Антироссийские санкции стали новой реальностью для отечественного бизнеса. В этом году только Минфин США 6 раз расширял ограничительные списки. Европейский Союз выпустил 12-й пакет санкций. О запретительных мерах сообщали Великобритания, Япония, Украина и другие — всего около 50 государств. В санкционные списки с завидной регулярностью среди прочих попадали и представители Челябинской области. Разбираем, с какими рисками сталкиваются предприятия и компании и чем на самом деле опасны подобные ограничения.
Миасский дуэт
В мае этого года США включили автомобильный завод «Урал», находящийся в Миассе Челябинской области, в очередной санкционный список и запретили экспорт. Всего в перечне значилось 69 компаний. Все они «могут быть вовлечены в деятельность, противоречащую интересам национальной безопасности или внешней политики США», указано в официальном документе Минторговли США.
Автозавод «Урал» — ведущий производитель полноприводных большегрузных автомобилей в России. Создан в ноябре 1941-го в Миассе, куда эвакуировали автомоторное и литейное производства Московского автозавода имени Сталина (ЗИС). С марта 2019-го предприятие входило в «Объединенную машиностроительную группу» Дмитрия Стрежнева. В открытом доступе сведений об учредителях АО «АЗ «Урал» нет. В июне 2023 года СМИ сообщили, что владелец автозавода «Урал» Дмитрий Стрежнев продал активы компании, связанной с менеджментом предприятия. Держателем реестра акционеров является ОАО «Межрегиональный регистраторский центр». По данным сервиса «Контур.Фокус» за 2020-й (позже сведения не раскрывались), выручка составила 27,3 млрд, чистая прибыль — 1,5 млрд рублей.
Еще раньше, в 2022 году, автозавод «Урал» обложили санкциями ЕС и Украина, запретив экспорт товаров и технологий двойного назначения. А недавно, в декабре 2023-го, правительство Японии расширило санкции против России. Автозавод «Урал» также угодил в список — предприятию наложили вето на экспорт продукции.
А в июне в санкционный список Европейского Союза попал Государственный ракетный центр имени Макеева. Продукция миасского предприятия используется для нужд российской армии, а сам ракетный центр проводит патриотические концерты и сбор средств в поддержку солдат — такие формулировки указаны в документе ЕС.
АО «ГРЦ Макеева» — стратегический холдинг ОПК и ракетно-космической отрасли, головной разработчик жидкостных и твердотопливных ракетных комплексов стратегического назначения с баллистическими ракетами, один из крупнейших научно-конструкторских центров России. Предприятие создано в 1947 году в Миассе. В 2015 году преобразовано в АО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева», позже стало непубличным акционерным обществом. Уставный капитал составляет 19,8 миллиарда рублей. Учредитель — АО «Объединенная ракетно-космическая корпорация», её учредители в ЕГРЮЛ не раскрываются. По данным сервиса «Контур.Фокус», за 2018 год выручка составила 20,9 миллиарда рублей, чистая прибыль — 228,6 миллиона рублей.
Особой новостью для южноуральского предприятия, отметившего 75-летний юбилей в прошлом году, это не стало. Ранее, в марте 2022-го, ГРЦ Макеева включили в санкционный список США. Тогда это послужило поводом для шутки гендиректора Роскосмоса Дмитрия Рогозина. Вместе с миасским заводом в перечне оказались ещё два предприятия госкорпорации.
— Одно из них делает твердотопливные МБР (межконтинентальные баллистические ракеты. — Прим. ред.), другое — жидкостные МБР, третье — ракетное топливо для их двигателей. Теперь их продукция не сможет получить визы для посещения США, — пошутил Дмитрий Рогозин, занимавший в то время пост главы Роскосмоса, в своем телеграм-канале. — Странно, ведь они по определению пользуются безвизовым режимом и всегда готовы посетить страну-агрессора.
В настоящее время АО «ГРЦ Макеева» входит в санкционные списки США, Великобритании, Швейцарии, Японии, Австралии и Украины.
Украинский перечень
В мае Украина ввела санкции против ЧКПЗ, Ашинского метзавода. А в июле украинский список пополнился Челябинским тракторным заводом. Ограничения предполагают блокировку активов предприятий на территории Украины, прекращение торговых операций и перевозок грузов через страну и остановку обязательств по договорам. Санкции объявлены на 10 лет.
На «Уралвагонзаводе» сообщили, что ЧТЗ будет работать в штатном режиме, несмотря на введенные ограничения.
Челябинский тракторный завод запущен в 1933 году. В 2000 году образовано «ЧТЗ-Уралтрак», с 2011 года входит в корпорацию «Уралвагонзавод». Учредители — корпорация «Уралвагонзавод», концерн «Уралвагонзавод» и Минимущества Челябинской области. По данным «Контур.Фокус», последний раз финансовые показатели предприятия публиковали за 2018 год. Тогда завод получил выручку в 5,3 миллиарда рублей и показал чистый убыток в 1,7 миллиарда. С августа 2022 года управляющей организацией стало АО «НПО «Электромашина».
В сентябре против ЧТЗ, выпускающего дизельные двигатели для бронетанковой техники, ввел санкции Минфин США.
Что касается украинского списка, то в нем оказалось также научно-производственное объединение «Зюраткуль» из Сатки — как производитель военной экипировки. На самом деле у НПО — широкий спектр занятий. В холдинг входят три швейные фабрики, продуктовые и канцелярские магазины, сеть АЗС, отель, рестораны и база отдыха на городском пруду.
НПО «Зюраткуль» создано в 2005 году. Основной вид деятельности — производство спецодежды. По данным «Контур.Фокус», компания принадлежит основателю и гендиректору Юрию Китову — 60%, Валентине Китовой — 20%, Анне Терентьевой и Юлии Андреевских — по 10%. За 2021 год выручка предприятия составила 433,7 миллиона рублей, чистая прибыль — 48,1 миллиона рублей.
«Привет» из США
В ноябре США ввели ограничения против шести предприятий Челябинской области. В список вошли копейский завод «Пластмасс», челябинские НТЦ «Приводная техника», «Инструментально-подшипниковая компания», «Абсолют шар», завод подшипниковых узлов и завод прокатных валков в Магнитогорске.
Декабрь также внес коррективы в санкционные списки. На этот раз запретительные меры Минфина США коснулись ещё шести предприятий, работающих в Челябинске. Это ПАО «Уралавтоприцеп» (ЧМЗАП), НПО «Электромашина», АО «Научно-исследовательский институт точной механики», компаний «Битван», «Селлз Трейд» и «Реалэкспорт». Ограничения направлены против предприятий оборонно-промышленного комплекса России и работающих с ним в связке компаний машиностроительной отрасли. Также в списке значится генеральный директор концерна «Уралвагонзавод» (входит в госкорпорацию «Ростех») Александр Потапов.
Минфин США включил в санкционный список и несколько компаний Свердловской области, у которых есть активы в Челябинской. Среди прочих значится Русская медная компания.
От депутатов до губернатора
Крупные бизнесмены, чиновники и депутаты региона попали в различные санкционные списки ещё в прошлом году. Так что 2023-й в этом смысле ничего нового не принёс.
Первыми под санкциями оказались депутаты Госдумы от Челябинской области. В список Евросоюза они вошли еще 23 февраля 2022 года — за признание независимости ЛНР и ДНР. Регион в Госдуме представляют 11 человек, ограничения ввели для семерых из них: Валерий Гартунг («Справедливая Россия»), Олег Колесников («Единая Россия»), Владимир Бурматов («Единая Россия»), Виталий Бахметьев («Единая Россия»), Олег Голиков («Единая Россия»), Яна Лантратова («Справедливая Россия»), Станислав Наумов (ЛДПР).
В марте 2022 года председатель совета директоров ММК Виктор Рашников попал под санкции Евросоюза. Мы разбирались, что это значит для предприятия. Позже появилось официальное заявление Магнитогорского металлургического комбината.
Губернатора Алексея Текслера впервые в список внесла Великобритания в июле 2022 года. В ответ глава региона заявил, что его мало интересует этот вопрос, а помогать Донбассу он будет и дальше. Через месяц Алексей Текслер попал в списки Канады, а в декабре — в США.
Летом 2022-го в санкционный список Европейского союза включили депутата Законодательного собрания Челябинской области Алексея Денисенко. Ему поставили в вину членство в «Единой России», высказывания о спецоперации и Донбассе.
А в декабре в перечень ЕС внесли депутата Госдумы от Челябинской области Максима Гулина из партии «Новые люди» (он родом из Копейска).
«Санкции — это плохо»
После вхождения Крыма в состав России в 2014 году, западные страны одна за другой начали объявлять санкции. Тогда у властей и патриотически настроенных граждан в ходу была риторика, подчеркивающая бесполезность мер по изоляции российской экономики: «Санкции? Не смешите мои Искандеры», «Тополь санкций не боится» и так далее.
«Искандер» — семейство российских оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК). Основное назначение — нанесение ударов по важнейшим объектам противника, прикрываемых средствами ПВО, на расстоянии до 500 км.
Во времена СССР владение ядерным оружием было главной гарантией безопасности того или иного государства. В XXI веке на первый план вышли технологии и финансы, именно они обеспечивают экономическую конкурентоспособность страны. Поэтому можно говорить о степени эффективности тех или иных санкций, но совсем отрицать их влияние было бы странно. Неслучайно председатель Центробанка Эльвира Набиуллина назвала заморозку активов российских инвесторов и санкции, нацеленные на остановку международных платежей, самыми болезненными.
— Надо быть готовыми к усилению санкционного давления. Мы смогли на основные вызовы ответить, если говорить про финансовый сектор, но и в финансовом секторе есть проблемы, которые не до конца решены, в том числе трансграничные платежи. Да, выстраиваются цепочки, они постоянно меняются, но это остается еще проблемой для многих предприятий, — заявила глава ЦБ РФ в интервью РБК.
Попадание челябинских предприятий в санкционные списки было прогнозируемым, единодушны эксперты. Большую роль играет специфика уральского региона, где сосредоточено много предприятий оборонно-промышленного комплекса.
— Это военное предприятие, производящее военную продукцию, мало того, продвинутую продукцию, боевые ракеты. Вполне естественно, что его включают в санкционный список, изолируют от поставок из-за рубежа, — комментировал включение в перечень, например, ГРЦ Макеева экономист Владимир Помыкалов.
Предприятия ОПК в России в основном находятся в госсобственности, даже если они являются коммерческими организациями — АО или ООО, указали эксперты.
— Таким образом, санкции США введены не против частного бизнеса, а против государства и одной из его ключевых отраслей. Думаю, предприятия были к этому готовы. Ещё задолго до этих санкций правительство РФ рекомендовало работникам госпредприятий, в том числе ОПК, отказаться от зарубежного ПО на рабочих компьютерах и не использовать в рабочее время со своих смартфонов иностранные мессенджеры. А в некоторых компаниях запретили и сами смартфоны из недружественных стран, особенно из США, — отметил экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода.
Предприятия подготовились к санкциям и более серьёзно, теперь они используют только отечественные технологии и замещают оборудование из недружественных стран своим или дружественным, подчеркнули эксперты.
— В любом случае санкции — это плохо, неприемлемый метод давления, — прокомментировал гендиректор АвтоВАЗа Максим Соколов на заседании Союза машиностроителей России, прошедшем в декабре в Челябинске.
Глава АвтоВАЗА приезжал в регион на «День поставщика». В итоге ещё девять предприятий Челябинской области пополнили перечень поставщиков тольяттинского автозавода. По словам Максима Соколова, попавший под санкции в этом году АвтоВАЗ темпы работы и производительность труда не снижал.
— В следующем году мы планируем на четверть увеличить выпуск продукции, поэтому новые надёжные поставщики будут нам крайне необходимы, — подчеркнул глава АвтоВАЗа.
Но нельзя исключать, что попавшим в «черные списки» предприятиям будет труднее экспортировать свою продукцию даже в дружественные страны, так как контрагенты могут опасаться вторичных санкций, добавили эксперты.
— За два последних года российские предприятия отладили механизмы поставок за рубеж так, чтобы не привлекать внимания США. Ну, и гособоронзаказ для них является важным источником доходов, — уверен Андрей Лобода.
По данным опроса Российского Союза промышленников и предпринимателей, более 48% компаний считают, что экономические санкции оказывают влияние на их деятельность. 38,9% отрицают влияние санкций, 13% затруднились с ответом.
Наиболее критичным для российского бизнеса стал рост цен на сырьё, оборудование, комплектующие, заявили 64,6% опрошенных представителей РСПП. 20,8% организаций отметили, что воздействие по данному направлению незначительно. Снижение доступности кредитов мешает почти половине участникам опроса — 48,9%. Об уменьшении инвестиций как последствии санкций заявило 35,4%. О невозможности оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ и услуг заявили 29,2% представителей бизнеса. 18,8% респондентов указали на трудности в работе с получателями их продукции.
С возможностью импортозамещения в своей отрасли согласились 60% участников опроса, 40% выбрали отрицательный ответ.