Пришло лето, люди вместе с телами оголили свои татуировки, и их, как это принято, начали активно обсуждать (и осуждать) интернет-комментаторы. Замдиректора Сети городских порталов и поклонник тату-культуры Анатолий Ефремов размышляет о том, что чистая кожа ещё не признак превосходства одних людей над другими.
У меня есть одно так называемое «постыдное удовольствие»: читать комментарии под любым нашим материалом про татуировки. И играть в «тату-бинго». Вписываешь в квадрат из 16 клеток типичные мнения про тату, а потом ищешь их в комментариях. Нашел одно — зачеркиваешь клетку. Зачеркнул линию клеток по вертикали, горизонтали или диагонали — бинго закончено. Никогда не играл в эту игру дольше двух страниц комментариев. Чаще всего хватает одной.
«Дикари», «уродуют себя», «ума нет», «не все в порядке с психикой» — проводят артподготовку приверженцы незатейливой классики. «Проще будет опознать», «кочегара на заднице себе наколи» — начинают наступление юмористы. «Чистое тело — красивое тело», «девушка с татуировкой выглядит грязно», — открывают канонаду адепты гигиены. «Вы хоть думаете, как эти тату будут выглядеть в 50 лет?» — зачищают поле боя провидцы будущего. Рефреном через этот набор коллективной мудрости проходят комментарии от людей, менталитет которых с одной стороны подпёрт тюрьмой, а с другой — армией. Все эти люди, видимо, искренне считают, что отсутствие татуировок возвеличивает их над теми, у кого татуировки есть. Безусловно, это очень простой способ самоутвердиться — не надо прилагать никаких усилий, можно даже не вставать с дивана. У тебя нет татуировок, и ты уже красавчик. А у кого они есть — те второсортные люди, которые тебя стригут, чинят твою машину, наливают тебе кофе или делают бургер. А чем им ещё заниматься, размышляют «чистокожие», их же с татуировками больше ни на какую работу не возьмут.
Это как 150 лет назад отсутствие загара считалось признаком аристократии, потому что если ты загорелый, значит, проводишь много времени на открытом воздухе, занимаясь физическим трудом, которого не имеешь возможности избежать. Сегодня бледная кожа вряд ли скажет о статусе своего носителя что-то кроме того, что он много времени проводит в офисе без окон. Зато многое о людях говорит то, как они относятся к татуировкам. Помните, в 90-е улицы были полны праздных повес, которые бесцельно шарашились там и сям и приставали к людям: а чо у тебя серёжка в ухе (очки/длинные волосы/футболка с «Нирваной»), ты.. (лицо нетрадиционной сексуальной ориентации), что ли? Гыгы. Есть ощущение, что тогда какую-то часть этих повес заморозили в глыбе льда и теперь каждый раз, когда кто-то что-то пишет про татуировки, эту глыбу разбивают и говорят им: ребята, там опять про синюю болезнь, камон. Так вот, для них есть плохие новости: у нас тут беспилотные такси, нейросети пишут музыку, ворота открываются, если им позвонить, Маск отправил «Теслу» в космос, а татуировка давно перестала быть уделом маргиналов.
Мастер, который делает мне татуировки, работает в салоне, куда приходит очень разная публика. Много молодежи, но есть и солидные дяди, которые явно не от ящика с помидорами или гаек в автосервисе оторвались на часок, чтобы по-быстрому сбегать и упрочить свой статус второсортного человека еще одной татуировкой. Вы в курсе вообще, сколько стоят татуировки? Не в подворотнях с диодной рекламой «волк, тигр, дракон — все по 500 рублей», а в нормальном салоне, где мастер может час потратить на дезинфекцию инструментов. Так и представляю себе тупого, больного на голову дикаря, который сначала в армии год оттрубил, потом ещё отсидел, вышел и давай пятизначными суммами сорить. Я вас уверяю, что человек, который может выложить от 10 тысяч за большую татуировку, которую вы точно увидите, способен на адекватный мыслительный процесс. Как минимум он потратит достаточно времени на то, чтобы решить, нужен ли ему рисунок на себе, как он должен выглядеть и где найти мастера, который не сделает портак вместо татуировки. Потому что навсегда уродовать себя за такие деньги — извините, дураков нет.
Первую татуировку (а точнее, пресловутый портак) я сделал себе лет в 16 — признаюсь честно, по дурости. Подростковое бунтарство требовало максимально радикального выхода. Носить портак в 90-е в небольшом заводском городке со средневековыми нравами — то, что надо. Делал мне её приятель самодельной машинкой и бытовыми чернилами прямо дома. Тогда в моём окружении было целых три человека с «рукавами» из тату, и выглядели они ну чисто как стадионные рок-звезды. Но следующую татуировку я сделал только через 10 лет — мне этого хватало. В тот момент на улицах уже появилось много людей с татуировками — трайбал и полинезия, надписи, разные дикие звери. С фантазией и у мастеров, и у клиентов тогда было не очень хорошо, да и найти приличного мастера было крайне тяжело.
Только после 30, всё взвесив, решив, что мне это действительно надо, и найдя хорошего мастера, я начал «закатывать» руки. И быстро вышел за пределы социально приемлемой зоны для татуировок. Две самые первые, разумеется, перекрыл. Меня не поразил гром, я не отупел и не одичал, меня не уволили с хорошей ответственной работы, на которой я много общаюсь с людьми разного калибра и социального статуса. Наверно, кого-то из тех, с кем я общаюсь, напрягают мои тату. Но им почему-то нет нужды говорить мне об этом, и никто ещё не перестал со мной общаться только потому, что моя кожа не такая чистая, как у него. В Европе я часто вижу дяденек и тётенек 50+, покрытых татуировками. Они улыбаются и в целом отлично проводят время, вряд ли думая «О боже, мне за 50, что стало с моими татуировками». И если бы мне надо было выбрать, у кого спросить дорогу: у веселого татуированного дедушки или у угрюмого соотечественника в клетчатых шортах с вещевого рынка, но зато с типа чистой кожей, выбор был бы очевиден.
Теперь о том, зачем я постоянно читаю комментарии под текстами про тату. Не то чтобы меня на самом деле трогало мнение анонимов на эту тему. Это такой довольно длинный социальный эксперимент, который я провожу в надежде на то, что однажды пролистаю 15 страниц комментариев и не зачеркну ни одну клетку в «тату-бинго».
P. S.: Не стоит говорить человеку с татуировками слово «наколка», чего доброго, он решит, что вы пересидок.
В феврале мы рассказывали о людях, которым небольшой надписи на лбу или точки между бровей будет мало. Наши герои с гордостью демонстрируют свои разукрашенные носы, уши и даже глаза. Фотоподборка не для слабонервных!
А недавно доктор медицинских наук, завкафедрой морфологии и профессор Пятигорского медико-фармацевтического института Светлана Калашникова рассказала о том, о чём изо всех сил молчат в тату-салонах. После такого, сто раз подумаешь, делать татуировку или нет.
Каждая колонка в рубрике «Мнение» на 74.ru неизменно вызывает живой резонанс. Вот несколько последних публикаций. Журналист Артём Краснов поразмышлял об уходящем культе больших псов. Молодая мама рассказала, почему взрослые не должны раздражаться на детей в самолёте. Вместе с челябинским урбанистом рассуждали об уродстве города. Жительница чесменского села поделилась, почему её тошнит от чиновников. Общение в интернете может действовать на нервы, но есть способ от этого спастись.
Если у вас есть интересная или проблемная история из личной жизни для рубрики «Мнение», а может быть, просто свой взгляд на злободневную тему, пишите нам на почту редакции. Телефон службы новостей 7–0000–74.