Итоги аукциона во вторник, 13 апреля, опубликовали на сайте госзакупок. Первоначальная цена контракта составила 1,065 миллиарда. Единственный участник — ООО «Торговый дом СТМ» — снизил это предложение до 1,059 миллиарда и признан победителем. Согласно данным «Контур.Фокуса», владелец компании — АО «Группа Синара» Дмитрия Пумпянского.
Миллиардер Дмитрий Пумпянский — президент «Группы Синара» и председатель совета директоров «Трубной металлургической компании». По данным РБК, холдинг «Синара-Транспортные Машины» (входит в «Группу Синара») в 2020 году приобрел 49% петербургского предприятия «Вагонмаш». Предполагается, что «Вагонмаш» станет одной из ключевых производственных площадок совместного предприятия «Синара-Шкода» (СП), ориентированного на проектирование, производство, ввод в эксплуатацию, продажу и сервисное обслуживание современного городского транспорта: электропоездов для метро, трамваев, троллейбусов и электробусов. В соседнем Екатеринбурге у «Синары» несколько крупных проектов. В частности, группа компаний строит там общежития и еще ряд объектов к Универсиаде, а Пумпянский возглавил совет директоров футбольного клуба «Урал».
В СТМ уточнили, что 30 трамваев — это около 20% от ежедневного выпускаемого на маршруты города парка. В соответствии с условиями конкурса вагоны должны быть поставлены до конца 2021 года. На первом этапе город получит 10 единиц к сентябрю, а затем еще 20 единиц — до конца года.
— Гарантийный срок обслуживания — 24 месяца, или 100 тысяч километров пройденного пути. Трамвай будет производиться на мощностях Усть-Катавского вагоностроительного завода, — сообщили 74.RU в СТМ.
Трамваи будут низкопольными, со специальными местами для маломобильных пассажиров, в том числе передвигающихся в кресле-коляске. Предусмотрена возможность автономного хода до полукилометра; система кондиционирования воздуха с функцией климат-контроля для создания комфортных условий поездки пассажиров и водителя, в том числе с режимом «тепловая завеса» для эксплуатации в зимнее время. В новых вагонах также будет оборудование для Wi-Fi и слоты для USB-зарядки телефонов, датчики пассажиропотока на каждой двери, различные элементы антивандальной защиты интерьера и другие опции.
— Это не первый контракт СТМ на поставку трамваев в России (в прошлом году мы выиграли конкурс на поставку 90 трамваев в Москву) и уверены, что не последний — в проработке еще ряд проектов, — прокомментировал итоги заместитель гендиректора по управлению концессионными программами — директор дивизиона «Городской общественный транспорт» Николай Пронин. — УКВЗ — наш стратегический контрактный партнер в этом сегменте, в настоящее время мы уже законтрактовали изготовление 150 единиц различных трамваев на их производственных мощностях. Мы считаем сегмент городского общественного рельсового транспорта весьма привлекательным и гордимся тем, что в наших силах поучаствовать в создании более комфортной городской среды для жителей Челябинска.
Эксперты сходятся во мнении — победа компании Пумпянского на аукционе неслучайна.
— Здесь несколько моментов. Во-первых, он хочет трамвайный рынок России контролировать. Во-вторых, он хочет Усть-Катавский вагоностроительный завод контролировать. В-третьих, у него серьезные намерения по Челябинску конкретно, особенно после покупки ЧТПЗ, — перечислил эксперт в сфере транспорта и логистики Яков Гуревич. — Пумпянский и «Синара» поставляют усть-катавские трамваи в Москву, сейчас вот в Челябинск. В каком-то смысле он посредник, но точнее — финансовый партнер, технический партнер.
«Вы же знаете, что "Синара" рассматривает вариант транспортной концессии в Челябинске. И это, возможно, проба пера какая-то»
О том, что «Синара» может стать концессионером и взяться за модернизацию городского электротранспорта, в марте в интервью 74.RU рассказал министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев. С тех пор в переговорах появилась конкретика.
— Сейчас у них планы на нас есть. И от них есть информация в рабочем режиме, что они планируют подать концессионную инициативу в мае, — уточнил министр.
Но связывать победу в сегодняшнем конкурсе и концессию Алексей Нечаев не спешит.
— Я считаю, что победа в аукционе не связана с желанием зайти на концессию. Потому что группа компаний «Синара» по всей стране эту работу проводит, — объяснил этот момент глава регионального Миндортранса. — Они контракт заключили и в Москве на поставку 90 трамваев. Они понимают транспортную проблематику по стране.
Торговый дом СТМ пока информацию тоже комментирует крайне осторожно.
«СТМ заинтересован в участии в концессии, если соответствующий конкурс будет объявлен руководством региона»
Работа Усть-Катавского вагоностроительного завода с группой компаний Пумпянского — это устойчивая кооперационная цепочка. УКВЗ собирает вагоны, а «Синара» полностью сопровождает пуск и эксплуатацию. Работать с Челябинском напрямую, уточняют эксперты, Усть-Катав бы вряд ли смог.
— Во-первых, там нет квалифицированных специалистов для работы с кем-то. Во-вторых, у них финансовые проблемы — вплоть до того, что они, возможно, даже не могут участия в конкурсе принять. Для участия в конкурсе ведь без налоговых долгов нужно быть, плюс еще много разных нюансов, — указал Яков Гуревич. — Поэтому УКВЗ за последние 20 лет практически всегда поставлял вагоны через кого-то. Плюс «Синара» — финансовый партнер. Может быть, потому, что Усть-Катав не имеет достаточно финансовых ресурсов. Если «Синара» сейчас профинансирует вперед это производство вагонов, больше шансов, что их сделают все-таки. Потому что у Усть-Катава может не быть ресурсов.
Что касается выгоды для «Синары», то она очевидна.
— Надо понимать, что в Челябинской области есть ключевые трамвайные города — Челябинск, Магнитогорск и Златоуст. В принципе в советские времена на них приходилось около 10% всех трамваев России. Рынок, во-первых, сам по себе большой. Во-вторых, если удастся на нем закрепиться и отработать технологию взаимодействия с УКВЗ, можно дальше продвигать это, — уточнил Яков Гуревич.
Но решить будет нужно не только вопрос с поставкой самих трамваев, но и с состоянием путей.
— Модернизацию путей надо делать сегодня для этих трамваев, потому что когда они, [вагоны], выйдут [на линию] и развалятся, то это дискредитирует всё трамвайное движение в Челябинске. В старые времена нам привозили трамвай, он выходил немедленно на наших рельсах из строя, и нам говорили: «Трамваи плохие — будем ездить на маршрутках». Сейчас риск этот сохраняется, потому что без модернизации трамвайных сетей все 30 вагонов выйдут из строя в кратчайшие сроки, — объяснил Яков Гуревич. — До тех пор, пока не сделана инфраструктура, покупать трамваи бессмысленно. У вас, допустим, пол рушится, и вам новая красивая мебель совершенно не нужна.
С 2022 года заниматься общественным транспортом в Челябинске будет не администрация города, а региональное Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры. Вице-мэр Максим Куляшов на прошлой неделе заявил, что ставка пока сделана на экономическое выдавливание маршруток с улиц города.
Пробная модель нового трамвая пришла в Челябинск в феврале. Губернатор Алексей Текслер прокатился на нем и пообещал, что в ближайшие 3–4 года для города закупят 200 трамваев.
Интересно, что экспансия екатеринбургского миллиардера Дмитрия Пумпянского в Челябинскую область не ограничивается общественным транспортом. В марте 2021 года он заключил еще одну связанную с Челябинском крупную сделку, выкупил у Андрея Комарова 86,54% акций ПАО «ЧТПЗ». Что это дает региону, мы тогда тоже обсудили с экспертами.