Возможность укрыться от низких температур в приютах, подъездах или подвалах есть далеко не у всех, ведь кого-то банально выгоняют. А долгое пребывание на улице при нынешних морозах грозит обморожениями и тяжелыми последствиями. Как в такой ситуации найти выход? 74.RU встретился с бездомными, живущими в Челябинске. Одних привел на улицу страх, других — любовь, и теперь они помогают друг другу выжить.
Познакомиться с героями репортажа нам помогает доктор Женя — так бездомные называют челябинского врача, автора проекта «Другая медицина» Евгения Косовских. Уже на первом этапе мы договариваемся — ни место съемки, ни район в репортаже не будут обозначены, ведь речь в данном случае идет о выживании людей. Узнав о таком соседстве, их могут обидеть подростки и агрессивно настроенные мужчины.
Стоянку Лёха и его товарищи устроили прямо на теплотрассе, труба проходит где-то в метре от земли. Сверху бездомные накидали несколько слоев баннеров и ковров, в итоге получился уютный дом.
— Стоянки оборудуются летом обычно, — объясняет нам доктор Женя. — Когда люди понимают, что не смогут никуда перейти к зиме, они начинают готовить с лета, с осени себе стоянку. Они подыскивают место, которое должно быть недалеко от городской инфраструктуры, подальше от жилых домов, от подростков и спортивных школ, чтобы на них потом не отрабатывали удары, подальше от бродячих животных. И когда подыскивают место, начинают обустройство, собирают всё лето и осень половики, паласы, матрасы, одеяла и так далее. К холодам они уже готовы, — рассказал Евгений Косовских. — Мы очень долго с ними об этом беседовали, и сейчас у них практически не стало обморожений благодаря подготовке. Мы таким образом профилактируем.
До недавнего времени на стоянке жили шесть человек — по трое мужчин и женщин. Но 10 января один из бездомных — Владислав — скончался. У него была пневмония, и даже госпитализация, к сожалению, не помогла. Вдова Владислава Наталья сейчас в глубокой депрессии, но все остальные стараются помочь ей, поддержать.
— Это те люди, которые друг за друга держатся, друг другу помогают, — рассказывает нам Евгений Косовских. — Домашние могут обидеть, что-то друг другу сказать, там нет такого ухода, как бездомные дают, как следят. Они более добродушны.
Бездомным Алексей стал около года назад. Влюбился в свою нынешнюю сожительницу, но родственники его выбор не поддержали. И тогда Лёха решил уйти вместе с любимой. Она уроженка небольшой деревни, но сбежала оттуда после жестокого убийства — во время посиделок со спиртным одного из участников вечеринки разрубили топором. Женщине пригрозили, что ее ждет та же участь, если не сбежит, и она выбрала улицу.
У Серёги тоже небольшой опыт бродяжничества — около года. Свою историю он рассказывать не спешит, предпочитает помалкивать. Волонтеры к этому относятся с пониманием — расскажет сам, как будет готов.
— Каждая история очень тяжелая. Кто-то маму хоронил, влез в кредиты, в долги. Его запугали кредиторы, и он до сих пор в бегах и даже не хочет паспорт восстанавливать. Он не может прийти в социум, потому что боится, — рассказывает доктор Женя. — А другого родственники выгнали, сказали: «Еще раз мы тебя увидим, и мы тебя на кол посадим», и он боится людей.
Волонтеры Евгения Косовских опекают около полутора тысяч человек. Социализировать их достаточно сложно, но можно поддержать, особенно зимой. Многие сами приходят в стационарный пункт — за едой, одеждой и лечением.
— Когда сильные морозы, мы им, бывает, теплые вещи к стоянке привозим. Мы им выдаем старые мобильные телефоны, чтобы они могли нам звонить. Договариваемся с заправками или мойками, чтобы наши бездомные могли там подзарядить телефоны, — объясняет доктор Женя. — Люди идут навстречу, благодаря журналистам наш проект стал более-менее известный, и, когда мы обращаемся, нас уже узнают.
Хотите знать больше о докторе Жене и его работе? Читайте о проекте «Другая медицина» в материале 74.RU. А еще не пропустите колонку Евгения Косовских — о том, почему стесняются помогать бездомным.
Челябинка Валентина Гулицына в 2020-м открыла семейный приют для бездомных с инвалидностью. Один из постояльцев лишился ноги, второго жестоко избили, третий ослеп. Эти истории так поразили наших читателей, что приюту помогли оплатить аренду дома на несколько месяцев вперед и запастись сеном для беременной козы из небольшого хозяйства.