География полетов из России в другие страны постепенно увеличивается. В конце января федеральный оперативный штаб по борьбе с коронавирусом расширил список российских аэропортов, из которых разрешены международные рейсы. С 8 февраля самолеты смогут летать из аэропортов Астрахани, Екатеринбурга, Иркутска, Махачкалы, Минеральных Вод, Нижнего Новгорода, Перми и Хабаровска. Увы, Челябинска в этом списке нет.
— По итогам состоявшегося обсуждения и с учетом эпидобстановки в отдельных странах штабом принято решение о возобновлении на взаимной основе международного авиасообщения с 8 февраля 2021 года, — говорится в сообщении правительства.
Правда, Екатеринбургу сначала разрешили принимать самолеты только из двух стран — Армении и Белоруссии. Временной период пока тоже небольшой — с 1 февраля по 1 марта 2021 года. А на борт допустят лишь граждан Евразийского экономического союза (туда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. — Прим. ред.). Каждый пассажир должен будет сдать тест на COVID-19 и загрузить результат в специальное приложение.
Ранее разрешение возобновить междугородное авиасообщение получили Москва, Петербург, Ростов-на-Дону, Казань, Новосибирск, Самара, Владивосток, Грозный, Красноярск и Калининград. Таким образом сейчас в России открыты 20 воздушных пунктов пропуска через границу.
В аэропорту Кольцово подтвердили, что возобновляют зарубежные рейсы.
— Из Кольцово возможно выполнение рейсов по всем зарубежным направлениям, куда разрешены полеты из России. О том, куда будут осуществляться полеты, мы и авиакомпании обязательно будем информировать общественность, — рассказали в пресс-службе екатеринбургского аэропорта. — Уже поставлены рейсы в Ереван и в Дубай.
О запуске рейса в Армению объявила авиакомпания «Уральские авиалинии». С 6 февраля по субботам самолеты будут отправляться из Екатеринбурга в Ереван. Цена билета — от 11 007 рублей в одну сторону.
— До закрытия границ в связи с пандемией (с 27 марта прошлого года. — Прим. ред.) авиакомпания выполняла прямые рейсы в столицу Армении из Екатеринбурга и других городов России, — сообщили в пресс-службе «Уральских авиалиний». — Также рассматриваем возможность открыть новые рейсы в Беларусь.
В конце недели также стало известно о возобновлении полетов из Екатеринбурга в Дубай. Но с частотой не более одного рейса в неделю.
— С радостью сообщаем, что мы вновь будем перевозить жителей Урала в Дубай без пересадок. Рейсы стартуют с 14 февраля, — рассказали 74.RU в компании «Уральские авиалинии». — Объединенные Арабские Эмираты — одно из самых долгожданных направлений для наших пассажиров. Больше всего спрашивали именно по открытию рейсов в Дубай. Наконец-то можем предложить еженедельные полеты в эту удивительную страну.
До конца марта самолеты из Екатеринбурга в ОАЭ будут летать раз в неделю по воскресеньям. Затем возможно увеличение частоты до четырех раз в неделю, уточнили в авиакомпании. Стоимость от 16 500 рублей в одну сторону и от 32 тысяч рублей за билет туда-обратно.
Перед перелетом надо сдать тест на коронавирус и загрузить результат в приложение «Путешествую без COVID-19». Россияне, прибывающие из-за границы, заполняют специальную форму на портале госуслуг, а затем в течение трех дней загружают в нее результат исследования на коронавирус, выполненного по приезду. Все пассажиры международных рейсов, независимо от гражданства, на борту заполняют спецанкеты. В течение суток их передадут в Роспотребнадзор по месту дальнейшего следования прибывших.
У Челябинска прямых рейсов с другими странами не было с начала пандемии — то есть с конца марта прошлого года. Исключением стали вывозные рейсы, на которых жители региона возвращались из-за рубежа. Почему наш город вновь оказался за бортом, и когда из Челябинска можно будет улететь за рубеж без пересадок? По словам экспертов, Челябинск отсутствует в списке аэропортов с вылетом за границу потому, что реконструированный для международных рейсов старый терминал официально не принят в эксплуатацию.
За 2020 год пассажиропоток челябинского аэропорта составил более 1 млн 165 тысяч человек. Это на 32,5% меньше, чем в 2019-м (1 725 731 пассажир). На внутрироссийских линиях через нашу воздушную гавань прошли 1 139 067 человек, или 98% от общего показателя по году. Услугами авиакомпаний на международных направлениях воспользовались 26 222 человека (2%).
— Сейчас для открытия международных полетов из того или иного аэропорта есть и дополнительные критерии: достаточная площадь терминала для обеспечения соцдистанции и размещения требуемых сейчас пунктов эпидемиологического контроля, а также наличие в аэропорту пунктов экспресс-тестирования на COVID-19, — объяснил транспортный редактор Travel.ru Юрий Плохотниченко. — Например, на юге страны ситуация похожа на уральскую. Обладающий в обычное время множеством международных рейсов Краснодар до сих пор закрыт для таких полетов из-за недостаточных площадей в международном терминале. Краснодарцам приходится летать за рубеж из соседнего Ростова.
Генеральный директор челябинского аэропорта Андрей Осипов ранее говорил, что в здании международного терминала уже провели реконструкцию. Отремонтировали и старый зал вылета международных линий, который в будущем будет зоной прилета. К нему пристроили павильон из легковозводимых конструкций. Сейчас Росгранстрой занимается техническим перевооружением пунктов пропуска. И, по словам экспертов, это работа действительно занимает много времени.
«Разрешение на международные вылеты дадут одновременно с физическим открытием терминала. Ничего личного к Челябинску здесь нет»
— Не думаю, что это какая-то большая политика. Разрешение на международные вылеты дадут одновременно с физическим открытием терминала. Сейчас, пока он не принят, это сделать невозможно. Необходимо соблюсти все процедуры, связанные с эпидконтролем, — отметил директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич. — Если ранее аэропорты открывали по каким-то странным правилам и последовательности, то сейчас ощущение, что просто сняли ограничения, и всё. Практически все международные аэропорты открыли одновременно. Так что ничего личного к Челябинску здесь нет.
Реновацию международного терминала, скорее всего, завершат к маю. По крайней мере, именно этот месяц упоминался в заявлениях чиновников во время официального открытия нового терминала на прошлой неделе.
— Идет работа в международном пункте пропуска. Алексей Леонидович [Текслер] поставил задачу, чтобы к 1 мая [аэропорт] мог уже принимать и на вылет, и на прилет международные линии, — сказал глава регионального Миндортранса Алексей Нечаев.
Решение об открытии авиаперелетов из того или иного города основывается на массе факторов как экономического, так и эпидемиологического характера. В том числе учитываются объемы пассажироперевозок из региона и в регион, а также издержки авиаперевозчиков, добавили эксперты.
«Сначала открываются перелеты из городов, где заболеваемость пошла на спад, где выше доходы и, соответственно, платежеспособность населения»
— На потенциальный пассажиропоток влияет не только эпидемиологическая обстановка, но и средний уровень доходов. Это неизбежно скажется на количестве желающих лететь на курорты. Поэтому неудивительно, что сначала открываются перелеты из городов, где заболеваемость пошла на спад, где выше доходы и, соответственно, платежеспособность населения, — объяснил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. — В расчет берется возможность жителей добраться иным транспортом до крупных транспортных узлов, откуда и будут осуществляться авиаперелеты за рубеж. Авиаперевозчики находятся сейчас в крайне тяжелом финансовом положении, они вынуждены экономить. И не брать пассажиров буквально из каждого крупного российского города, а объединять местные потоки в один крупный транспортный кластер, а уже оттуда осуществлять перелеты.
Сейчас авиакомпании очень аккуратно подходят к открытию авиасообщения.
— Проще всего было согласовать полеты в ОАЭ. Дело в том, что у «Уральских авиалиний» был парадоксальный рейс Екатеринбург — Уфа — Дубай. «Международку» из Екатеринбурга делать было нельзя, а Уфе дали право летать за рубеж еще в прошлом году. Бред, конечно, но другой технологии у авиаперевозчиков тогда не было, — рассказал Анатолий Гуревич. — С одной стороны, запуск прямого рейса — это здорово. Но с другой стороны, есть риск закрытия Эмиратов. Запрет могут ввести как власти ОАЭ, так и наши. В Эмиратах в последнее время зафиксирован резкий рост заболеваемости. Они балансировали на уровне 1000–1200 заболевших в день, а сейчас чуть ли не 7,5 тысячи ежедневно. С 1 февраля введены новые правила и сроки сдачи тестов. Не исключено, что будут жесткие ограничения.
Постпандемийные перспективы пока очень смутные, соглашаются и другие эксперты.
«Из большинства регионов международные полеты, скорее всего, пока ограничатся Турцией»
— С одной стороны, в летнем сезоне наверняка будет колоссальный отложенный спрос на курорты Турции и иных стран, которые разрешат беспроблемный въезд гражданам России. С другой стороны, почти все ожидают, что восстановление деловых поездок будет очень медленным. Европа вообще может остаться закрытой до осени или зимы, так что из большинства регионов международные полеты, скорее всего, пока ограничатся Турцией, — акцентировал Юрий Плохотниченко. — Правда, по окончании эпидемии Россия может рассчитывать на серьезное увеличение въездного потока. Иностранцам из 53 стран, включая большинство европейских, теперь можно приезжать по электронным визам, без муторного оформления в консульствах.
Правда, для такого въезда пока открыты только 14 аэропортов, среди которых есть Екатеринбург, но нет Челябинска. Но это дело поправимое. Основным критерием допуска будет наличие оборудования для обработки электронных виз в пункте погранпропуска в аэропорту. А раз в Челябинске завершается реконструкция этого пункта, то и оборудование там должно соответствовать.
«Прогнозировать сроки полного восстановления международного авиасообщения сегодня нет смысла»
— Мы видим, что ситуация остается нестабильной, страны Евросоюза занимают весьма осторожную позицию, а на фоне появления новых штаммов вируса происходит даже введение новых ограничений, — отметил исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Можно сказать лишь одно: ограничения сохраняются и, судя по всему, на длительное время. При этом возобновление полетов в ряд стран состоялось еще в прошлом году. Ключевой рынок — турецкий — открыт, и мы увидели в 2020 году большой интерес к этому направлению. Полагаю, что в числе международных направлений именно Турция будет доминировать с большим отрывом.
Эксперты успокоили: по мере спада пандемии доходы россиян стабилизируются, издержки авиаперевозчиков придут в норму. Тогда начнут возобновляться прямые перелеты за рубеж из городов, которые сейчас этой услугой «обделены».
Список стран, куда могут летать россияне, постоянно меняется. Официальную информацию можно узнать на сайте Федерального агентства по туризму.