На днях жители домов на улице Воровского организовали сбор подписей против превращения их двора в сквозную магистраль. Наш журналист Артем Краснов вырос в этих местах и вполне понимает негодование челябинцев. Он считает, что мэрии пора взглянуть на проблему шире и наложить мораторий на «сквозняки» во дворах. Приводим его мнение от первого лица.
«Закон дворов»
В числе многих неисполняемых законов в России есть «закон дворов» — тот, что запрещает сквозную езду через них (пункт 17.2 ПДД). В Челябинске соблюдение этого требования никак не контролируется, зато городские власти обеспечивают любителей срезать по дворам всё новой инфраструктурой. Так, помимо обсуждаемых дворов на Воровского, тот же контракт предусматривает обустройство проезда между улицами Овчинникова и Доватора по Ширшова. Здесь тоже находятся глухие дворы, по которым машины смогут ездить насквозь, хотя этот маршрут не выглядит слишком уж востребованным.
Проблемы с дворовыми «сквозняками» возникают, когда проезды жилых зон соединяют две крупные и перегруженные магистрали. В Челябинске уже есть несколько болевых точек, с которыми власти никак не могут справиться. Например, каждое утро пробки собираются во дворе проспекта Победы в районе его пересечения с Молодогвардейцев.
Через год ситуация здесь всё так же плачевна. На транзитный проезд жалуются и жители ЖК «Манхэттен», причем их придомовая территория обозначена жилой зоной, но что толку — соблюдение пункта 17.2 ПДД в Челябинске не контролируется. Гонять через дворы начинают и во время ремонтов дорог, что порой приводит к заторам.
Обходная тропа
Проблемы на Воровского можно спрогнозировать заранее.
Новый проезд станет обходной тропой для тех, кто едет по Курчатова от вокзала в сторону центра. При движении по основным дорогам придется преодолевать нагруженный «треугольник», где стыкуются три улицы: сама Курчатова, Свердловский проспект и Воровского.
Срезка по дворам получается такой же по расстоянию, но без светофоров, кроме того, она выводит на широкую часть Воровского с удобным для выезда правым рядом. Вечером, когда проезд затруднен по всему участку улицы Курчатова от вокзала, во дворах ожидается особенно сложная ситуация. Также новый отрезок позволит срезать путь и с улицы Елькина, выезжая сразу на Курчатова.
Эта часть города застроена в 60-е и 70-е годы прошлого века, и на виде сверху напоминает треугольник между улицами Воровского, Курчатова и Елькина. От чрезмерного трафика местные дворы страховала их глухота. Так, до 90-х сквозной проезд существовал от дома Воровского, 15а к улице Елькина в районе старого элеватора, но по мере роста трафика и уплотнения застройки его заблокировали.
И это правильно: дворы здесь узкие и не шибко благоустроенные, так что залетные машины мигом натаптывают удобные для проезда дороги прямо по газонам или тротуарам. Справедливы и опасения жителей за безопасность детей: здесь находится несколько детских садов, гимназия № 80 и школа-интернат. В жилых зонах пешеходы имеют приоритет, но транзитные водители редко помнят об этом правиле — слишком спешат.
Сквозные проезды как уплотнительная застройка
Я много раз обсуждал проблему сквозных проездов с ГИБДД и городскими властями. Один из вариантов решения — камеры фотовидеофиксации. По правилам, мы должны заехать в жилую зону и выехать из нее одним путем, а за нарушение положен штраф в 1500 рублей по статье 12.28 КоАП РФ, что немало. Правда, есть лазейка: скажем, нарушитель может заявить, что заехал во двор, оставил машину, после чего за руль сел другой водитель (допустим, родственник) и выехал с другой стороны. Но дело даже не в этой казуистике: камеры — слишком дорогое удовольствие для решения локальных проблем (тем более, нет полной уверенности, работают ли комплексы в самом Челябинске).
Другой вариант — это «лежачие полицейские» и прочие средства замедления потока. Но предложенный проект их установку не предусматривает, а потом такие штуки изнашиваются и нуждаются в регулярном обновлении.
Сами власти обосновывают необходимость создания проезда потребностями служб экстренной помощи, но к дому Воровского, 23в можно подъехать со стороны самой улицы Воровского и Елькина, и так было всегда. Почему вопрос подняли именно сейчас — неясно. Трудно избавиться от впечатления, что власти хотят потратить деньги на создание болевой точки, чтобы потом еще раз потратиться на ее устранение каким-нибудь особо изощренным способом.
Сквозные проезды между дворами — это зло по типу уплотнительной застройки, которое превращает закрытые микрокосмосы старых дворов в проходные, сталкивая людей лбами. Тут ведь еще другая проблема: начнется «парковочная миграция» в соседние дворы, доступ к которым откроет новый проезд. Энергию и деньги лучше бы направить на благоустройство дворов, которое, кстати, здесь потихоньку идет.
Согласны с автором?