Рынок такси в России ждет реформа. Законопроект о перевозках подготовил Минтранс, и в обсуждение изменений активно вовлечен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Чтобы лучше разбираться в теме, эксперт решился на эксперимент и на несколько дней стал таксистом. Публикуем без купюр его впечатления от пассажиров, условий работы и бюрократии.
Итак, завершен еще один день в такси. Вполне могу делать промежуточные выводы. Тяжелые выводы. Дальше — боль.
1. Про работу парков. Моя машина из одного из крупнейших парков Москвы, который, как оказалось, возглавляет мой одноклубник по одной автомарке. Именно поэтому получилось добыть машину, пройти осмотры, получить профиль в КИС АРТ и прочее.
Система допуска слишком бюрократизирована, ее нужно упрощать. В чем сакральный смысл путевого листа, не понимает никто. Реликт советских времен. Технический осмотр перед рейсом? А что нужно смотреть на трехлетней «Камри», которая и так прошла техосмотр (в отличие от соседей по потоку)? Медосмотр врачом? Почему нельзя использовать телемедицину?
«Мне пришлось ждать врача целый час. А это — украденный заработок»
Неудивительно, что многие таксисты хотят фальсифицировать эти никому не нужные документы. У них крадут деньги. Каждый день.
Также вопрос к проверке наличия судимости, если ее введет новый закон. Справку приносить? Ее делать несколько дней. Значит, опять простой?
2. Про работу на линии. Мне не хватило функционала приложения агрегатора «Яндекс.Про». Почему в нем не отображается нужная таксисту инфраструктура? Таксист, прежде всего, человек. Ему нужно есть, отдыхать, в туалет, в конце концов, сходить. Городские власти всячески ограничивают его, сокращая количество парковочных мест и прочего.
«Банально, припарковаться, чтобы в туалет сходить, просто негде. Про это никто не говорит»
Но эта бытовуха напрямую влияет на качество работы и на заработки. Из центра пришлось ехать в «Ашан» на Шереметьевской, чтобы перекусить и отдохнуть. А это полчаса в пути.
Далее. Приложение не всегда показывает, на какие выделенки можно, на какие — нет. Некоторые, на Варшавке, например, закрыты якобы временно, на время ремонта. Но ремонт идет на локальном участке, а закрыты многие километры!
Мне непонятен смысл перекрытия выделенок для такси: они реально стоят пустые. Все! Но раз уж недальновидные транспортные стратеги ввели эти бездумные ограничения, то лучше таксиста лишний раз предупредить.
Кстати, о выделенках. Часто они сделаны в таких местах, где создают пересечение транспортных потоков. Типа дублера у Белорусского вокзала. Там выделенки надо убирать, чтобы общественный транспорт заблаговременно перестроился в нужный ряд. Это действительно упростит ситуацию для всех, в том числе и пассажиров ОТ. Но увы, убрать вредную выделенку — на такой шаг пойти Дептранс не сможет. Я уже молчу про то, что их надо открывать для всех вечером и в выходные. Во всех цивилизованных странах они работают только в час пик.
Про контроль остановок. Это, конечно, катастрофа.
«Пассажиру не объяснить, что встать вот тут нельзя. Что ждать его в центре несколько минут нельзя. Пассажиру вообще плевать на всё»
Агрегатору было бы полезно указать своего рода safe places: места, где однозначно можно посадить и высадить человека. Сейчас улицы центра просто закрашены красным — типа, везде нельзя. Но как-то же нужно!
3. Про пассажиров. Это — действительно боль. ОСНОВНАЯ боль. Увы, но они не считают таксистов за людей. Люди садятся как будто в беспилотники, не понимая, что за рулем — тоже человек. Который в этих пробках д-о-о-о-о-лгие часы проводит. Еще и в маске. Ему сложно. Он хочет хоть слово человеческое услышать, мы же социальные животные. Социальные! За два дня со мной не говорил никто. Разве что пару слов кинула дама с переноской, в которой был кастрированный кот. Она смогла сказать, что из кота ничего не вытекает, и машину она не испачкает. Всё!
«Я возил клиентов от 12 до 60 (на вид). От школ и больниц, МФЦ и ГУМа. Молчат все. И даже музыку просят не включать»
Я впервые в жизни получил чаевые. Несколько раз, всегда от девушек, что забавно. Надо сказать, на воду и конфеты я потратил больше, чем получил чаевых. Одна из пассажирок просто вышла и не стала закрывать за собой дверь. Быть может, рожденная в лифте?
Столкнулся и с человеком, который вызвал такси на Варшавку, я доехал до точки (на которой нельзя стоять!), встал на аварийке... Он набрал, сказал, что это глюк, и мне надо приехать к нему... На Каширку! На мои слова о том, что это разные районы Москвы, и ехать туда далеко, он сказал, что это не его проблемы и он... подождет. Отменять заказ не будет. Я отменил заказ сам и получил минус 16 из 100 баллов приоритета. За каждый выполненный заказ я получал один такой балл. Как меня поддержал агрегатор? Никак. Я пожаловался на пассажира, но лишится ли он доступа в «Яндекс.Go»? Нет, конечно.
Поэтому агрегатору нужно начать защищать таксиста от пассажира в таких ситуациях. Таксисты этого действительно ждут.
4. О тарифах и деньгах. Я понимаю теперь, что агрегатор... экономит деньги таксистов! Если бы я ездил по городу и искал клиентов, торговался, то получил бы намного меньше заказов и денег, а потратил бы бензина намного больше. Поэтому если ты не стоишь и делаешь заказ за заказом — ты зарабатываешь.
Сколько ты зарабатываешь — расскажу чуть позже. Я буду первым, кто покажет скрины реальных поездок и заказов. Все предыдущие публичные опыты ограничивались.... декларациями без конкретики.
Согласны с автором?