3 июля ГИБДД Челябинской области отмечает свой 71-й день рождения, и вчера в преддверии этого события состоялась пресс-конференция начальника УГИБДД ГУВД по Челябинской области Сергея Кучеренко. Сергей Николаевич говорил не только о значимой дате, но рассказал об аварийности в области, планах развития ГИБДД на ближайшее время и даже коснулся болезненного вопроса взаимоотношения водителей и сотрудников ГИБДД.
Оказывается, первый автомобиль в Челябинской области появился аж в 1909 году, и очень скоро случилось первое ДТП, жертвой оказалась собака, которую переехал некий купец Кучин. К 1936 году численность автомобилей в области превысила 6,5 тысяч, а культура вождения была ужасающей. Да и дороги были неважные – чтобы добраться от Челябинска до Златоуста требовалось двое суток.
Официальной датой «рождения» ГИБДД считается 3 июля 1936 года, хотя в то время название было иным: «Государственная автомобильная инспекция Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД». И работало в областном ГАИ всего 25 человек. Для сравнения, сейчас областной парк автомобилей и мотоциклов вырос до 850 тысяч (в 130 раз), а число сотрудников ГИБДД – до 2,5 тысяч (в 100 раз). Так что удельная нагрузка стала выше.
Что касается текущих проблем области, то ответы Сергея Кучеренко были следующими.
Об аварийности на дорогах
Самым «черным» для области был 2003 год, когда почти все показатели достигли максимума. В последние годы аварийность и смертность стали снижаться. Если в 2003 году лишились жизни 808 человек, то в 2006 – 722 человека. Цифра по-прежнему огромная, ведь речь идет не только о смерти человека, но и о страшнейшем ударе для родственников – кто-то остается без родителей, кто-то – без детей. Однако автопарк стремительно растет, и даже то, что удается не допустить резкого повышения смертности, уже является достижением. Что касается 2007 года, то за 5 месяцев зарегистрировано 1 621 ДТП (-0,6 %), в которых погибли 186 (-6,1 %) и получили ранения 1 883 человека (-0,4 %). Снизилась тяжесть последствий – в 2007 году зарегистрировано 9 погибших на 100 пострадавших, в 2006 этот показатель был равен 9,5.
О причинах ДТП
Основными причинами ДТП являются превышение скорости (29,3%), нарушение правил проезда пешеходных переходов (15,3%), несоблюдение очередности проезда (13,7%), выезд на встречную полосу движения (10,8%). Самой большой тяжестью отличаются именно аварии из-за выезда на встречную полосу – в 129 ДТП погибло 53 человека и 212 получили ранения. В 5,5% случаях виновниками ДТП становились водители в состоянии алкогольного опьянения. Всего за 5 месяцев сотрудниками ГИБДД области составлено 16 920 (!) административных материалов за управление транспортом в нетрезвом состоянии.
О перспективных методах повышения безопасности
Я пришел в ГАИ в 1982 году и работал в патрульной службе, в том числе дежурил на междугородних трассах. Тогда не было современных приборов, что уж скрывать, иногда мы мерили скорость на глазок. Но сегодня количество транспорта быстро растет, и сотрудники ГИБДД не в состоянии уследить за каждым. Поэтому основную ставку мы делаем на внедрение автоматических систем контроля и управления движением. В качестве примера могу привести перекресток улицы Российской и проспекта Ленина, где установлены камеры слежения за потоком. Скоро они начнут работать и в режиме замера скорости. В будущем мы оснастим системами видеофиксации и другие улицы, и с помощью аппаратуры будем не только контролировать соблюдение правил, но и обнаруживать транспортные средства, находящиеся в розыске. Такие системы уже работают, мы продолжаем развивать это направление. Когда работа будет налажена, мы сможем запустить систему управления потоками, которая, к примеру, позволит регулировать алгоритм работы светофоров, чтобы минимизировать пробки.
Об адекватности наказания
Наказание за нарушение должно быть таким, чтобы оно останавливало нарушителя, тогда как сейчас большинство пренебрегает правилами движения из-за небольших штрафов. Например, за повторную езду в состоянии алкогольного опьянения неплохо бы ввести тюремное заключение. Лишение прав не всегда действует: в Челябинске есть водитель, лишенный прав в совокупности на 76 лет – сомневаюсь, что он доживет до возраста, когда сможет сесть за руль по закону. Более 500 человек лишены прав на 10 лет, однако многих это не останавливает. Не так давно произошло серьезнейшее ДТП, в котором погибло 6 человек – водитель был пьян, а срок его лишения прав составлял 20 лет. В отношении таких водителей нужны жесткие меры.
Об автомобильных пробках
Проблема связана в первую очередь с увеличением количества транспорта. В этом году реконструируется 40 перекрестков, что должно разгрузить ключевые направления города, однако в следующем году автопарк прирастет еще и мы снова столкнемся с подобной проблемой.
О культуре сотрудников ГИБДД
Да, проблема существует. Однако хотелось бы обратить внимание на причины. Средняя зарплата сотрудника ГИБДД составляет 7-8 тысяч рублей, но они, в отличие от других людей, не имеют права подрабатывать. Есть прецеденты, когда на сотрудников ГИБДД заводили уголовные дела за дополнительную работу. При этом профессия опасна для здоровья, у многих инспекторов развиваются профессиональные заболевания на почве плохой экологии. Для нас социальные проблемы сотрудников ощущаются очень остро, и были даже случаи суицида от безысходности. Когда инспектор снимает мундир, осознает, что фактически он никто. Конечно, в таких условиях инспектору зачастую сложно держаться, когда ему предлагают деньги. Не будем забывать, что нередко водители сами провоцируют инспектора брать деньги.
На мой взгляд, единственный путь – это улучшение социальных условий сотрудников ГИБДД. Если это произойдет, мы сможем спрашивать с них больше.
О главном факторе в борьбе за безопасность
На мой взгляд, самыми важными являются не штрафы и сложные системы слежения, а осознание водителями своей ответственности. Горожане не видят того количества страшных ДТП, которые происходят ежедневно, а мы по долгу службы имеем с ними дело постоянно. И видим то пренебрежение к собственной безопасности, которое ведет к фатальным последствиям. Постоянно сталкиваемся с непристегнутыми водителями и пассажирами, погибшими в результате ДТП, хотя в половине случаев они бы остались живы, если бы не пренебрегали ремнями безопасности. То же касается перевозки детей без детских сидений. Мы постоянно слышим: «Мой ребенок, я сам подумаю о его безопасности», но вряд ли такие водители осознают степень последствий в случае серьезного ДТП. Можно сказать, за 71 год причины аварийности изменились не сильно – как и в 1936 году, это пренебрежение правилами и неуважение друг к другу.
От лица редакции сайта Autochel.ru мы поздравляем управление ГИБДД по Челябинской области с наступающим праздником, желаем улучшения финансирования, разумного его расходования, а главное – взаимопонимания между сотрудниками ГИБДД и водителями. Ведь «мы» и «они» боремся с одним врагом – травматизмом на дорогах.