Пока за это право спорили уральские компании «Челябметрострой» и «Спецподземстрой», торгами заинтересовался новый для нашего города игрок — ЗАО «Южное горно-строительное управление». Всего на аукцион с начальной ценой 199 миллионов рублей поступило три заявки.
Сколько потратят на содержание метро и почему затянулись торги
Компании из Екатеринбурга «Сити Билдинг» и «Спецподземстрой» попросили за свою работу 198 миллионов и 172 миллиона рублей соответственно. Сочинское «Южное горно-строительное управление» предложило самую низкую цену — 171,2 миллиона. В итоге эту компанию признали победителем торгов.
Правда, поначалу определение поставщика приостановили. Жалобу в антимонопольную службу подал многолетний подрядчик — «Челябметрострой», хотя сам на этот раз в торгах не участвовал. По мнению руководства компании, в документации и в извещении о проведении аукциона допущены существенные нарушения, которые могут повлиять на итоги торгов.
Рассматривать обращение должны были 13 апреля, но выяснилось, что «Челябметрострой» жалобу отозвал. Об этом 74.RU сообщили в пресс-службе Челябинского управления ФАС.
— Такое решение приняли акционеры компании, — не стал вдаваться в причины гендиректор АО «Челябметрострой» Валерий Мочалкин. — Жалоба уже не актуальна.
Кто и зачем банкротит «Челябметрострой»
Похоже, бывший подрядчик по строительству челябинского метрополитена теперь занят другими проблемами — как бы не обанкротиться. 12 апреля Арбитражный суд принял заявление ООО «Уралтехгрупп» о признании банкротом АО «Челябметрострой». Метростроевцы задолжали предприятию из Миасса 1,5 миллиона рублей.
— Будем гасить задолженность. Думаю, в ближайшее время рассчитаемся — это рабочий процесс, — объяснил ситуацию Валерий Мочалкин.
По его словам, реальной угрозы банкротства за этим иском нет — «Уралтехгрупп» просто перекупило долг и пытается ускорить его взыскание.
Что за компания выиграла торги и чем она примечательна
Как выяснил 74.RU, с 2013 года ЗАО «Южное горно-строительное управление» заключило госконтракты на 1,3 миллиарда рублей. Выручка за 2020 год составила 2,2 миллиарда. Предприятие занималось капремонтом искусственных сооружений: приводило в порядок самый протяженный в Сочи тоннель «Мамайский», расположенный на дороге Джубга — Сочи, реконструировало участок автодороги Адлер — Красная Поляна, выполняло противооползневые работы на аварийных участках автодороги Джубга — Сочи — граница с Республикой Абхазия.
ЗАО «Южное горно-строительное управление» зарегистрировано в Сочи в 2007 году. Основной вид деятельности — строительство жилых и нежилых зданий, но компания чаще всего занимается дорожным строительством. В штате предприятия — 869 человек. По данным сервиса «Контур.Фокус», учредитель компании — Павел Пуголовок, гендиректор — Илья Пуголовок.
Пока неизвестно, есть ли у ЗАО «Южное горно-строительное управление» необходимые для работы в метро лицензии. Ведь именно на этот момент упирал во всех своих жалобах «Челябметрострой».
Что предусматривает контракт
Контракт с новым подрядчиком заключат на период до конца 2021 года. ЗАО «Южное горно-строительное управление» будет отвечать за всё, что происходит на участке первой линии метрополитена — от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы». Это сами тоннели и несколько стройплощадок в районе улиц Рождественского, Артиллерийской, III Интернационала, Тимирязева, Елькина, Каслинской, Калинина, Островского — всего 8 точек.
Что именно будут делать метростроевцы? Вести строительно-монтажные работы на станции «Торговый центр», откачивать воду, обслуживать оборудование, в том числе тоннелепроходческий комплекс «Ловат». Также в метро постоянно должны дежурить слесари и электрики.
В «Южном горно-строительном управлении» подтвердили 74.RU участие в торгах на челябинское метро. Но говорить о том, почему решили поработать в нашем городе, не захотели.
— Мы не участвуем ни в каких интервью, газетах, комментарии не даем, — заявил представитель ЗАО «Южное горно-строительное управление» нашему журналисту и положил трубку.
Впрочем, эксперты не ставят под сомнение компетентность нового подрядчика.
— Кто такие специалисты, работающие в метростроении? Это люди, которых учили строить подземные сооружения и шахты, а также мосты и тоннели. То, что заходит подрядчик из другого города, — это нормально, — указывает руководитель «Челябметростроя» Валерий Мочалкин. — Ненормальна ситуация, когда мэрия передает подрядчику чужое оборудование. Именно по этому поводу мы судимся с челябинской администрацией.
Во второй половине прошлого года торги выиграла компания «Спецподземстрой» из Екатеринбурга. С ней заключили контракт на 47,8 миллиона рублей. Это же предприятие продолжало обслуживать челябинскую подземку до настоящего времени, пока власти проводили новые торги.
Ранее за содержание недостроенного метрополитена несколько лет подряд отвечала компания «Челябметрострой».
Как строят метро в Челябинске
В 2013 году Счетная палата РФ сообщила, что на строительство метро в Челябинске за 20 лет направлено около 8,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — неэффективно.
В мае 2016 года бывший тогда губернатором Борис Дубровский поручил городским властям разработать план развития метрополитена. Экс-глава Челябинска Евгений Тефтелев предлагал продлить линию метро до Чурилово и Северо-Запада. Челябинские депутаты планировали привлечь для строительства частного инвестора.
В 2018 году разработчики комплексной схемы организации дорожного движения в Челябинске отметили, что в федеральном бюджете средства есть и на метро.
В 2019 году власти определили судьбу метро до 2025 года. За это время в стройку века вложат еще 1,7 миллиарда.
В январе 2020 года в мэрии сообщили, что метро указали в генплане формально, чтобы была возможность выбивать деньги на достройку станций.
А в декабре 2020 года озвучили три варианта достройки метро.
Год назад журналисты 74.RU спустились в строящееся метро, наглядно показали и рассказали, как выглядит станция «Торговый центр» под рекой Миасс и чего опасаются метростроители.
История недостроенного метро, планы и финансы — в материалах 74.RU.