В Челябинске определили компании, которые будут отвечать за содержание и уборку дорог в ближайшие три года. Всего разыграно семь лотов на общую сумму около семи миллиардов рублей. Контракты получат три компании. Правда, по двум из них — самым дорогим — подписание пока приостановлено из-за жалоб. Смотрим на новых дорожных королей и считаем, сколько денег им заплатят из бюджета.
За что боролись
Торги на содержание и уборку челябинских дорог разделили на 7 процедур — по числу районов. Самым дорогостоящим был конкурс в Советском районе с начальной ценой 1,37 миллиарда рублей, самым дешевым в Металлургическом — 759 миллионов рублей. На Центральный район власти готовы были выделить 1,14 миллиарда, Калининский — 876,7 миллиона, Ленинский — 912 миллионов, Тракторозаводский — 924,4 миллиона рублей, Курчатовский — 939,8 миллиона рублей.
В обязанности подрядчика входит содержание дорог и тротуаров в проезжем и безопасном состоянии, вывоз снега и мусора, подметание, поливка и обслуживание газонов летом, отсыпка специальными противогололедными смесями зимой, нанесение разметки, мелкий ремонт и так далее. В каждом контракте перечислены дороги, тротуары и парковки, обслуживать которые будет победитель аукциона.
Обслуживание Советского и Центрального районов самое дорогое, поскольку в них сосредоточено основное число гостевых маршрутов, к которым по контрактам предъявляются особые требования. Специалисты из дорожной отрасли отмечают, что эти районы самые невыгодные для бизнеса.
Договоры заключат на три года — с 1 июля 2022-го до 30 июня 2025 года. Платить за содержание дорог власти будут ежемесячно, после приемки работ. За нарушения подрядчику грозят штрафы — в процентах от стоимости контракта.
Жалобы и претензии
Участников оценивали по таким критериям, как цена (значимость — 60%) и квалификация (40%). Под квалификацией понимается наличие у претендентов финансов, оборудования, опыта работы, деловой репутации и штата специалистов.
Заявки на конкурсы принимались до 16 мая, итоги должны были подвести 19 мая. Но 13 мая компания «МД-Консалтинг» из Тольятти подала жалобы в антимонопольную службу на все 7 конкурсов. Поэтому заключение контрактов с победителями (ниже мы о них расскажем) приостановили до рассмотрения претензий. Автор жалоб обратил внимание на то, что порядок оценки по квалификации дает неоспоримые преимущества участникам закупки, имеющим крупные контракты по содержанию дорог и располагающим дорожной техникой и штатом сотрудников. Таким образом, по мнению компании «МД-Консалтинг», ограничивается конкуренция.
Жалобы в антимонопольной службе рассматривали несколько раз — 19, 20 и 23 мая. В итоге 5 обращений — по конкурсам в Ленинском, Курчатовским, Калининском, Тракторозаводском и Металлургическом районах признали необоснованными, сообщили 74.RU в пресс-службе Челябинского УФАС. Заказчику разрешили продолжить проведение конкурентных процедур. Еще две жалобы — по торгам в Советском и Центральном районах пока рассматривают в Центральном аппарате ФАС.
Как следует из информации на сайте госзакупок, два конкурса признаны несостоявшимися — в Металлургическом и Калининском районах. В каждом из них в финале было по одной заявке. Но требованиям они соответствовали. А значит, можно заключить контракт с единственным участником конкурса.
На самом деле на каждый лот было подано по две — четыре заявки, выяснил 74.RU. Но одним участникам отказали в принятии финансовой гарантии (документ, подтверждающий наличие средств для выполнения контракта). У других не приняли документы, потому что не подтвержден опыт участника (вместо актов выполненных работ представлены акты приемочной комиссии) или нет информации об уплате начисленных неустоек. В итоге до второго тура — рассмотрения второй части заявок дошли: в Ленинском, Курчатовском, Тракторозаводском районах — по два участника, в Центральном и Советском — по три.
Но самое интересное, что в итоге победители большинства конкурсов — 6 из 7 — получат контракты по максимальной (!) цене. Лишь по Металлургическому району цена снижена на 76 тысяч рублей.
Смена игроков
Прошлые три года большую территорию города — пять районов — убирала компания семьи Вайнштейнов «Строймеханизация». Теперь, судя по всему, в Челябинске появились новые дорожные короли. По итогам торгов большую часть контрактов — 5 из 7 забрала организация с московскими корнями АО «Ойкумена». В ближайшие три года предприятие будет отвечать за обслуживание дорог в Курчатовском, Калининском, Тракторозаводском, Ленинском и Советском районах. И в общей сложности получит из бюджета 4,8 миллиарда рублей.
Компания «Ойкумена» имеет ярко выраженную строительную специализацию — в столице строила метро, поликлинику, детские сады, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Калининграде — жилые комплексы, в Архангельске — библиотеку для университета. На дорожный рынок Челябинской области компания пришла в 2019 году, когда в опалу попал печально известный «Южуралмост». И сразу же получила 15 миллиардов за трехлетнее обслуживание региональных трасс.
АО «Ойкумена» зарегистрировано в Москве в ноябре 2002 года. Есть филиалы в 8 городах, включая Челябинск. В штате 62 сотрудника. Гендиректором является Лев Гниденко, его называют одним из бенефициаров всего холдинга. До 4 марта 2022 года учредителями АО «Ойкумена» значились Михаил Семенов и Андрей Бурцев (вместе с Львом Гниденко они фигурируют среди совладельцев нескольких фирм). Сейчас в открытом доступе данных акционеров нет, информация о них находится у держателя реестра акционеров — ОАО «Реестр». Также «Ойкумене» принадлежит 30% акций «Ингеокома», который строил метро в Москве и в Челябинске. В 2021 году выручка компании выросла на 31% — до 8,14 миллиарда рублей, чистая прибыль составила 180,5 миллиона рублей.
В конце прошлого года Миндортранс разыграл контракты на следующий трехлетний цикл — содержание загородных дорог в 2022–2024 годах. После громких скандалов, закончившихся отставками губернатора Бориса Дубровского, чиновников и судебными делами, лоты раздробили — 12 вместо одного. АО «Ойкумена» достался всего один контракт на 1,4 миллиарда рублей. Но напрямую аффилированная с ним компания «Урал-сервис-групп» (учредитель всё та же «Ойкумена») забрала 7 контрактов на 1,2 миллиарда рублей каждый. Всего по итогам торгов Миндортранс должен заплатить подрядчикам 14,6 миллиарда рублей. Из них 9,8 миллиарда рублей достанется тандему «Ойкумена» и «Урал-Сервис-Групп».
Эксперты в сфере дорожной отрасли связывают «Урал-Сервис-Групп» со скандально известным «Южуралмостом». По ранее озвученным в суде данным Федеральной налоговой службы, в 2019 году последний перевел бизнес в эту структуру. А теперь «Южуралмост» начал процедуру ликвидации.
Содержанием дорог Центрального района займется новичок на дорожном рынке Челябинска — ООО «ЭлектроСтрой». Компания выиграла самый дорогостоящий конкурс — на 1,38 миллиарда рублей. По словам экспертов, контракт привлекателен своей стоимостью, но у него есть свои подводные камни — слишком много гостевых маршрутов. К их содержанию в документации предъявляются повышенные требования, что влияет на доходность подрядчика. В то же время внимание властей, контролирующих органов и общественников к главным магистралям города будет тоже особым.
Компания «ЭлектроСтрой» зарегистрирована в Челябинске, создана в 2006 году и является правопреемником ООО «ЭнергоКомплекс». Предприятие занимается электромонтажными работами, строительством зданий, различными видами торговли. Предприятие принадлежит Ильясу Зайнутдинову — с мая 2017 года. А ранее среди владельцев значились ЗАО «Энергия» (учредители — «Челябэнерго» и ЗАО «Профцентр», ликвидировано в 2013 году), ООО «Энергофонд», Александр Селихов, Валентин Козлов, Борис Ландихов (совладельцы и топ-менеджеры ранее упомянутых компаний). По данным «Контур.Фокуса», за 2021 год выручка компании выросла на 89% — до полутора миллиардов рублей, чистая прибыль составила 219,2 миллиона рублей.
«ЭлектроСтрой» активно и давно участвует в госзакупках, за всё время работы компания заключила 268 контрактов на 5,1 миллиарда рублей. В штате 70 человек. В основном предприятие проводило проектно-изыскательские работы, строило и реконструировало электросетевые объекты — ЛЭП, трансформаторные подстанции, другие сооружения в Челябинской, Тюменской, Свердловской, Пермской областях, а также в Крыму.
Собственник «ЭлектроСтроя» Ильяс Зайнутдинов также является владельцем и совладельцем еще нескольких компаний: 100% — «Урал-Инвест-Продукт» (управление недвижимостью), 100% — «Вектор» (производство пластмассовых плит, труб и профилей), 40% — «Элемент» (IT) и 50% — «Атлантспортфуд» (торговля спортоборудованием).
Интерес к дорожному рынку «ЭлектроСтрой» проявил в конце прошлого года. Компания участвовала в аукционе по содержанию автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Челябинской области на 2022–2024 годы. Снизила цену на полпроцента и выиграла торги, заключив контракт стоимостью 1,24 миллиарда рублей. По нему «ЭлектроСтрой» отвечает за уборку дорог в южной части региона (Чесма, Варна, Карталы, Бреды). При этом, по данным регионального отделения Народного фронта, фактически работы вместо ООО «ЭлектроСтрой» выполняет компания «Стройтех».
Самый неожиданный итог многомиллиардных закупок на уборку городских дорог — проигрыш такого крупного дорожного подрядчика как «Строймеханизация», принадлежащая семье челябинских бизнесменов Сергея и Евгения Вайнштейнов. На этот раз предприятие получило только один контракт — на содержание дорог в Металлургическом районе, причем самый низкий по стоимости — 758,9 миллиона рублей.
«Строймеханизация» создана в 2005 году. По данным «Контур.Фокуса», предприятие зарегистрировано на Валерию Вайнштейн (58,24%), ООО «Сервис-поставка Урал» (30%) и Владимира Гамольского (11,76%). За время работы «Строймеханизация» заключила госконтракты на 6,7 миллиарда рублей. Основная часть — это договоры на строительство и содержание дорог в Челябинске. За 2021 год выручка составила 3,4 миллиарда рублей, чистая прибыль — 54,7 миллиона рублей.
— Компания «Строймеханизация» была заинтересована в конкурсе по уборке и содержанию дорог в Челябинске и размещала заявки на участие по нескольким районам, выиграли один, — прокомментировали в холдинге Вайнштейнов.
Напомним, в 2017–2019 годах содержанием всех дорог Челябинска занималась компания «Южуралмост». Будучи единственным участником аукциона, она забрала подряд по начальной цене 4,3 миллиарда рублей. В 2020–2022 годах крупнейшим дорожным подрядчиком стала компания «Строймеханизация», которой досталось четыре из шести договоров по уборке магистралей и пять — на уборку второстепенных дорог. В общей сложности предприятие заработало около трех миллиардов рублей. Также полумиллиардный контракт на содержание магистралей получили в Центральном районе — компания «Динамика», в Советском районе — «Строй-сервис». За второстепенные дороги в Центральном и Советском районах отвечала челябинская компания «Стройтех» с полумиллиардным контрактом.