Перевозчикам Копейска объявили о закрытии всех частных маршрутов города с середины июля. В мэрии объяснили это созданием новой транспортной схемы, которая свяжет Челябинск с пригородом — Копейском и Сосновским районом. Но, как сообщили 74.RU в региональном Министерстве дорожного хозяйства и транспорта, первые результаты по созданию этой схемы будут готовы только к концу нынешнего года. Кто до этого времени будет возить пассажиров и как будет в целом выстраиваться работа с частными компаниями — маршрутчики теряются в догадках. Они направили официальный запрос чиновникам и готовятся обратиться в прокуратуру. Подробности — в материале 74.RU.
Рафида Суктубаева занимается частными перевозками 20 лет. В Копейске её компания обслуживает пять маршрутов. Кроме того, предпринимательница является заместителем председателя товарищества перевозчиков, которое в прошлом году официально зарегистрировали в городской администрации. В товарищество входят 12 транспортных компаний. И, как рассказала нашему корреспонденту Рафида Суктубаева, все они получили в середине декабря уведомления с одной и той же формулировкой о прекращении действия частных маршрутов.
— Обычно такие уведомления присылают за месяц. Пишут, что в связи с окончанием срока договора нужно предоставить необходимые документы для его продления. А здесь речь идёт о маршрутах, — недоумевает перевозчик. — Я задавала этот вопрос на пресс-конференции главе города Андрею Фалейчику. Он сказал, что это связано с законом об агломерации, который приняли в конце декабря. Потом мы написали в мэрию письмо с просьбой подробно рассказать, на основании чего закрываются маршруты. Если так же напишут, что в связи с агломерацией, то это будет вдвойне интересно. Уведомления мы получили раньше, чем был принят этот закон. Дальнейшие наши действия будут зависеть от этого ответа. Будем обращаться в прокуратуру или другие надзорные органы.
Рафида Суктубаева отметила, что рынок частных перевозок в Копейске кардинально отличается от того, как работают челябинские предприниматели. Если в областном центре один маршрут обслуживает только один перевозчик, то в пригороде на одном маршруте могут трудиться до пяти-шести компаний.
— Допустим, у нас есть маршрут № 2, там 10 машин ходит от пяти предпринимателей, — приводит пример заместитель председателя товарищества перевозчиков. — Всего на 12 перевозчиков у нас 55 машин и 110 водителей. Если в июле маршруты закроются, значит, свидетельства, которые нам были выданы администрацией города, автоматически аннулируются. Как будут искать новых маршрутчиков — мы не знаем. То ли конкурс проведут, то ли Министерство дорожного хозяйства и транспорта их назначит — молчат.
В кругах перевозчиков обсуждают — новую транспортную схему хотят сделать по примеру Москвы и Санкт-Петербурга, но эта идея вызывает у них большой скепсис. Если в столице, чтобы разгрузить её от машин, для жителей пригорода создали единый проездной билет на три часа с возможностью добраться до нужной точки до метро, то для чего это Челябинску?
— Но у нас-то метро нет. Зачем они это делают? — не понимают маршрутчики. — До нас дошли слухи, что к нам готовятся запустить челябинских перевозчиков. А МУП, скорее всего, преобразуют в ООО, которое займётся социальными маршрутами.
В самом Челябинске на рынке частных перевозок пока тихо. По словам начальника городского управления транспорта Максима Кичеева, маршрутчики работают как обычно. Уведомлений им не рассылают, это подтверждают и сами предприниматели из этой сферы.
Владелец одной из челябинских компаний, попросивший не называть его, предположил, что в областном центре просто элементарно опаздывают от коллег из Копейска.
— Копейск начал готовиться к этому документально, впереди планеты всей. В Челябинске же такая работа не проводится. На сайте управления транспорта, наоборот, размещены торги на некоторые маршруты, по итогам которых собираются заключить контракты на пять лет. Хотя в законе прописано, что 2020 год — переходящий, а после этого будут отыгрываться новые конкурсы. Получается, что в Челябинске как будто догоняют поезд и пытаются закинуть в него узелки, которые хотели бы с собой взять.
Мы попросили прокомментировать ситуацию Министерство дорожного хозяйства и транспорта региона. В ведомстве позиция оказалась несколько иной. Там подчеркнули, что договоры с частными компаниями в Копейске не расторгают — они просто заканчиваются.
— Обозначенный в договорах срок действия истекает, и это не имеет отношения к новой транспортной агломерации, — объяснили в Миндортрансе. — С того момента, как перестанет действовать нынешний контракт, перевозчик вправе получить свидетельство об осуществлении деятельности по муниципальному маршруту. Свидетельство действительно до момента заключения новых контрактов уже в рамках транспортной агломерации (перевозчики определяются по результатам аукциона/конкурса).
Новая маршрутная сеть сейчас только разрабатывается, на это законом отведён весь 2020 год. За это время планируют провести научно-исследовательскую работу и создать оптимальное движение общественного транспорта, увязав его с муниципальными и межмуниципальными маршрутами.
Также должны появиться единая система безналичных расчётов за поездки в общественном транспорте, возможность пользоваться пересадками, количество которых не ограничено в пределах времени действия билета (60 и 90 минут).
Тише едем — дальше будем?
В апреле прошлого года Алексей Текслер проверил работу общественного транспорта в Челябинске. Главе региона решили показать образцовую работу трамвайного депо, где он провёл совещание с чиновниками, ответственными за эту сферу. Тогда он дал подчинённым две недели на составление плана по выводу транспорта из кризиса.
Документ главе региона сдали только через месяц. Он раскритиковал предложенную мэрией концепцию развития общественного транспорта и написал гневный пост в Instagram.
С нового года отвечать за развитие в Челябинске общественного транспорта теперь будет правительство региона. Глава города Наталья Котова уже передала часть ответственности за эти вопросы. В частности, предложение о переносе автовокзала «Центральный» возле дворца спорта «Юность» будут обсуждать в областном правительстве. По данным опроса, большинство жителей высказалось за то, чтобы освободить площадь перед спортивным объектом от автобусов.
Год назад власти утвердили любопытную программу развития транспортной сети. Сегодня мы рассказали, что в итоге из этого вышло.
Столкнулись с проблемами в работе общественного транспорта? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.