Всё это появится в международном секторе, который после строительства нового терминала внутренних воздушных линий перенесли в старое здание с колоннами и башенкой.
Строительные работы завершены, аэровокзал начали оснащать необходимым оборудованием в соответствии с требованиями пограничной, таможенной и миграционной служб.
— Международный сектор не просто перенесли в другое место. Существующие помещения зданий аэровокзального комплекса нужно было так приспособить для нужд международных воздушных линий, чтобы в несколько раз увеличить пропускную способность, — рассказали представители генерального подрядчика — группы компаний Limak Marash. — В результате прогнозируемый годовой пассажиропоток будет увеличен до 597 тысяч человек.
Поначалу старый аэровокзал в стиле сталинского ампира, построенный в 50-х годах прошлого века, хотели полностью стереть с лица земли.
— Там настолько неудобная планировка, что проектировщики посчитали: дешевле снести существующее здание, чем его реконструировать, — говорил в 2017 году бывший тогда главным архитектором города Николай Ющенко.
Но за аэровокзал вступились градозащитники, в итоге приняли решение пристроить к зданию дополнительные павильоны. Снаружи фасад остался практически таким же, как и раньше.
Аэропорт Баландино ведет историю с 15 августа 1930 года. В этот день из нашего города выполнили первый пассажирский авиарейс по маршруту Свердловск — Челябинск — Магнитогорск. Тогда аэропорт находился на аэродроме Шагол. На нынешнее место аэровокзал перенесли в конце 1953 года.
Общая площадь застройки составила 10 052 квадратных метра. При этом площадь помещений, включая подземный и технический этажи, — 19 011 кв. м.
— Если говорить об объеме работ в целом, то это перепланировка, капитальный ремонт и подключение объекта к инфраструктуре. Обновлены и автоматизированы инженерные системы здания: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, отопление, электроснабжение, электроосвещение, система пожарной безопасности и сети связи. Обустроили кровлю, в помещениях построили стены и перегородки, в том числе витражные, — рассказали представители Limak Marash. — Мы выполнили поставку, установку и пусконаладочные работы системы обработки багажа, досмотрового оборудования и технологической мебели. Важной задачей в ходе реализации проекта стала организация помещения оперативного назначения пограничной службы.
Гарантия на выполненные работы — три года. То есть в течение этого времени все неполадки генподрядчик устранит за свой счет.
По проекту пропускная способность международного сектора составит 400 пассажиров на прилет и на вылет в час. Ранее пропускная способность оценивалась в 300 пассажиров на прилет и 150 на вылет в час.
Решение об открытии реконструированного пункта пропуска через госграницу в аэропорту Челябинска принимает межведомственная комиссия. Она состоит из представителей контролирующих органов — таможни, пограничной службы, миграционной службы и так далее. Точную дату открытия международного терминала никто не называет. Но в речах чиновников фигурирует май 2021 года.
«Главное нововведение — автоматизированная система проверки багажа»
— У каждой службы запрашивали техническое задание — что необходимо для осуществления, например, таможенного контроля. Главной целью реконструкции было увеличение пассажиропотока челябинского аэропорта, поэтому прежде всего увеличится площадь международного сектора. Если говорить о техническом перевооружении таможенного поста в аэропорту, то главное нововведение — автоматизированная система проверки багажа, — рассказал 74.RU заместитель начальника Челябинской таможни Эдуард Туранов. — Раньше пассажир приезжал в аэропорт, сначала проходил с багажом на таможенный контроль, а уже потом шел регистрироваться на рейс. Сейчас к «зеленому» или «красному» коридору пассажир будет подходить только с ручной кладью. А багаж после стойки регистрации следует отдельно — просвечивается, проверяется на радиоактивность и так далее.
Если есть признаки нарушения, специалист нажмет кнопку. Багаж отследят по маркировке и направят инспектору для углубленного контроля, объяснил Эдуард Туранов. Если подозрения сняты, то багаж отправляется на воздушное судно. Нарушения подтвердились — пассажира пригласят подойти к специалистам.
Такая система будет действовать только при вылете, добавил представитель таможни. Проверка прилетающих пассажиров пройдет так же, как и раньше. Впрочем, зал прилета тоже изменился. Все помнят, как раньше люди толпились в узком помещении, пытаясь углядеть свои чемоданы и сумки. Теперь багаж будут выдавать в большом зале, а длину багажной ленты увеличили. В то же время штат сотрудников таможенного поста в аэропорту увеличивать не планируют.
Интересно, что Челябинск станет одним из немногих городов, где начнут применять передовую систему проверки багажа. В Кольцово, с которым южноуральцы постоянно сравнивают свой аэропорт, такого до сих пор нет. Пассажиры, как и раньше, сначала проходят таможню, а потом сдают багаж.
— Логично, что в челябинском аэропорту, который заново построен и реконструирован, применены современные автоматические багажные системы, — отметил директор по стратегическим коммуникациям аэропорта Кольцово Андрей Клименских. — Это то, что мы видим, например, в построенных с нуля аэропортах Платов (Ростов-на-Дону) и Гагарин (Саратов).
Несколько лет назад международный сектор челябинского аэропорта уже модернизировали. В 2013 году площадь накопителя выросла на 600 квадратных метров, что позволило размещать до 500 пассажиров. В 2014 году вдвое увеличили зону выдачи багажа и установили вторую багажную ленту, что вдвое сократило время обслуживания пассажиров. Также тогда добавили несколько кабин паспортного контроля — их стало пять на вылете и шесть на прилете. В итоге пропускная способность международного сектора аэропорта увеличилась до 300 человек в час.
Будет ли сейчас дополнительно расширена территория паспортного контроля, добавят ли новых кабин? С этими вопросами мы обратились в пограничное управление ФСБ по Челябинской области. Пограничники обещали дать информацию позднее.
Система «красных» и «зеленых» таможенных коридоров давно принята во многих странах и сейчас применяется в подавляющем большинстве крупных российских аэропортов.
— Она позволяет делать таможенный контроль (не путать с пограничным. — Прим. ред.) не сплошным. Те пассажиры, которым есть что декларировать — ценности, большие суммы денег, контролируемые товары, несопровождаемый багаж и прочее, идут через «красный» коридор и предъявляют заполненную таможенную декларацию и эти ценности таможне. Те, кто не провозит ничего подобного — а таких явное большинство, просто проходят через «зеленый» коридор, не заполняя никаких деклараций, — объяснил транспортный редактор Travel.ru Юрий Плохотниченко. — Таможенники лишь выборочно останавливают кого-то из них для контроля вещей или устной беседы. Это сильно ускоряет и упрощает процесс для большинства пассажиров.
Эксперты назвали отличными нововведениями и «зелёные» коридоры, и автоматическую проверку багажа.
«Отчасти нововведения по таможенному и пограничному контролю помогут нам запустить некую спираль по улучшению конкурентоспособности нашего аэропорта»
— Если это в реальности сократит время прохождения пассажирами всех формальностей — с момента входа в аэропорт до посадки в самолет, то, конечно, это можно приветствовать. Любое увеличение пропускной способности международного терминала нашего аэропорта — всегда плюс, — указал гендиректор туркомпании «ВИТА Трэвел» Алексей Ципордей. — Чем эффективнее аэропорт, тем ниже цены на свои услуги для авиакомпаний он может выставлять. Чем ниже доля услуг аэропорта будет в стоимости билета, тем более конкурентоспособным может стать наш город для авиакомпаний, в том числе для транзитных перелетов. Чем больше рейсов, тем ниже стоимость услуг аэропорта на одного пассажира и так по кругу. Отчасти нововведения по таможенному и пограничному контролю помогут нам запустить некую спираль по улучшению конкурентоспособности нашего аэропорта.
С советских времен в аэропортах была другая система — сначала таможня и только потом регистрация и сдача багажа, напомнили эксперты.
— Это было очень неудобно. Получалось, что пассажиру нужно было проходить таможню и уходить в закрытую международную зону аэропорта сильно заранее, иначе он мог потом просто не успеть пройти остальные формальности — регистрацию, паспортный контроль и контроль безопасности, — прокомментировал Юрий Плохотниченко. — Теперь можно сначала сдать багаж и потом налегке проходить всё остальное в удобное время: кто хочет — может сразу идти через контроли, кто не торопится — может посидеть в кафе с провожающими и так далее. Как в случае с коридорами, это общепринятая в мире система, которая лишь в последние полтора десятилетия прижилась в России.
«У нас есть планы на следующие 30 лет по работе в аэропорту»
В конце января владелец AEON Corporation (ей принадлежит холдинг «Новапорт», в который входит аэропорт Челябинска. — Прим. ред.) Роман Троценко заявил, что международный терминал сконструирован с перспективой дальнейшего развития и расширения.
Из какого аэропорта — Челябинск или Кольцово — вы предпочитаете летать, если рейс по одному и тому же направлению?
Поначалу международный терминал планировали построить к 2022 году. Но, когда Челябинск получил право провести саммиты ШОС и БРИКС в 2020 году, сроки постройки нового терминала внутренних линий и, соответственно, ремонта международного сектора сдвинули вперед. С осени 2018 года в аэропорт вложили более 10 миллиардов рублей — финансирование из федерального бюджета и средства собственника. Весной 2018 года Роман Троценко признался: «Если бы не ШОС, никто и никогда не решился бы инвестировать в развитие челябинского аэропорта такие деньги». Полная реконструкция челябинского аэропорта завершится в 2035 году.