Неоднозначная ситуация сложилась в деревне Малиновка под Челябинском — одна из местных дорог оказалась в частных руках. Проблема в том, что на этой улице стоят 14 домов, и приватная грунтовка — единственный доступный путь к коттеджам. Во многих из них пока не живут люди, но они с ужасом представляют перспективы: хозяин дороги в любой момент может поставить шлагбаум и брать плату за проезд. Одному уже поступило предложение выкупить участок просеки рядом со своими воротами. Да мало что еще взбредет в голову хозяину дороги, тревожатся жители деревни. Они предлагают властям изъять участок в пользу муниципалитета. Разбираемся, как так вышло и что на это говорят чиновники, юристы и владельцы дороги.
«Предлагал выкупить участок дороги»
Андрей Щеголев живет на улице Малиновая больше 8 лет. Он говорит: когда начинал строиться в 2013 году, даже представить не мог, что дорога, ведущая к его дому, окажется в частных руках.
— Я купил участок у другого владельца. Начал строить дом, получил разрешение на строительство, получил градостроительный план поселка. Везде было обозначено, что рядом с моей землей идет улица. Я построился, а сосед закидал мне строительным мусором въезд, — вспоминает Андрей. — Позже выяснилось, что у него дорога на улице Малиновая в собственности. Он мне предлагал выкупить участок дороги рядом с моей территорией: по 100 тысяч рублей за сотку. Выходило 150–200 тысяч. Но, извините, это не 100–200 рублей. И почему я должен платить за то, что мне и так положено?!
В итоге Андрею пришлось сделать калитку с другой стороны, но проблему это не решило — извилистая частная улица огибает его коттедж сразу с двух сторон. Владелец дороги хоть пока и пропускает мужчину, но никто не даст гарантии, что так будет всегда. По сути, попасть домой, не заезжая на чужую территорию, Андрей не может.
— Я, что, телепортироваться должен?! А что мне делать, если завтра сосед поставит шлагбаум и будет брать плату?! — возмущается он.
«Дорогу могут перекрыть»
Житель пригорода объясняет, раньше все земли на улице Малиновой были единым большим участком, их дробили и продавали по частям, а дорога между ними так и осталась во владении соседа. Долгое время застройка в этом направлении практически не велась, и Андрей оставался в таком положении один. В прошлом году появился застройщик, который выкупил территорию и возвел здесь 9 новых коттеджей. Практически все они раскуплены. Кто-то из хозяев успел заехать, кто-то еще доделывает ремонт, но владельцы недвижимости уже хватаются за головы.
— Я не знал о том, что дорога находится в частных руках, когда приобретал дом полгода назад, — говорит один из новоиспеченных жителей улицы Малиновая. — Если бы знал, я бы еще подумал перед покупкой. Но даже мысли такой не было, что дорога чья-то, что такое вообще возможно. Покупал от застройщика, он мне тоже ничего не сказал. Меня такое, конечно, не устраивает. У человека в голове может произойти всякое, сидеть ждать последствий не хочется.
Не в восторге от ситуации и еще один покупатель недвижимости — Виктор.
— По факту в любой момент нам эту дорогу могут перекрыть. Это частные владения, будут вопросы: «Почему вы тут ездите? Почему машины ставите?». Допускать такой возможности не хотелось бы. Даже если сейчас все соседи добропорядочные, завтра могут появиться другие, — рассуждает он. — Второе: газовые линии идут под дорогой и находятся в тех же самых частных владениях. К нам придут и скажут: «Я ваша управляющая компания». Они смогут называть любые цены за подключение и вдобавок брать плату за транзит. Не хочу даже гипотетически допускать такой ситуации. Мне было бы спокойнее, если бы дороги принадлежали муниципалитету.
«Забрать ее никто не может»
По данным Росреестра, дорога на улице Малиновая числится как земельный участок под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). До недавнего времени он целиком принадлежал предпринимателю Александру Агафонову. К слову, он сам, судя по выпискам из ЕГРН, живет здесь же. Мы связались с этим человеком, и он сказал, что конфликт из-за проезда тянется 10 лет.
— Мой сосед Андрей не идет на диалог, он старается сделать так, чтобы я ему отдал всё бесплатно. Но ведь я эту территорию выкупал, и официально это не дорога, это земли под ИЖС: эти проезды как дороги нигде не числятся, — объясняет Александр Агафонов. — Я предлагал Андрею выкупить у меня кусок земли, но он хочет без денег забрать. Но по закону, если у меня есть частная собственность, я могу ее продать, отдать, подарить, забрать ее никто не может.
По данным сервиса «Контур.Фокус», Александру Агафонову принадлежит одна компания — ООО «Новый Город». Организация зарегистрирована в 2005 году в Челябинске, занимается покупкой и продажей земельных участков. Данные о финансовых показателях фирмы в сервисах проверки контрагентов не опубликованы. Финансовые отчеты организацией не предоставлены. Жена Александра Агафонова руководит АНО «Иппоцентр «Агафонов Двор»», который находится в Сосновском районе, рядом с Малиновкой.
Часть земель с дорогами в конце прошлого года Александр Агафонов перепродал Артему Панову — тому самому застройщику, который возвел новые двухэтажные коттеджи. Артем Панов отказался объяснять, зачем приобрел участок и что планирует с ним делать.
— Никакой проблемы нет, эти люди у меня же и покупали дома, — сказал по телефону 74.RU новый собственник земель и прервал разговор.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ИП Артем Панов зарегистрирован в 2020 году в Челябинской области, занимается покупкой и продажей недвижимости. Данные о финансовых показателях фирмы в сервисах проверки контрагентов не опубликованы. Кроме того, Артем Панов владеет 25% в ООО «Билдинг Инфинити». Компания занимается строительством жилых и нежилых зданий.
Еще один житель улицы — бывший вице-мэр Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов. Он заверил, что не в курсе соседского конфликта.
— Я ни в какие скандалы не вмешиваюсь, — коротко обозначил он свою позицию.
Что говорят власти
Жители Малиновки подавали коллективные обращения в администрацию Сосновского района, к которой относится их деревня. Но чиновники заверяют, что никак не могут повлиять на ситуацию.
— Администрация Сосновского района не имеет законных оснований для изъятия земельных участков, они находятся в частной собственности, — говорится в ответе комитета по земельным отношениям администрации Сосновского района. — В соответствии с Конституцией России, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Вся проблема в том, что дорога на улице Малиновой есть в действительности, но не по документам. В районной прокуратуре отвечают жителям: изъятие возможно, но проезд должен быть оформлен официально.
— В настоящее время администрацией проект планировки территории для размещения дороги не разработан, что препятствует изъятию земельного участка для муниципальных нужд для размещения дороги, в связи с чем прокуратурой в адрес главы Сосновского района направлена информация о необходимости разработки и утверждения проекта планировки, — говорится в ответе прокурора района Евгения Мичурина.
Районный глава Евгений Ваганов объяснил в разговоре с журналистом 74.RU, что неразбериха с частными дорогами в коттеджных поселках встречается довольно часто. Но, как правило, ситуация разрешается сама собой: власти ждут, когда собственнику станет невыгодно содержать участок (в том числе платить за него налоги) и тот попросту откажется от надела. В таком случае земли автоматически перейдут в муниципальную собственность. Но пока отказа по дороге в Малиновке не было, сообщил Евгений Ваганов, а на выкуп спорной территории в бюджете не заложены средства.
Что говорит юрист
В Малиновке сложилась юридическая коллизия, объясняет адвокат Алексей Чернышев. Люди не могут добраться к своим домам, не нарушая право частной собственности, при этом их права тоже нарушены.
— У двоих владельцев есть права на дорогу, но одновременно нарушается право собственности других лиц, тем более не по их вине: на момент покупки земли их никто не уведомлял, что дорога находится в частных руках. Если технически нет возможности сделать дорогу в другом месте, суд может установить сервитут (право на ограниченное пользование чужой собственностью. — Прим. ред.), — рассуждает Алексей Чернышев. — Такая практика есть. Вообще сервитут устанавливается всегда, если никаким другим способом добраться до своей собственности не получается, кроме как через собственность другого лица.
Кто прав в этой ситуации?