— Мне с терминала деньги никто не выдает. Машина сломается, я что буду делать? Мне зарплату не платят, — зло бросает водитель маршрутки №19, оборачиваясь в салон.
Такой тирадой он разразился после моего вопроса, можно ли проехать бесплатно, если нет терминала. У меня с собой нет налички, только карта, потому что провожу эксперимент. Нам в редакцию в последнее время поступает много жалоб на маршрутки, в которых должна быть безналичная оплата, но перевозчики это требование игнорируют, да еще и за билет берут больше. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются пассажиры из Ленинского района. Я прокатилась с улицы Гагарина до бизнес-холла «Бовид» на 11 автобусах. Несколько раз меня выгнали, дважды накричали. Перевод частников на нормальные тарифы — профанация, так получается?
«Какой терьминаль? Это своя машина!»
Стою на остановке «Библиотека имени Мамина-Сибиряка» минут пять — никого нет. Проверяю «Яндекс.Карты» и 2Gis — и значков приближающегося транспорта тоже не видно. Открываю расписание на сайте gortrans74.ru: маршрутка должна была приехать две минуты назад. Начинаю переживать — вдруг их нет?
О! Как раз 19-ая... Проезжает мимо. Бегу. Останавливается чуть дальше.
— Безнал есть? — Протягиваю банковскую карту.
Водитель начинает ехать и мотает головой, кивая на табличку с номером телефона — только перевод. Проезжаю остановку, выхожу. Точно — не отображается в картах, хотя, вообще-то должна.
Не успеваю открыть расписание — подъезжает 91-ая маршрутка.
— Зарядку не взял с собой — разрядился терминал, — виновато объясняет водитель, глядя на мою карту. — Так вас довезу.
Не злоупотребляю предложением водителя и выхожу на следующей остановке. Через пару минут подъезжает еще одна № 19. Может, у них только в предыдущей маршрутке не было терминала? Решаю проверить этот авторус.
— Безнал, — протягиваю карту.
— Переводом.
— У меня только карта.
— Нет терминала.
— Это же 19-й маршрут?
— 19-й.
— Так должен быть терминал!
— Какой терьминаль? Это своя машина! — Заводится водитель с сильным акцентом. — Конторских только четыре машини! Неть терминала!
Выхожу на «Авроре», фотографирую маршрутку, номер. Окно открывается.
— Че фотографируешь? — С наездом спрашивает водитель.
— Я журналист, — пожимаю плечами.
Следующая 91-я, которую я тоже решила проверить повторно, останавливается почти на перекрестке. Бегу, но перед моим носом дверь в полупустой салон закрывается. Стучу в стекло, водитель качает головой — кажется, он заметил, как я делала фото предыдущей машины.
— Они вообще оборзели, — хмурится пенсионерка неподалеку. — Соцкарты не принимают — прячут терминалы, и всё тут. И как ездить? Приходится на троллейбусе, с пересадкой.
Подъезжает «пятерка». Быстро сверяюсь, должен ли в ней быть терминал, забегаю в салон. Это такой же автобус, как на маршрутах 10к и 22а. Пикаю карту о валидатор. Удобно.
Следующая остановка — «Шота Руставели». Стою несколько минут, проезжает забитая 91-я. Останавливается «тройка».
— По карте.
— Только перевод, — спокойно говорит мужчина за рулем. — Терминалы выдали [водителям маршрутов] № 19 и № 91, а нам то ли в сентябре, то ли в октябре должны выдать — посмотрите в интернете. Если б был — я бы прятал что ли?
Пока едем, ищу информацию. По данным ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области», маршрут № 3 должны перевести на регтариф с 31 июля по 31 октября, а с 1 ноября — вывести автобусы среднего класса (зелененькие, как на «пятерке»). Так что водитель прав, терминал ему не выдавали. Неловко получилось, выхожу.
«Сказала бы, что денег нет, я б так довез!»
К «Техническому колледжу» подъезжает № 19. Попробую в третий раз — вдруг повезет. Жду, пока все оплатят наличкой. Дверь закрывается, маршрутка трогается с места. Протягиваю карту.
— Нет терминала.
— У меня только по карте.
— Тогда выходи.
— Так сообщали, что они должны быть на 19-м маршруте, а если нет, то проезд бесплатный.
— Вот кто сообщил, тому и звоните! Мне с терминала деньги никто не выдает. Машина сломается, я что буду делать? Мне зарплату не платят, — зло бросает водитель, оборачиваясь в салон. — Вот зачем так говорить? Сказала бы что денег нет, попросила нормально, я б так довез!
— Да, вон, пишут, что по карте можно в 19-ой маршрутке, а если не принимают — бесплатно, — говорит женщина. — Я бы тоже могла бесплатно проехать, но решила не ругаться.
— Мне деньги не выдают! Машина моя, — выплевывает мужчина за рулем. — Вот выдавали бы автобусы, зарплату платили — были бы терминалы.
Пока мы пререкались, добрались до «Алмаза». Пассажирка, которая меня поддержала, говорит, мол, едем дальше, ты же права. Но я выхожу.
За пешеходным переходом останавливается микроавтобус № 125. 20 машин этого маршрута должны были оборудовать терминалами с 1 апреля. Проверим! Бегу, чтобы успеть.
—Безнал.
— Перевод? — Смотрит молодой парень с надеждой.
— Только карта.
— Эх, — лезет под сиденье, вводит что-то на терминале, посматривая на дорогу.
— Попробуйте.
Длинный писк.
— Эх, — снова что-то нажимает. — Попробуйте еще.
Писк.
— Садитесь, так довезу, — с виноватой улыбкой показывает на салон.
— Не, я выйду, спасибо, — поворачиваюсь, чтобы выйти на «Опытном заводе».
— Довезу так, никто ж не виноват, что терминал сбоит... — говорит водитель.
«Выходи — недалеко уехали»
Открываю онлайн-карты. О, № 128 скоро подъедет — сейчас буквально в одной остановке от меня. «Квадратная» маршрутка полностью забита — втискиваюсь на нижнюю ступеньку, случайно придавливая другой пассажирке палец. Извиняюсь, и почти обнимая какого-то мужчину, тяну водителю банковскую карту. Это оказывается женщина.
— Нет терминала — только наличкой или переводом, — смотря на дорогу, она указывает на картонку у лобового стекла. — Как платить будете?
— Только карта. Я тогда на следующей выйду...
— Здесь выходи — недалеко уехали, — останавливается у обочины, открывает дверь.
Я не успеваю спросить, почему нет терминала — да и странно разговаривать через спину другого человека.
Синяя тряпочка
Возвращаюсь на остановку. Жду. Проезжает № 19, № 91 — пассажиры буквально втискиваются в салон — не протолкнуться. Следом останавливается неожиданно пустая 19-ая. Для чистоты эксперимента снова захожу и протягиваю карту. Может, случится чудо, и я смогу законно проехать?
— Нету [терминала], — разводит руками водитель, показывая на рассортированную мелочь возле себя.
— Эх, ладно, — пытаюсь выйти на этой же остановке.
— Присаживайтесь, так довезу, — заискивающе выдает водитель и закрывает дверь перед моим носом.
На «Автомеханическом заводе» мы проезжаем чуть дальше остановки, я выхожу, и маршрутка срывается с места — даже камеру включить не успела, поэтому фото не сделала.
Я не проверила № 22а. Может, вернуться? Светофор показывает больше минуты... И тут подъезжает № 91. Большой. Удивленно захожу в полупустой салон, протягиваю водителю карту. Он берет пластик, грустно вздыхает, отворачивает уголок синей вискозной салфетки, которой накрыт терминал. Пикает. Возвращает карту. Терминал характерно жужжит, извергая из себя ленту.
— А можно билет?
— А пока не понял, как аппарат работает, — на ломаном русском извиняется водитель.
Честно говоря, я довольна — мне удалось найти маршрутку с терминалом — успех! Хотя, огорчает, что не выдали билет.
Перехожу дорогу, жду какой-нибудь автобус, который отвезет меня к «Бовиду» по безналу. Подъезжает № 128 — то что нужно!
— Нету терминала, машину вчера только забрал, — виновато улыбается водитель, глядя на протянутую карту. — Шнур от терминала вон, а его нет. Только переводом.
Пришлось ехать бесплатно, ладно хоть без скандала. Выхожу на остановке «Гранд-отель Видгоф». На этом эксперимент можно завершить.
Дальше мы расскажем, как результаты нашей поездки прокомментировали перевозчик и в ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области». Но сначала пройдите опрос.
Сталкивались ли вы с похожими проблемами при оплате проезда по карте?
Нет терминала — проезд бесплатный
Узнать, в каких маршрутках должны быть терминалы, можно в реестре на сайте Министерства дорожного хозяйства и транспорта региона. Мы его скачали и прикладываем ниже файлом.
Маршруты № 19, 91, 125 и 128 обслуживают компании, так называемого народного перевозчика «ЧелТрансХолдинг» — ООО «Автотранспортное предприятие 1», ООО «Автолайн», ООО «Новые дороги».
Кто обслуживает маршруты № 19, 91, 125 и 128
«ЧелТрансХолдинг» работает на множестве маршрутов. Между собой через учредителей или директоров аффилированы «Сервис-Транс», «АвтоЛуч», «Автолайн», «Автобан», «ЧелябАвтобус», «Автолига», «ЧелябГорТранс», «АТП 1» и другие. Они обслуживают маршруты: № 3, 5, 10, 11, 19, 20, 23, 39, 49, 53, 91, 72, 78, 86, 125, 128, 158к и 172.
Маршрут № 19 за 8,7 миллиона рублей обслуживает ООО «Автолайн». По данным сервиса «Контур.Фокус», организация зарегистрирована в 2015 году. Руководитель — Александр Исаев. Он же является учредителем (50%) вместе с Ольгой Поляниной (50%). Официальная выручка предприятия на конец 2023 года составила 45,7 млн, чистая прибыль — 2,9 млн рублей.
За маршруты № 91 и № 128 отвечает ООО «Автотранспортное предприятие 1». Оно зарегистрировано в апреле 2014 года. Директор и учредитель те же, что и в ООО «Автолайн». По данным сервиса «Контур.Фокус», на конец 2023 года официальная выручка составила 36,2 млн, чистый убыток — 505 тысяч рублей. Контракт на перевозки по маршруту № 91 заключили на сумму 8,24 миллиона рублей, а по маршруту № 128 — на 23,2 миллиона рублей.
Контракт на обслуживание маршрута № 125 за 23,53 миллиона рублей получило ООО «Новые дороги». Оно образовано в 2019 году. Учредители — Александр Полянин, Юрий Иванов и Александр Плеханов. В прошлом году в графе выручка у компании числился ноль, чистый убыток — 5,9 миллиона рублей.
В ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» подчеркнули, что по контрактам с перевозчиками все машины на маршрутах должны иметь терминалы — для оплаты банковскими картами и соцкартами, в салоне вместо номеров телефона для перевода должны висеть плакаты с информацией о тарифах. Чаще всего пассажиры жалуются на маршруты, в которых новшества ввели недавно, уточнили в ОГКУ, в частности: на № 11 (перевозчик ООО «Автолайн»), № 91 (ООО «АПТ-1»), № 125 (ООО «Новые дороги»), № 300 (индивидуальный предприниматель Дмитрий Осинский).
В ведомстве не смогли уточнить, законно ли требовать от маршрутчиков бесплатного проезда, если нет терминала. Однако в «Организаторе перевозок» объяснили, что ранее разрешение на это дали в самом «ЧелТрансХолдинге».
В «Организаторе перевозок» подчеркнули, что постоянно проводят проверки, фиксируют нарушения и штрафуют перевозчиков на 1000 рублей за каждое.
«Мы переучиваем водителей»
В «ЧелТрансХолдинге» признали, что проблема с терминалами в маршрутках есть, в большей степени она связана с консервативностью водителей.
— Когда водители 20 лет работают по схеме «наличка в карман» им очень тяжело перестроиться на другую схему работы, потому что они не видят ее перспективы. А она есть! Пассажиропоток больше — раз. Стоимость выезда больше — два. Автобусы вместительнее — три, — сообщили в организации в ответе на запрос 74.RU. — Поэтому мы переучиваем водителей. Еженедельно проводим инструктажи. Налажена схема приема жалоб от пассажиров через социальные сети и диспетчерам. Ежедневно проводим беседы с нарушителями, за повторные нарушения предусмотрены штрафы.
Вторая причина, по которой терминалов нет в маршрутках, — неисправность оборудования, заверили в «ЧелТрансХолдинге».
— Часто водитель не может предъявить терминал, потому что он просто не работает. К примеру, полностью не работали терминалы на новых 19-м и 91-м маршрутах с 2 по 4 мая. Мы получаем готовое к работе оборудование от МУП «СОД», если оно выходит из строя — пытаемся оперативно устранить проблему, заменить неработающий терминал, но часто машины за это время совершают один-два рейса, — объяснили в «ЧелТрансХолдинге». — Все водители проинструктированы, что при неработающих терминалах необходимо предложить пассажиру оплатить проезд другим удобным способом. В случае, если пассажир не может этого сделать, то проезд для него бесплатный.