Александр Хлопов, написавший программу для фиксации нарушений общественного транспорта, попытался привлечь к проблеме маршруточного беспредела чиновников из управления транспорта, но разговора не получилось. Вместо конструктивной беседы челябинца вытолкали из кабинета начальника управления транспорта Максима Кичеева. В ситуации разбирался 74.RU.
Кто такой Александр Хлопов
Александр составил программу, которая выявляла нарушения по видеозаписям с камер «Интерсвязи» и автоматически направляла жалобы в интернет-приёмные разных ведомств: администрацию города, в управление транспорта, в ГИБДД. Первая реакция чиновников была болезненной: Александру говорили, что «его действия отдают маразмом». Но упорство челябинца дало результат — через полгода водители маршруток и транспортные компании получили штрафы на сотни тысяч рублей.
Помимо рассылки автоматических сообщений, Александр вёл и «личную работу», записываясь на приёмы к чиновникам и объясняя им суть проблемы.
— Я обращался к начальнику управления транспорта Максиму Кичееву полгода назад, и он сказал, что продлевать соглашения с транспортными компаниями, которые допускают регулярные нарушения, город не будет, — рассказал Александр. — Но прошло время, а ситуация не меняется. Я вижу, как маршрутки систематически объезжают пробку по улице Кирова в районе храма Святой Троицы. Я вижу высадку пассажиров в забор около площади Революции. Я вижу сотни нарушений на остановках.
Александр отмечает, что, несмотря на его многократные жалобы на водителей маршрута №39, которые, со слов чиновников, были перенаправлены в ТОГАДН (управление государственного автодорожного надзора), информации об их проверках нет.
— ТОГАДН обязаны назначать внеплановые проверки по закону 196-ФЗ и давать ответ в органы исполнительной власти, сделавшие запрос. Получается, либо Кичеев ничего не отправил, либо ТОГАДН не стала проверять данные нарушения, — рассуждает Александр.
Чтобы заметить нарушения маршруток, не нужны спецсредства: достаточно встать почти на любом перекрёстке и понаблюдать за манерой их езды. В нашей рубрике «Нарушение месяца» без маршруток не обходится ни один выпуск. Такой стиль езды регулярно приводит к авариям с пострадавшими.
Что ответил начальник управления транспортом Максим Кичеев
На днях Александр повторно обратился к Максиму Кичееву с вопросом, почему маршрутные компании, чьи водители совершенно открыто плюют на Правила дорожного движения и маршрутные карты, продолжают работать в городе. Разговор получился напряжённым.
Чиновник сослался, что обращения Александра относятся к зоне ответственности ГИБДД и территориального отдела Государственного автодорожного надзора (ТОГАДН).
— Когда с вами в прошлый раз встречались, вы говорили, что не будете заключать договоры и продлевать их с теми организациями, которые нарушают, — напомнил чиновнику Александр.
— А у меня есть основания? — парировал Максим Кичеев.
— А у вас нет оснований? Вы с ГИБДД не сотрудничаете? Меня давят. Я ежедневно иду, и меня пытаются задавить. У вас нет оснований?
— Я ещё раз говорю: это не относится к тем компетенциям, которые есть. У нас в договоре не прописано «нарушение Правил дорожного движения».
Складывается впечатление, что ответ чиновника означает следующее: нам неважно, как ездят маршрутчики, и при заключении договора мы смотрим на другие аспекты. Хотя вполне очевидно, что Александр спрашивает о системном решении проблемы, а не пересылке его жалоб между ведомствами.
В Челябинске контроль маршруток распределён между тремя ведомствами. ГИБДД может выявлять и наказывать традиционные водительские нарушения (глава 12 КоАП), соблюдение маршрутов и специфические для общественного транспорта нарушения выявляет ТОГАДН, а управление транспорта отвечает за проведение конкурсов и соблюдение контрактов. Но ни одна из перечисленных структур не берёт на себя ответственность за царящий в городе маршруточный хаос: на наши многочисленные запросы ответ всегда был один — это не наше дело, обращайтесь туда-то.
Это создаёт идеальную ситуацию для административного футбола, потому что, например, полномочия сотрудника ГИБДД не позволяют контролировать соблюдение маршрута или отстранить водителя от работы, а сотрудник ТОГАДН не может оштрафовать за проезд на красный свет или движение по встречной полосе. Управление транспорта и вовсе занимает позицию молчаливого согласия.
Маршрутчики чувствуют себя неприкасаемой кастой — огромные деньги, которые прокачиваются каждый день через транспортные компании, делают невыгодным их чрезмерный контроль. Маршрутчик, проскакивающий на красный свет, опасен для людей, но выгоден для тех, кто контролирует бизнес. Чем чаще он проскакивает, тем большую прибыль получают хозяева. Городская администрация, судя по всему, занимает позицию невмешательства.
Неуловимые контракты
Александр Хлопов привлёк внимание Максима Кичеева и к непрозрачности сведений о контрактах.
— Например, по городу ездят маршрутки № 39 и №40, но если верить реестру, который размещён на сайте Тransport.cheladmin.ru, договоры операторов этих маршрутов закончились летом и осенью этого года, — объясняет свои претензии Александр Хлопов. — При этом на том же сайте информация о проведённых конкурсах очень скудна: я не вижу в перечне ни одного из указанных маршрутов. Откуда тогда эти маршрутки берутся на линии?
Максим Кичеев сослался на изменение правил ведения реестра, с чем якобы и связана неполная информация о маршрутах.
Скачанный нами в пятницу файл подтверждал слова Александра: сроки договоров по указанным маршрутам уже истекли. В пятницу же мы обратились к Максиму Кичееву с просьбой пояснить ситуацию: он обещал сделать это в понедельник. В понедельник дозвониться до него не удалось, но на сайте Сheladmin.ru появился новый файл, где перечисленные маршруты указаны без даты окончания действия договора. Даже если все процедуры проведены по закону, вопросы к прозрачности остаются.
«Вы просто дармоеды»
Разговор Александра с Максимом Кичеевым закончился на повышенных тонах. Челябинец назвал чиновников дармоедами, за что чиновники, судя по аудиозаписи, перешли на грубый тон и вытолкали его из кабинета.
Сам Александр считает, что использованное им слово верно:
— Что мешает самому Кичееву выйти с фотоаппаратом на остановку рядом со своим офисом, где нарушения происходят пачками, и набрать «нормативную базу»?
Больше всего Александра задевает вопрос: почему управление транспорта продлевает договоры с компаниями, чьи водители нарушают совершенно открыто и регулярно.
— Представляю, как это происходит, — иронизирует Александр. — Приходит за свидетельством директор организации-перевозчика и просит продлить договор. Кичеев строго так спрашивает: «А вы ничего не нарушаете? Карты маршрута соблюдаете? Пассажиров всегда на остановочных пунктах высаживаете?» Директор говорит, мол, конечно, как вы могли такое подумать? Кичеев: «Ну, раз так, конечно, можно продлить договор ещё на пять лет».
Десятки тысяч нарушений в месяц
Александр тем временем перенастроил свою программу на контроль нарушений на трёх других остановках, и результаты впечатляют: за три первые недели декабря его нейросетевой бот в автоматическом режиме выявил более 20 тысяч нарушений.
— Большая часть маршруток на фото принадлежит компаниям, ранее оштрафованным на перекрёстке 40 лет Победы и Комсомольского проспекта, то есть они перестали нарушать только в поле зрения камер «Интерсвязи», — объясняет Александр. — Что мешает администрации установить камеры на остановках города? Ведь за автомобилистами следят сотни камер, а маршрутки с их опасным стилем езды остаются безнаказанными.
За полгода сражений Александру удалось добиться пусть локального, но результата. И на этом фоне непонятны расписки чиновников в собственном бессилии — у них и связей, и полномочий гораздо больше. Меньше только желания.
И вместо удаления корня проблемы они в очередной раз предлагают челябинцам рубить ветки, отправляя по инстанциям жалобы, на которые маршрутчикам наплевать. Бизнес, и ничего личного.
Заметили ли вы улучшения в работе общественного транспорта Челябинска за последний год?
Развитие челябинского общественного транспорта не первый год происходит в декларативном ключе: так, из 25 километров полос общественного транспорта, запланированных на 2019 год, сделали лишь одну десятую часть, да и та не работает: по выделенкам ездят в основном легковушки. Причина проста — движение по выделенным полосам никак не контролируется, и из 20 новых камер видеофиксации на участках со спецполосами нет ни одной.
Тем временем новые автобусы, купленные для Челябинска, простаивают по нелепой причине: не могут найти водителей. Может быть, потому что все они зашибают нелёгкую деньгу на маршрутках? Прямо замкнутый круг какой-то.
Знаете больше о работе общественного транспорта в Челябинске и хотите рассказать о внутренней кухне? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.