RU74
Погода

Сейчас-10°C

Сейчас в Челябинске
Погода-10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -15

0 м/c,

749мм 79%
Подробнее
8 Пробки
USD 101,61
EUR 105,25
Дороги и транспорт Транспортная реформа Разнос для полос. Что убивает выделенки и вместе с ними плюсы для общественного транспорта в Челябинске

Разнос для полос. Что убивает выделенки и вместе с ними плюсы для общественного транспорта в Челябинске

Мнение инженера, интересующегося развитием городской среды и транспортным планированием

На проспекте Ленина первый кусочек выделенки сделали еще в прошлом году

Источник:

Выделенные полосы в Челябинске пока так и не стали привычным делом для автомобилистов и водителей общественного транспорта. В следующем году власти анонсировали еще 50 километров таких участков. Движение по действующим уже контролируют при помощи камер и штрафуют тех, кто решил объехать пробку на своей машине. Инженер Роман Демешко, интересующийся развитием городской среды и транспортным планированием, назвал несколько причин, почему выделенки не работают в полную силу и что нужно сделать, чтобы исправить ошибки. Далее — его наблюдения и выводы.

Больше выделенок — меньше автобусов

За последние четыре года в Челябинске сделали коридоры выделенных полос, призванные ускорить городской транспорт. Тема их появления всегда вызывала массу обсуждений, заметен и положительный эффект для транспорта в часы пик после их ввода. Но я хочу назвать несколько причин, которые мешают нашему городскому транспорту вдохнуть полной грудью с точки зрения приоритетного движения.

Приоритет ОТ крайне необходим для Челябинска именно сейчас, когда система находится в переходном периоде реформирования. Например, работает только часть троллейбусных маршрутов, остальные поедут после ремонта депо № 2. Или взять дефицит водителей автобусов (который наблюдается сейчас по всей стране). Всё это, конечно, перегружает существующие маршруты, создает неудобства для пассажиров.

И здесь очень важно понимание того, что каждый новый участок выделенной полосы, каждый новый элемент приоритезации ОТ экономит тот самый подвижной состав на линии, о недостатке которого так часто приходится слышать. Если раньше для обеспечения интервалов на маршруте необходимо было, например, 10 автобусов в час пик, то при наличии коридора работающих выделенных полос и средств локального приоритета ОТ автобус не теряет лишнее время, быстрее оборачивается на линии, а значит, для покрытия тех же интервалов потребуется уже не 10, а 8–9 машин.

<p>Роман Демешко</p><p>Роман Демешко</p>

Ошибочно полагать, что сначала надо купить весь новый транспорт, а потом для него сделать приоритет.

Даже если закупить разом много новой техники (и даже где-то найдя на нее водителей), но поставить ее в те же заторы, никто не будет доволен. Ни пассажиры, которые прочитают в новостях о новых машинах, ни пользователи автомобилей. Чем хуже работает общественный транспорт, тем больше людей готовы отказаться от перемещения на нем и пересесть в автомобиль. Вроде бы это осознают и на уровне муниципалитета, но есть ряд системных инфраструктурных упущений, не позволяющих транспорту работать в полную силу.

Источник:

Низкий процент неразрывности коридоров

Достаточно очевидный факт, что чем более обособлен транспорт, тем выше скорость, с которой он сможет двигаться. И здесь мы сталкиваемся с реальностью, когда из-за обилия выездов с прилегающих территорий, парковок, дублеров, примыканий выделенные полосы становятся не такими уж и выделенными.

Например, проспект Ленина на участке от улицы III Интернационала до Российской при движении на запад имеет 280 метров выделенной полосы, но только 94 метра из нее неразрывны (помеха — парковка, которая в нынешнем виде на магистральных улицах в принципе не может существовать).

Эксперт критикует протяженную парковку, которая мешает функционированию выделенной полосы на главной улице Челябинска

Источник:

Если же взять весь отрезок проспекта Ленина от площади Революции до Героев Танкограда при движении на восток, то почти из трех километров неразрывными можно считать около 800 метров. Это немало с учетом того, что два года назад и представить выделенные полосы по проспекте Ленина было сложно, но их всё же сделали, за что хочется сказать спасибо. Но и разрывов всё же много, большая часть из которых уходит на парковки вдоль проезжей части и избыточные примыкания.

Выделенная полоса на Молодогвардейцев и вовсе состоит только из разрывов, здесь нет ни одного сплошного участка.

На Молодогвардейцев движению автобусов по выделенной полосе мешают многочисленные примыкания

Источник:

Кстати, постоянные съезды на парковки и примыкания замедляют движение первой полосы (даже без наличия ВП), что тормозит транспорт и создает конфликтные точки.

Что необходимо? В первую очередь это ввод платных зон парковки в центре вдоль магистральных улиц (например, проспекта Ленина). Это позволит в первые два-три года снизить спрос на места вдоль этих улиц, а после закрыть часть парковок, снизив количество разрывов, ускорив общественный транспорт. К сожалению, эта работа уже много лет откладывается властями, а проблемы с дефицитом мест и движением автобусов только нарастают и будут дальше копиться как снежный ком, если их не решать.

<p>Роман Демешко</p><p>Роман Демешко</p>

Платные зоны парковки — базовая необходимость для крупных городов. Как бы ни хотелось, но их придется внедрять. Вопрос только в том, сколько времени и возможностей будет упущено.

Но даже без платных зон, например на улицах Северо-Запада, можно было начать с оптимизации выездов и обособлением парковок. Такие решения уже применялись на Комсомольском проспекте, и с учетом опыта и доработок их необходимо распространять далее.

Понятно, что переразметка существующих проезжих частей значительно быстрее, чем изменение ОДД (организации дорожного движения) с учетом примыканий и парковок, но это имеет и обратную, уже негативную сторону.

Остановочные карманы — зло

Казалось бы, что карманы — благо, однако нет. Они также замедляют ОТ, так как ему нужно совершать дополнительные маневры для заезда, выравнивания, а после посадки пассажиров дождаться, когда его выпустят в полосу движения. Часть карманов еще и спроектированы с ошибками (слишком резкие на въезде и выезде). Это значит, что низкопольный автобус просто не сможет подъехать ровно к платформе, вся его низкопольность аннулируется из-за возникающей ступеньки.

Практически всегда карманы запаркованы недобросовестными водителями «на пять минут с аварийкой». В таком случае автобус вообще не может заехать в карман и остается на полосе движения. Для потока транспорта ничего не меняется, если бы кармана не было, но вот для пассажиров… Здесь можно было бы сказать, что вопросы к ГАИ, что надо усилить контроль за такими нарушителями, но проблема системная, а ресурсов ГАИ попросту не хватит контролировать все остановки в городе 24/7.

Кроме того, остановочные карманы — это практически всегда проблема при зимней эксплуатации. Их попросту заметает снегом, а техника, проходящая с отвалами улицу насквозь, попросту превращает их в снежную пустыню. Об удобстве пользования транспортом в таком случае говорить также не приходится.

Остановочные карманы зимой чаще всего засыпаны снегом

Источник:

И, к сожалению, остановочные карманы еще отдаляют остановки от перекрестков (что увеличивает длину пересадки) и съедают ширину тротуаров (создавая неудобства для пешеходов и ожидающих пассажиров). Целый пакет проблем на ровном месте, которые здорово снижают удобство пользования (а иногда и возможность использования) городским транспортом.

Поэтому необходимы именно инфраструктурные, конструктивные изменения — системный демонтаж карманов и спрямление посадочных платформ. Да, это разрешено. ГОСТ Р 52766-2007 в п.5.3.3. вполне позволяет делать так для городских улиц, не говоря уже и о новых проектах, где карманы не нужно закладывать.

Дополнительный приоритет для «гармошек»

Кроме пассивного приоритета общественный транспорт также нуждается и в активном. Для проезда перекрестов и левых поворотов существует метод разнесения стоп-линий, либо просто транспортный шлюз.

Самым наглядным примером необходимости его размещения может быть улица Энгельса. Здесь уже есть выделенная полоса на юг (при движении в центр). Только автобусы вынуждены покидать ее сильно заранее и двигаться в общем потоке, так как им необходимо занять левый ряд для поворота на Ленина.

Эксперт показал недостатки выделенной полосы на пересечении проспекта Ленина и Энгельса

Источник:

При наличии шлюза на перекрестке Энгельса и Ленина транспорт сможет протягиваться по своей полосе вплоть до самого перекрестка. После чего в приоритетную фазу светофора занимать нужный ряд и вместе со всеми проезжать перекресток без потерь времени, простаивании в пробке и создания неудобств в потоке. Через этот узел проходит порядка 10 маршрутов (сейчас), в том числе самый загруженный в городе — 64-й автобус. Он в 2025 году должен полностью перейти на «гармошки», для которых маневрирование и перестроение в пробке еще более проблематичны, чем для обычных больших автобусов.

Думаю, что все эти проблемы известны администрации Челябинска, ведь именно она отвечает за улично-дорожную сеть и инфраструктуру. Известны они и горожанам, которые сталкиваются с ними каждый день. Хочется верить, что в 2025 году обновленная команда мэра сможет изменить подходы к проектированию и мы увидим результаты транспортной реформы.

Согласны с автором?
Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY23
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
247
ТОП 5
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
Разнос для полос. Что убивает выделенки и вместе с ними плюсы для общественного транспорта в Челябинске
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Рекомендуем
Объявления