Top.Mail.Ru
Реклама
СЕЙЧАС +4°С
Все новости
Все новости

Тестируем новый кроссовер Lada: тесный, весёлый и с просветом, как у «Нивы»

Lada XRAY Cross является глубоко модернизированной версией XRAY

Cross является не просто приподнятой версией обычного XRAY — отличий гораздо больше

Поделиться

АВТОВАЗ всегда лукаво называл Lada XRAY кроссовером, несмотря на отсутствие полного привода. Недавно завод выпустил «усиленную» версию XRAY Cross, просвет которой больше, чем у Renault Duster и даже Lada 4x4 (бывшая «Нива»). Можно ли считать кроссовером её? Чтобы выяснить это, мы отправились в глубинку, где таким машинам самое место.

В эту деревню летом коллеги предпочли ехать на внедорожнике

В эту деревню летом коллеги предпочли ехать на внедорожнике

Поделиться

Интересно, что к созданию «Кросса» в Тольятти подошли с неожиданной основательностью, будто сами уверовали в его блестящую карьеру. Помимо традиционной операции по увеличению достоинства — клиренса — инженеры фактически заменили всю переднюю подвеску.

Пропорциями Lada XRAY Cross действительно напоминает кроссовер

Пропорциями Lada XRAY Cross действительно напоминает кроссовер

Поделиться

Рычаги и поворотные кулаки унифицированы с таковыми от Vesta, усилитель руля стал электрическим и конструктивно близок к «грантовскому», рулевая колонка регулируется по вылету, а задние тормоза — дисковые. И конечно, на характер повлияли легкосплавные колеса с шинами размерностью 215/50 R17, которые и дают прибавку просвета — он составляет 215 мм (+20 мм).

Lada XRAY создана на платформе В0 компании Renault и технически ближе всего к модели Sandero

Lada XRAY создана на платформе В0 компании Renault и технически ближе всего к модели Sandero

Поделиться

XRAY Cross выглядит весьма нарядно, сверкая клыками Х-образной решётки, бликуя сложными боковинами и оттопыривая «губу» переднего бампера. Некоторый пафос чувствуется и в салоне, но не в смысле изысканности материалов или дизайна, а в раздутости передней панели, которая преувеличивает размер автомобиля. С водительского места он кажется массивнее, чем на самом деле.

Дизайн интерьера незатейлив, но практичен. Автомобили на платформе В0 постепенно избавляются от эргономических огрехов, например, руль теперь регулируется по вылету. В салоне стоит лёгкий клеевой запах, а стеклоподъёмники не имеют доводчиков

Дизайн интерьера незатейлив, но практичен. Автомобили на платформе В0 постепенно избавляются от эргономических огрехов, например, руль теперь регулируется по вылету. В салоне стоит лёгкий клеевой запах, а стеклоподъёмники не имеют доводчиков

Поделиться

Мультимедийная система и разъём под флешку

Мультимедийная система и разъём под флешку

Поделиться

В богатых версиях есть камера заднего вида. Экран бликует на солнце

В богатых версиях есть камера заднего вида. Экран бликует на солнце

Поделиться

Не самая удачная оцифровка приборов. Пиктограмма о незакрытой двери лишний раз напоминает, что багажник XRAY закрывается не с первого раза

Не самая удачная оцифровка приборов. Пиктограмма о незакрытой двери лишний раз напоминает, что багажник XRAY закрывается не с первого раза

Поделиться

Небольшой бардачок не имеет подсветки

Небольшой бардачок не имеет подсветки

Поделиться

Блок климат-контроля логичен, а под ним — кругляш настроек системы стабилизации, кнопки подогрева сидений и стёкол: как заднего, так и лобового

Блок климат-контроля логичен, а под ним — кругляш настроек системы стабилизации, кнопки подогрева сидений и стёкол: как заднего, так и лобового

Поделиться

Сам интерьер почти идентичен «икс-реевскому», но есть приятные новшества: помимо возможности подтянуть руль поближе обращает внимание блок трехступенчатого подогрева сидений — раньше кнопки размещались в слепой зоне на боковинах сидений.

Подлокотник конфликтует с ручником

Подлокотник конфликтует с ручником

Поделиться

У XRAY Cross новые сиденья, но большой разницы в заочном сравнении с обычным «реем» я не ощутил: посадка вертикальная, но, в целом, удобная. А вот бокс-подлокотник — спорное решение: слишком он нависает над ручником.

Инженеры сделали ставку на улучшение управляемости. Прогресс действительно есть

Инженеры сделали ставку на улучшение управляемости. Прогресс действительно есть

Поделиться

Другие отличия чувствуются в первые же минуты движения: руль с электроусилителем почти что упрям. Вероятно, автовазовцы стремились придать ему нотки спортивности, и обратная связь на большой скорости в самом деле убедительна — не каждый кроссовер и даже хетч дарит чувство, когда ты не просто рулишь, а как бы приобнимаешь машину. Но на городских скоростях и при парковке хочется снизить усилие: руль XRAY страдает чрезмерной центростремительностью. Чуть ослабил хватку — он возвращается в «ноль».

На скользких дорогах XRAY кажется норовистым, поэтому включение системы стабилизации в базовую комплектацию — правильный подход

На скользких дорогах XRAY кажется норовистым, поэтому включение системы стабилизации в базовую комплектацию — правильный подход

Поделиться

С такими настройками Cross сам нарывается на дотошную проверку управляемости, и, на счастье, нам попадается отличная дорога, пусть ухабистая, зато равномерно снежная. XRAY Cross на ней раскрывается с неожиданной стороны.

От постоянных заносов колеса заросли снегом. Тормоза на задней оси — дисковые

От постоянных заносов колеса заросли снегом. Тормоза на задней оси — дисковые

Поделиться

При активной езде туговатый руль кажется уместным, а характер машины вдруг обостряется, будто автовазовцы имели в виду не только кроссовер, но и горячий хетч. XRAY Cross в таком режиме — что весёлый терьер, который не способен и секунды устоять на месте. На торможении он обозначает живость кормы лёгким подрагиванием, а стоит наживить рулём направление поворота, как задние колеса срываются в скольжение, которое на полпути подрезает система стабилизации. В конце концов, ты переходишь на импульсный режим руления, лишь подпихивая машину в нужную сторону. Остальное доделывает избыточная поворачиваемость и страхующая электроника.

Управляемость XRAY Cross напоминает Lada Vesta, но он более вёрткий

Управляемость XRAY Cross напоминает Lada Vesta, но он более вёрткий

Поделиться

Но я бы не рискнул проделать всё то же самое с отключенной ESP. Короткий и вёрткий автомобиль норовист: та же Lada Vesta при сходных настройках кажется уравновешеннее. В отличие от первых XRAY систему стабилизации можно деактивировать, но на скоростях выше 58 км/час она оживёт снова. Мудрое решение. 

Скорости ему даются неплохо даже на ухабистой дороге: спасибо подвеске, врождённую энергоемкость которой усугубили более жёсткими настройками. По грунту можно ехать примерно с теми же скоростями, что разрешены на загородных трассах, и это как раз то, за что мы любим «логаноподобные» машины. XRAY Cross иногда аж подскакивает на очередном гребне, но траекторию держит, и металлом не лязгает. Главное, не пугаться его вёрткости, доверять системе стабилизации и не переоценивать её возможностей. При слишком уж агрессивной езде можно открыть и другую сторону его характера: он оставляет не так много шансов на исправление ошибки из-за резкости скольжений.

У XRAY Cross чувствуется излишняя внимательность к мелочам, может быть, из-за внушительной для В-классника размерности колёс. Зато подвеска энергоемка

У XRAY Cross чувствуется излишняя внимательность к мелочам, может быть, из-за внушительной для В-классника размерности колёс. Зато подвеска энергоемка

Поделиться

По комфорту я бы отнёс XRAY Cross к середнякам среди кроссоверов: плохие дороги его не раздражают, и в этом смысле он унаследовал достоинства Renault Duster. Но на относительно ровном асфальте Cross становится дотошным и подрагивает на мелких неровностях. С учётом улучшенной шумоизоляции пола и арок автомобиль кажется достаточно комфортным, хотя на рельсах и стыках пихается сильнее, чем, допустим, Renault Logan.

XRAY Cross подойдёт жителю села или коттеджного посёлка, который не хочет тратиться на полноценный кроссовер. Правда, обильный декор кузова и размерность колёс в этом контексте — скорее минус

XRAY Cross подойдёт жителю села или коттеджного посёлка, который не хочет тратиться на полноценный кроссовер. Правда, обильный декор кузова и размерность колёс в этом контексте — скорее минус

Поделиться

В его характере есть тяга к приключениям. XRAY Cross кажется более органичным при попытках прожарить по грунтовке и взобраться на снежный бруствер, чем при рутинных разъездах дом-школа-работа. Второму не способствует и его главный минус — тесные задние сиденья. Зная об этом недостатке, вазовцы поколдовали с углом и высотой установки заднего ряда, но улучшения едва заметны: на втором ряду та же Lada Vesta в сравнении с XRAY кажется чуть ли не лимузином. 

Задние сиденья тесноваты: XRAY Cross хоть и выглядит автомобилем среднего класса, по длине не намного больше хетчбэка Lada Granta (бывшая «Калина»)

Задние сиденья тесноваты: XRAY Cross хоть и выглядит автомобилем среднего класса, по длине не намного больше хетчбэка Lada Granta (бывшая «Калина»)

Поделиться

Для задних пассажиров — подогрев сидений и USB-разъем

Для задних пассажиров — подогрев сидений и USB-разъем

Поделиться

Багажник невелик, но удобен для ежедневного пользования. Как раз, чтобы закидывать мелочевку

Багажник невелик, но удобен для ежедневного пользования. Как раз, чтобы закидывать мелочевку

Поделиться

Под фальшполом есть неглубокий отсек, куда можно положить набор автомобилиста или бутылку воды на 1,5 литра

Под фальшполом есть неглубокий отсек, куда можно положить набор автомобилиста или бутылку воды на 1,5 литра

Поделиться

Не слишком велик и багажник, хотя в плюсы ему можно поставить отсутствие порога (при установке фальшпола) и «подвал» для хранения мелочёвки. Правда, раздражает невозможность закрыть багажник без оглушительного хлопка: сотрудник дилерского центра сказал, что проблема характерна для XRAY.

Неглубокий снег, разбитые дороги, колея от легковых кроссоверов — вот препятствия, которые ему по зубам. Точнее, по клиренсу

Неглубокий снег, разбитые дороги, колея от легковых кроссоверов — вот препятствия, которые ему по зубам. Точнее, по клиренсу

Поделиться

Но что с проходимостью? Как и обычный XRAY, Cross лишён полного привода, который попытались заменить электронной системой на основе компонентов ESP, которая распределяет тяговые усилия между передними колесами. Помощь электроники чувствуется, например, при попытках въехать с полевой дороги на асфальтовую через горб, оставшийся после снегоочистки: в критический момент слышен хруст тормозов, которые «кусают» буксующее колесо, позволяя вытянуть машину газом.

Шайба выбора режимов влияет на работу электронных помощников и остроту педали газа. Она же позволяет отключить систему стабилизации

Шайба выбора режимов влияет на работу электронных помощников и остроту педали газа. Она же позволяет отключить систему стабилизации

Поделиться

У системы есть несколько режимов, включая спортивный, когда обостряются реакции на газ, и два «внедорожных» — для песка и снега. В первом случае реакции смягчаются, во втором электроника допускает проскальзывание колес.

Разумеется, всё это не замена полному приводу. Электронная имитация блокировки дифференциала добавляет уверенности, например, при езде по заснеженной колее. И всё же, как ни крути, кроссовером он является больше в глазах маркетологов, чем по существу.

XRAY Cross имеет приличный просвет и короткую базу — для езды по ломаному рельефу это плюс

XRAY Cross имеет приличный просвет и короткую базу — для езды по ломаному рельефу это плюс

Поделиться

Но вот к чему претензий нет — это к геометрической проходимости. С этой точки зрения XRAY Cross превосходит большинство паркетников и сравним с классической «Нивой», если вычесть пластиковую бахрому его декора, который жалко портить об ухабы. Но тем, кто ищет автомобиль в первую очередь для городского «бездорожья», его возможностей хватит за глаза.

В городе на нём можно ездить достаточно раскованно, а многим большего и не надо

В городе на нём можно ездить достаточно раскованно, а многим большего и не надо

Поделиться

К сожалению, XRAY Cross не предлагает автоматических трансмиссий — только «реношную» механику с долговязым рычагом и лёгким сцеплением. Коробка отличается сближенными передачами, что удобно при езде по сложному рельефу, но провоцирует частые переключения в городе. Здесь был бы уместен автомат. 

Разгоняется XRAY Cross без огонька, зато мотор и коробка обеспечивают неплохую тяговитость на малом ходу

Разгоняется XRAY Cross без огонька, зато мотор и коробка обеспечивают неплохую тяговитость на малом ходу

Поделиться

Двигатель также безальтернативен: это вазовский мотор объемом 1,8 литра (122 л.с.). Сочетание с коробкой кажется удачным, и мягкая тяга двигателя вкупе с почти что понижающей первой передачей хорошо подходят концепции почти кроссовера. Но абсолютная динамика — на уровне одноклассников с моторами 1,6. Поэтому XRAY не возрадует любителя светофорных гонок или стремительных обгонов. Скорее он понравится человеку с размеренным стилем езды, который полагается больше на собственную точность, чем на мускульную силу машины.

За пластиковым ветровиком есть металлическая защита

За пластиковым ветровиком есть металлическая защита

Поделиться

Задняя подвеска — полузависимая. Её в своё время заимствовали у Renault Logan

Задняя подвеска — полузависимая. Её в своё время заимствовали у Renault Logan

Поделиться

Базовая цена XRAY Cross начинается от 755 тысяч: начальная комплектация неплохая, но не оптимальная. Кондиционер, система стабилизации, легкосплавные диски есть по умолчанию, но подогрев сидений, аудиосистема, противотуманные фары, подогрев зеркал требуют доплаты.

Дилеры Lada предлагают скидки до 50 тысяч рублей покупателям в кредит по программе Lada Finance

Дилеры Lada предлагают скидки до 50 тысяч рублей покупателям в кредит по программе Lada Finance

Поделиться

Базовый Cross на 145 тысяч дороже самого простого XRAY. Комплектация у «кросса» пожирнее, так что при прочих равных разница составляет 117 тысяч рублей, но всё равно немало. Напомним, на что она тратится: на легкосплавные 17-дюймовые колёса, другую переднюю подвеску, задние дисковые тормоза, увеличенный просвет, «внедорожный» обвес и кое-что по мелочи. Оправдана ли такая доплата? Вопрос сугубо индивидуальный, но с практической точки зрения обычный XRAY кажется мне более предпочтительным вариантом. Скажем, лишние пара дюймов в размерности колёс — это доплата порядка 10–15 тысяч рублей за комплект зимних шин.

Стоимость Lada Vesta SW Cross стартует от 780 тысяч рублей

Стоимость Lada Vesta SW Cross стартует от 780 тысяч рублей

Поделиться

Серьезным внутренним конкурентом для XRAY Cross является более вместительная и доступная Lada Vesta SW Cross: при прочих равных она дешевле примерно на 30 тысяч рублей. Правда, если брать базовые комплектации, ценовое преимущество на стороне XRAY Cross за счёт более простого оснащения. У Vesta SW Cross подогрев сидений, противотуманные фары, аудиосистема и многие другие опции есть уже в начальной версии Comfort, что утяжеляет цену.

Цена Kia Rio X-Line начинается от 875 тысяч рублей (для автомобилей, выпущенных после 17 января 2019 года)

Цена Kia Rio X-Line начинается от 875 тысяч рублей (для автомобилей, выпущенных после 17 января 2019 года)

Поделиться

По концепции к Lada XRAY Cross близок Kia Rio X-Line, который чуть крупнее, но имеет куда более скромный просвет — 195 мм. И он дороже, как в базовых версиях, так и при прочих равных — в близких комплектациях за «корейца» нужно доплатить около 65 тысяч рублей.

Оснастить XRAY Cross полным приводом — слишком масштабная инженерная задача. Renault Duster — хоть и соплатформенная модель, но всё же другая, например, версия 4WD имеет независимую заднюю подвеску

Оснастить XRAY Cross полным приводом — слишком масштабная инженерная задача. Renault Duster — хоть и соплатформенная модель, но всё же другая, например, версия 4WD имеет независимую заднюю подвеску

Поделиться

Но давайте поддадимся вазовским чарам и посмотрим на XRAY Cross, как на переднеприводный кроссовер. В таком подходе нет особой подтасовки, потому что две трети паркетников сегмента В+ продаются именно в моноприводных версиях. И здесь уже XRAY Cross выглядит интересным вариантом.

Renault Duster стоит от 699 тысяч рублей в простенькой комплектации Authentique: версии с полным приводом и средним оснащением стоят ближе к миллиону 

Renault Duster стоит от 699 тысяч рублей в простенькой комплектации Authentique: версии с полным приводом и средним оснащением стоят ближе к миллиону 

Поделиться

Соплатформенный Renault Duster при прочих равных дороже почти на 90 тысяч рублей, но выигрывает в практичности, потому что на 15 сантиметров длиннее. Кроме того, Duster предлагает выбор: его можно заказать и с дизелем, и с автоматом, и с полным приводом. Но тогда разница в цене будет ещё больше. 

Hyundai Creta с передним приводом стоит от 947 тысяч рублей

Hyundai Creta с передним приводом стоит от 947 тысяч рублей

Поделиться

Самый популярный в России кроссовер — Hyundai Creta — тоже превосходит XRAY Cross по размерам, но не слишком. Для сравнения, объем багажника у «Креты» составляет 402 литра против 361 литра у «рея». Разница в цене же ощутима: Creta примерно на 165 тысяч рублей дороже XRAY в близкой комплектации.

XRAY уступает в популярности Lada Vesta и Granta, но всё же пользуется стабильным спросом: в прошлом году реализовано почти 35 тысяч машин. Для сравнения, Duster разошелся тиражом 41 тысяча машин, а бестселлер Hyundai Creta — 68 тысяч

XRAY уступает в популярности Lada Vesta и Granta, но всё же пользуется стабильным спросом: в прошлом году реализовано почти 35 тысяч машин. Для сравнения, Duster разошелся тиражом 41 тысяча машин, а бестселлер Hyundai Creta — 68 тысяч

Поделиться

Однако сухого разгрома в пользу XRAY Cross я бы констатировать не стал: Creta выглядит сбалансированным кроссовером для горожанина, который не претендует на лавры покорителя бездорожья — и многих это устраивает. XRAY Cross же задуман как автомобиль более универсальный, готовый в разумных пределах к авантюрам и тяготам сельской жизни. Но для массового потребителя он несёт ряд ограничений, включая отсутствие автомата и полного привода.

При наличии трансмиссии 4WD XRAY Cross мог бы стать хитом продаж в своём сегменте

При наличии трансмиссии 4WD XRAY Cross мог бы стать хитом продаж в своём сегменте

Поделиться

Грустить ли об отсутствии полного привода? Например, для соплатформенного Renault Duster его установка обходится клиенту в 57 тысяч рублей (бонусом идёт шестиступенчатая коробка передач). Значит, гипотетический XRAY Cross с полным приводом стоил бы в районе 810–815 тысяч рублей, хотя расчёт и очень условен. Дорого? Субъективно — да. Но всё равно ощутимо дешевле переднеприводного Hyundai Creta, так что покупатель нашёлся бы наверняка. И вот тогда хештег #кроссовер был бы полностью оправдан.

Вместо полноприводного XRAY АВТОВАЗ готовит новую Lada 4x4, которая заменит классическую «Ниву»

Вместо полноприводного XRAY АВТОВАЗ готовит новую Lada 4x4, которая заменит классическую «Ниву»

Поделиться

На Lada XRAY Cross мы ездили в село Султаново, в которое миллионер из Питера Камиль Хайруллин пытается вдохнуть новую жизнь

Lada XRAY дебютировал три года назад и стал второй после Largus моделью АВТОВАЗа, построенной на агрегатах Renault. 

В прошлом году АВТОВАЗ выпустил на рынок самую необычную кросс-версию автомобиля: увеличенный просвет получил седан Lada Vesta

Серьезным внутренним конкурентом для Lada XRAY Cross является универсал Lada Vesta SW Cross

Осенью прошлого года АВТОВАЗ представил новую «Ниву»

Благодарим автоцентр «Сатурн» за помощь в подготовке материала

Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter