассивную позицию и особо ничего не делали. Вот этот добросовестный покупатель квартиры их выселит и максимум, что они теперь могут просить — отсрочку исполнения решения суда. Меня вообще всегда это удивляет: судишься, у людей дети и последнее жилье, а в суд никто не ходит, письма никто не получает. Потом выносят решение, приставы уже на торги выставляют квартиру, проходит год-два, а люди такие: «Ой, а у нас квартиру забрали», — рассуждает эксперт.
При этом он допустил, что банк действительно мог не взять у Исаевых 30 тысяч и потребовать погашения всей задолженности сразу:
— Банку чем больше вы дадите — тем лучше. Им в этом плане всё равно: дети там или еще какие-то обстоятельства. Если практический совет давать, то надо дожидаться, пока банк подаст в суд. Уже в суде высчитывается сумма просрочки, сумма основного долга и проценты. Без неустойки. И всё, вы входите в график. Но банк всегда будет накидывать штрафную неустойку, если вы платите ее добровольно, — уверен Николай Попов.
Иными словами, требование банка — законное, потому что Исаевы подписали соответствующий договор. Но неустойку можно было бы снизить и спокойно войти в график, если не поддаваться на давление банка и решить вопрос в суде.
Также вполне могут быть правдой слова Алены о том, что банк незадолго до выставления квартиры на торги потребовал внести сразу 1,2 миллиона — всю оставшуюся сумму ипотеки:
— Банк говорит: «Мы с вами кредитный договор расторгаем, поэтому платите всё сразу». Но надо понимать, что кредитный договор банк может расторгнуть только в суде. То есть если вы соглашаетесь, юридически не подкованы и платите, то всё по закону. Но если вы не согласны, это уходит в суд. А там уже будет возможность импровизировать.
Требования нового собственника освободить квартиру Николай Попов поддержал:
— Он же пошел на торги, купил квартиру. Конечно, он хочет освободить свою собственность. Он же за нее деньги заплатил, а не просто так получил. Но отключать электричество — это уже самоуправство. Семья же там зарегистрирована, значит у них есть право пользования. Квартира в собственности того человека, но у семьи есть неоспоренное право пользования. Он сможет с них взыскивать за то, что они пользуются его квартирой, счета им выставить может, но не электричество отключать.
При этом, по мнению юриста, у Исаевых мало шансов вернуть свою квартиру:
— Раз уже квартира ушла на торгах, то теперь только с новым собственником договариваться.
Однако формально отменить решение суда все-таки можно, если будет доказано, что при проведении торгов были ошибки.
— Они, скорее всего, будут пытаться признать торги недействительными, какие-то основания для этого придумывать. Всякое бывает, может, процедура не была в чем-то соблюдена. Но шанс выиграть такое дело — один на тысячу. И если квартира все-таки вернется в их собственность, то им надо будет решать вопрос с ипотекой. Они, скорее всего, будут отдавать деньги человеку, который на торгах выкупил квартиру, — заключил Николай Попов.
Считаете недовольство семьи обоснованным?