RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

5 м/c,

зап.

740мм 30%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Авто Владимир Белоусов, директор областной школы ВОА: «Чтобы был порядок на дороге, начните с себя!»

Владимир Белоусов, директор областной школы ВОА: «Чтобы был порядок на дороге, начните с себя!»

Автомобиль, словно ванна, садишься - и обнажается человеческая сущностьСкорее джип остановится пропустить пешехода, чем зачуханная копейкаНачинать обучение лучше зимой – меньше дороги загружены. И инструкторы в отпуск хотят…

Порою в Челябинске на дороге сталкиваешься с настоящим беспределом. Определенная категория водителей позволяет себе ездить грубо и нагло. За примерами далеко ходить не надо. Очень распространен обгон по встречной (прямо в лоб какой-нибудь «жучке») и триумфальное возвращение на свою полосу, где поток автомобилей, изрядно потеснившись, вынужден уступать местечко… Пешеходов и велосипедистов такие водители, вообще, за людей не считают. Никогда не упустят случая наорать и «пугнуть» сигналом. Впрочем, к наглецам мы уже попривыкли. Но есть еще, не менее опасные, «шутники». Такими банальностями, как подрезать чужой автомобиль, они даже не интересуются. Им гораздо интереснее на большой скорости настигнуть машину попроще, некоторое время гнать ее перед собой, чтобы в считанных сантиметрах от бампера (когда водитель уже готов к удару), «шикануть» мощью тормозов и вальяжно обогнать перепуганную и взбешенную жертву. Видали, какой мастер? Да где же он? «Прелестное виденье» уже исчезло на горизонте...

Так в чем же дело? С чего начинается порядок и порядочность на дороге? Может быть, с автошколы? Или еще раньше – с воспитания маленького человечка? И кто опаснее сегодня: «чайники» или «водители вне закона»? Обсудить эти проблемы мы решили с Владимиром Александровичем Белоусовым, директором одной из авторитетнейших автошкол Челябинска - областной школой ВОА.

- Как вы считаете, может быть стоит преподавать в автошколах не только государственные правила дорожного движения, но и «неписанные» правила хорошего тона?

- Я думаю, автошкола государственную проблему решить не может. Все начинается с семьи, с воспитания человека. У нас, например, работают преподаватели из военного автомобильного училища. Они ли не знают, как воспитывать молодежь?! Но даже им не всегда удается найти со слушателями общий язык. Потому что общество диктует свои понятия: кто сильнее, тот и прав.

- Это зависит от благосостояния слушателя?

- Правилами хорошего тона, не задумываясь, руководствуются самодостаточные люди. От марки автомобиля, по-моему, это не зависит. Просто кое-кто склонен компенсировать личные комплексы на дороге. И чем больше унижают его в обычной жизни (чем дешевле машина, чем труднее жить и тому подобное), тем агрессивнее он ведет себя в автомобиле. Скорее уж джип остановится пропустить пешехода, чем зачуханная «копейка».

Я недавно слышал, как один психолог сравнил автомобиль с ванной: человек находится в уединении, под защитой надежных стен. Он может показывать неприличные жесты, говорить, что вздумается... Он в автомобиле обнажает свою суть, как в ванной тело. Но уверенных в себе людей видно сразу, еще на курсах. Они хулиганить не станут.

- Часто слышишь от новичков, что инструктор по вождению матерится, ругает за бестолковость, бьет по рукам… Уверенности в себе это не способствует.

- В нашей школе таких жалоб не было. Все зависит от того, как человек позволяет с собой обращаться. Но я вас уверяю: ни одна школа не станет держать у себя хама, потому что нелестные отзывы могут отвадить курсантов. А курсанты - это деньги! Если с вами неподобающе обращаются, пишите заявление на имя директора школы: вашу проблему решат. Хотя, конечно, если и сам курсант приходит пьяный, обколотый, обкуренный и матерится… Не обессудьте. Начинать надо с себя – это главное правило культуры.

Да, главная причина неблагополучия на дорогах – бескультурие. Еще одна - инфантильность. Она особенно заметна у женщин, которые привыкли жить «за широкой спиной». Сначала у них были властные родители, потом – мужья, решающие все проблемы… Таким женщинам кажется, что и проблемы на дороге кто-то решит за них. А они сидят в машине и им не страшно. Поэтому и позволяют себе небольшое хулиганство.

- А как насчет «чайников»? Реально ли в первый, самый опасный, год за рулем обойтись без аварий?

- Наверное, можно. Хотя очень трудно ездить на учебном авто. Однажды я, водитель со стажем, ехал за рулем школьной машины, обозначенной буквой «У». Мне без конца сигналили, прижимали к обочине! Да, «чайникам» приходится несладко, многие им откровенно грубят, даже безо всякой причины. Но есть и другой пример. Была у нас на курсах одна девушка. Она совершенно неадекватно реагировала на все, что ей говорили: могла за минуту три раза рассмеяться и заплакать. Писала жалобы на инструктора, что тот на нее влиял, чуть ли не эзотерически. Представляете, как она себя вела за рулем? Сейчас в Росгосстрахе она - постоянный клиент. И все кругом перед нею виноваты…

- Видимо, дело еще и в физиологических, психических качествах водителя?

- Теоретически, люди патологически неуравновешенные до управления автомобилем не допускаются. Потому что еще перед началом медосмотра нужно получить справки у нарколога и психиатра. Но практически, это слишком тонко, сразу не выявишь! То же, например, с тихими алкоголиками… Представляют опасность и астматики, и сердечники – все, у кого может случиться приступ или припадок за рулем. Но, все-таки, очень редко можно объяснить критические ситуации на дорогах проблемами со здоровьем водителя. Чаще – это просто распущенность и неуважение к окружающим.

- Как же, все-таки, как подготовить хорошего водителя?

- Программа автошколы рассчитана на среднего человека, а способности у людей разные. Но наши люди не настроены оплачивать дополнительные уроки, даже если в них есть необходимость. Отношение к автокурсам можно выразить словами: «получить бы права, а там уж я научусь!». И, действительно, на средний уровень выходят все. Другой вопрос- какой ценой?

Хороший преподаватель мог бы помочь. Но мастерами практического обучения, как правило, работают водители без педагогического образования. У них есть чему научить, но они не всегда знают как. А методики преподавания пишут чиновники, далекие от практики… Если уж Правил Дорожного Движения шесть редакций было и до сих пор полно несостыковок, то попробуй – научи курсанта!

Были бы правила простыми, чтобы их вбить в голову и ездить! Тогда стали бы не нужны «понятия»… Просто, нужно свести основные правила в десятку непреложных требований: «помеха справа», «светофор», «пешеход»… Впрочем, думаю, каждый водитель для себя такой упрощенный список составляет. А ДТП происходят не от незнания правил, а от пренебрежения ими. Это опять же вопрос воспитания.

- Программа автокурсов отводит 32 часа на вождение автомобиля. У вас в школе из них шесть часов отдается на тренажер. Что это дает?

- Самое трудное - начать учиться: адаптироваться в машине, координировать движения. Конечно, тренажер не научит ездить! Но курсант хотя бы не будет путать газ и тормоз в настоящем автомобиле. Безопаснее и эффективнее начинать от простого к сложному. К тому же, и 32, и 26 часов езды хватает только на то, чтобы сдать экзамен, но этого мало, чтобы научиться ездить. После экзаменов водитель самостоятельно еще год-другой набирается опыта… Раньше на этот период ему давали временное водительское удостоверение. И это было не так уж глупо.

- А когда лучше идти на курсы: летом или зимой?

- Мне кажется, зимой: все-таки отопление есть в любом авто, а вот кондиционеры… Потом, зимой не так загружены дороги. Можно освоить ситуации, которых летом не бывает. К тому же инструкторы тоже хотят в отпуск сходить!

- Чем объяснить набор обязательных для исполнения фигур на экзамене в ГИБДД?

- Это все очень распространенные жизненные ситуации: парковка, заезд в гараж, змейка, остановка и движение на подъеме…Тот минимум, без которого не обойтись.

- Экзамены у нас принимают только на механической коробке передач. А ведь, наверное, кто-то из курсантов, получив права, будет ездить в машине с коробкой-автомат…

- Да, на экзамене требования старые и строгие. Мне как-то доводилось учить знакомого на автомате, это настолько проще! Человек безо всякой нервозности освоился, спокойно поехал, легко останавливался на светофоре и перед пешеходами… Когда машина легка в управлении, это как хорошие дороги, качественная разметка, воспитанные пешеходы, приподнятое настроение – повышает безопасность движения.

- Иногда приходится приспосабливаться к праворукой машине…

- Я большой разницы не вижу. Только при обгоне появляются свои нюансы, но ведь весь Дальний Восток так ездит и показатели ДТП у них не хуже наших.

- В какой одежде следует садиться за руль?

- У каждого своя одежда. Если я сейчас скажу, что не надо надевать туфли на высоком каблуке, это ничего не изменит: иногда нужно проехать именно на каблуках! Просто, если ощущаете скованность движений, выберите более спокойный стиль езды. Многие женщины на курсах берут с собой подушечки, чтобы сидеть повыше и вторую обувь. Инструктор заостряет на таких мелочах внимание: советует, как сесть, как двигаться. Также есть много литературы для самообразования. Было бы очень хорошо, если бы мы использовали всю доступную информацию для приобретения полезного опыта. Но… нас заедает быт, нам не до того…

- И, напоследок, как вы считаете, есть ли необходимость водителям знакомиться с каждой новой редакцией Правил Дорожного Движения и учитывать новые детали?

- У нас в школе есть курсы переподготовки водителей, где все новшества рассматриваются и отслеживаются. Трудно сказать, нужно ли это в повседневной жизни. Наверное, специально вникать нет необходимости: через СМИ, знакомых и т.п. все более-менее важные изменения постепенно сами доходят до сознания. Жизнь все скорректирует, не беспокойтесь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления