Утром в четверг, 20 октября, водители автобусов № 86 и 39, которые связывали ЧТЗ и Чурилово с Северо-Западом, не вышли на линию, в итоге сотни пассажиров не смогли вовремя добраться до места назначения. Что произошло — разбираемся вместе с перевозчиками и Миндортрансом области.
«Мы никакие не саботажники»
По словам перевозчиков, накануне, 19 октября, компании, обслуживающие два популярных маршрута, получили уведомления о том, что с 20 октября прекращается действие их свидетельств на осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам.
— Мы почему сегодня не вышли на маршрут? Миндортранс отменил наши разрешения с сегодняшнего дня. Получается, на маршруте № 39 было 60 автобусов, а они укоротили маршрут и оставили 6 единиц техники. А на маршруте № 86 тоже было 60 машин, осталось 10, — рассказал 74.RU руководитель ООО «Сервис-Транс» (обслуживал маршрут № 39) Александр Полянин. — Оба маршрута очень востребованные, люди на них ездили, и они сейчас не понимают, как им ехать, потому что интервалы вместо 4–5 минут стали 25 минут. О каком саботаже может идти речь, если они сами закрыли нам маршруты! Причем сообщили за один день — 19 октября прислали письма, чтобы мы 20-го не выезжали. На каком основании они это сделали? На каком основании перевели на регулируемый тариф? Мы согласия своего не давали. А сейчас они за голову схватились, почему люди выехать не могут из Чурилово и с ЧТЗ? Мы не бастуем, мы никакие не саботажники, мы, наоборот, всегда разговаривали с Миндортрансом и объясняли, что маршруты востребованные, не надо их трогать.
«Высасывают пассажиропоток»
У Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области своя версия произошедшего. Замминистра Александр Егоров на брифинге 20 октября заявил журналистам, что сегодня был запущен первый этап новой транспортной схемы, которая обсуждается в Челябинске уже два года и направлена на снижение на дорогах числа ржавых пазиков и «Газелей». По его словам, эта реформа устраивает не всех перевозчиков.
— Данные маршруты в старой схеме — это паразитирующие маршруты, это дублеры, высасывающие пассажиропоток с полноценных магистральных маршрутов, — заявил Александр Егоров. — То есть по факту жителям очень сложно ориентироваться в таких круговых маршрутах, маршруты должны быть прямолинейные и как можно короче. В начале года в Челябинске были запущены два новых автобуса — № 8 и 9, они как раз охватывают те же улицы, что и эти две маршрутки. Постепенно люди должны переходить на магистральную сеть, на большие автобусы.
Утреннюю отмену рейсов маршрутов № 39 и 86 в Миндортрансе называют бойкотом.
— Почему жители остались без транспорта? На регулируемый тариф по этим маршрутам вышли не все транспортные средства, — объяснил заместитель министра. — По маршруту № 39 у нас есть информация, что тем перевозчикам, которые работали, им угрожали расправой с их имуществом путем поджога автомобилей, порезки шин, поэтому они побоялись выходить на короткий маршрут. По маршруту № 86 ситуация еще интереснее, там вышел перевозчик, который работал на нерегулируемом тарифе и умышленно не вывел на этот маршрут новые транспортные средства.
Автобусы vs маршрутки
За саботаж Миндортранс пригрозил перевозчикам штрафными санкциями, а в будущем собирается и вовсе свести к минимуму число маршруток. Чтобы сейчас решить проблему с транспортом в Чурилово, дополнительно выведут 10 автобусов.
— Напомню, там несколько маршрутов проходит № 2, 34, 8, 9 и еще два маршрута малого и среднего классов — № 47 и 20. С завтрашнего дня будет усилена работа существующих маршрутов, — пообещал Александр Егоров.
А перевозчики намерены обращаться в суд и возвращать на маршруты свои автобусы.
— Мы будем в арбитражный суд обращаться, если суд обеспечительные меры даст, мы в субботу выедем на линию и будем работать, — говорит Александр Полянин. — Мы готовы это делать, мы 20 лет работаем.
В апреле перевозчики заявили, что в Челябинске хотят отменить маршрутки № 86, соединяющие Чурилово, Северо-Запад и ЮУрГУ, и № 128, которые ходят от Паркового-2 до копейского автовокзала.