Буду с вами откровенен – скоростной лимит в 90 км/час меня достал. Порой кажется, что ездить в рамках скоростных ограничений не только скучно, но и опасно.
Абсурд, не правда ли? Тяжесть последствий ДТП во многом определяется кинетической энергией, которую автомобиль запас перед столкновением, и даже бывший троечник помнит, что эта энергия пропорциональна квадрату скорости. Некоторые исследователи вообще утверждают, что увеличение скорости на 10% повышает вероятность фатального исхода при столкновении почти в полтора раза. Казалось бы, эти факты неопровержимы.
Но посмотрим на проблему с другой стороны. Максимально возможное расстояние между населенными пунктами Германии составляет 900 км, поэтому путешествия даже к самому дальнему родственнику совершаются за один световой день. Да что Германия, даже из Гамбурга до Рима (1676 километров) можно добраться всего за 15 часов со средней скоростью 112 км/час (расчет с помощью www.viamichelin.com). Скоростные лимиты в Европе – 110-130 км/час, в реальности – даже выше, потому что камеры и радары имеют зону нечувствительности около 10 км/час. Например, в Великобритании движение с разрешенной скоростью 70 миль/час (113 км/час) превращает вас в помеху, ибо поток дружно едет на 80 милях в час (128 км/час).
Я далек от того, чтобы равнять Россию и Европу, но «наша раша» – самая большая страна мира, и при этом чуть ли не самая медленная. Магистралей, на которых можно ехать 110 км/час, почти нет, поэтому на большей части дорог скорость ограничена 90 км/час. Подобные лимиты действуют в Индии, Исландии, Латвии, Сингапуре, Норвегии, в большинстве же стран они на 20-40 км/час выше... Добавьте к этому знаки ограничения скорости.
Получается, что на маршруте Челябинск-Петербург педантичное соблюдение скоростного режима обернется хроническим недосыпанием, усталостью и необходимостью ехать в сумерках. Да, столкновение на 120 км/час опаснее, чем на 90 км/час, но если сравнить риски попадания в аварию, то картина не столь однозначна. Положите на чаши весов езду со скоростью 120 км/час против тягомотного качения с затекшей спиной, «песочными» глазами и взвинченной нервной системой, зато на законных 90 км/час – неизвестно, что хуже. Ах, да, ГИБДД советует делать остановки для отдыха каждые два часа – якобы, это снимает усталость... А в реальности снижает и без того смехотворную среднюю скорость еще на 5-10 км/час.
Однажды я возвращался из Карталов, пообещав себе не превышать. Вместо обычных трех с половиной часов дорога заняла около шести, а под конец я чувствовал себя изможденным, словно проехал километров шестьсот. Лимит в 90 км/час, сдобренный ограничениями в 70, 50, а порой даже 30 км/час на участках, где когда-то шло строительство, уронили среднюю скорость столь сильно, что меня бы обогнала скаковая лошадь, не говоря о птицах и гепардах.
90 км/час – не гарантия безопасности. Превышение скорости – причина многих тяжелых аварий, но есть тонкость, которую отмечают многие исследователи в этой области – чаще всего автокатастрофы происходят не из-за превышения установленного лимита, а в результате слишком быстрой езды для конкретных условий. Другими словами, 120-130 км/час по сухой дороге таят меньшую угрозу, чем езда по этой же дороге со скоростью 80 км/час, но дождливым вечером. Аналогично, усталостное истощение может быть рискованней превышения скорости на свежую голову.
Чем выше скорость, тем больше тяжесть последствий – это бесспорно. И с этой точки зрения нынешний скоростной лимит, вроде бы, оправдан. Но давайте смотреть правде в глаза – соблюдается он только в зоне действия патрульного радара. Посмотрите опрос на сайте Autochel.ru – несмотря на повышение штрафов, лишь 5% соблюдают скоростной режим, а 83% предпочитают диапазон 90-150 км/час. Мы все, осознанно или нет, считаем действующие лимиты заниженными, что порождает недоверие к правилам дорожного движения вообще. И на это есть основания.
Взять хотя бы знаки ограничения скорости. Иногда их «нечаянно» оставляют после окончания ремонтных работ. Ограничения скорости перед некоторыми поворотами наводят на мысль, что дорожные службы тестировали трассу на гужевой повозке. Число 40 в красном кружочке на прямом хорошо просматриваемом подъеме вообще трудно комментировать: зачем оно здесь, чтобы не взлететь? Эти знаки – как занудные учителя, которые говорят «не жуй жвачку», «не болтай ногами», «не употребляй наркотиков» – и все это одинаковым безапелляционным тоном. В итоге, освободившись от их гнета, испытываешь острое желание пожевать жвачку, поболтать ногами... Ты не веришь им, и это превращается в опасную привычку.
А надо бы по-другому. Знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» должен ошпаривать сознание, вызывая рефлекторное торможение, словно впереди замаячили ядовито-зеленые жилетки ДПС. Водитель должен доверять знакам, как раллист доверяет штурману, потому что от этого зависит жизнь.
Также и общий скоростной лимит должен восприниматься естественно, не порождая у водителя фрустраций. Думаете, утопия?
В США, например, есть теория 85-го перцентиля. Она исходит из того, что люди – не враги себе, и склонны выбирать некую безопасную скорость движения даже при отсутствии ограничений. Так вот, скоростной лимит должен быть таким, чтобы 85% водителей воспринимали его как предельную для себя скорость движения. В оставшиеся 15% попадают лихачи, граждане, опаздывающие на самолет, автомобильные журналисты – все те, ради кого и стоит устанавливать камеры автоматического слежения. Однако подавляющее большинство будет выполнять такие правила без «ломки». Исходя из опроса на Autochel.ru, предельная скорость для России должна составлять 120-130 км/час.
Если вы убеждены, что повышение скоростных лимитов обернется всплеском аварийности, то отнюдь. В конце 80-х в ряде американских штатов допустимую скорость подняли с 55 до 65 миль в час (88 и 104 км/час) по причине пренебрежения водителями прежних ограничений. В начале 90-х ученые калифорнийского университета Чарльз Лэйв и Патрик Элиас выпустили отчет, озаглавленный «Спас ли жизни лимит в 65 миль/час?». По их данным, число аварий со смертельным исходом снизилось на 3,4-5,1%, причем ученые исключили из рассмотрения положительный эффект от применения ремней безопасности и влияние ряда экономических факторов. По мнению авторов отчета, водители стали чаще выбирать скоростные трассы вместо более опасных второстепенных дорог, а полиция получила возможность заняться инспекцией дорог, контролем движения в опасных зонах, работой на перекрестках и т.д. Представляете, сколько бы резервов ГИБДД высвободилось с увеличением скоростных лимитов? Хотя это мечты: радар и удачно установленный знак – инструменты прибыльного бизнеса, а инспекция дорог, и тем более работа на перекрестках – дело нерентабельное.
Наконец, насколько искренни скоростные лимиты? Если теоретически-разрешенная скорость в России 110 км/час, почему даже самый тихоходный легковой автомобиль на нашем рынке – BYD Flyer – имеет максималку 120 км/час? А с какой целью, спрашивается, сертифицируют автомобили, способные разменять 300 км/час? Органы, выдающие одобрения типа транспортного средства, знают места, где можно реализовать такой потенциал, не став преступником? В Великобритании, Италии, Германии полно гоночных трасс, а у нас? Ах да, автодром в Мячково...
Есть и другой аспект. Неверно думать, что человек воспринимает скорость только зрением – оно дает очень субъективную картину. От езды на 40 км/час по гаражному проезду перехватит дух сильнее, чем на 200 км/час по широкой дороге. Более адекватно скорость воспринимается ушами и вестибулярным аппаратом. Шум, вибрации, толчки и мельчайшие переставки – все это суммируется мозгом и порождает ощущение скорости. Однако современные подвески и шумоизоляция напрочь лишают водителя этого ощущения, а вместе с ним и страха перед скоростью. 140 км/час на ВАЗ-2106 – это драма. 180 км/час на Audi A8 – полуденная дрема. Быстрая езда становится слишком доступным удовольствием, но никто из поборников безопасности не обращает на это внимания. Гораздо проще уповать на пресловутый лимит в 90 км/час, ставя водителя в идиотское положение: нарушать или тащиться на 90 км/час, которые воспринимаются как бег на месте; кажется, откроешь дверь, и можно сойти на ходу. Так и уснуть недолго.
Лимит 90 км/час был введен более 30 лет назад, и ритм жизни за это время немного изменился. Я вовсе не призываю ввести ограничение 120-130 км/час на всех дорогах без разбора. Но, порывшись в памяти, вы наверняка вспомните парочку трасс, где ехать 90 км/час не менее муторно, чем пить пиво из наперстка. Если государство не против продажи в стране 400-сильных автомобилей, не пора ли ему пересмотреть и скоростные лимиты? Вопреки поверхностному мнению, статистику ГИБДД это не испортит.