GM и Chrysler опасно приблизились к грани банкротства, Ford, если и подает надежды, в основном благодаря европейскому подразделению. Кто из них дотянет до весны?
Первым делом самолеты...
Несколько недель назад главы американских корпораций – Рик Вэгонир, Алан Муллали, Роберт Нарделли – прилетели в Вашингтон просить у правительства помощи в размере 25 миллиардов долларов. Но допустили досадную ошибку.
Во-первых, они не представили вразумительного плана спасения компаний, пообещав лишь потратить «общаковские» деньги разумно. «Если бы с таким планом они попытались получить банковский заем, подозреваю, что любой разумный банкир отклонил бы запрос», – сурово заявил сенатор Алабамы Ричард Шелби.
А во-вторых, главы «Большой тройки» прибыли на встречу на корпоративных самолетах. Вэгонир, к примеру, использовал Gulfsrteam G400 стоимостью 50 миллионов долларов, что заставило конгрессменов взяться за калькулятор. Получилось, что на этот «полтинник» Вэгонир и десяток его замов смогли бы летать в бизнес-классе гражданских рейсов до 2025 года ежедневно! А на самом деле еще дольше, ведь каждый полет на частном аэроплане обходится в 20 тысяч долларов: топливо, сборы, налоги... На вопрос, согласятся ли биг-боссы во имя спасения своих компаний пересесть на «общественный» транспорт, все трое хмуро промолчали. Атмосфера накалилась.
Короче говоря, государственных денег главы «Тройки» не получили и обиженно отбыли восвояси. Но заработала военная смекалка. Через пару недель все трое распродали парки корпоративных самолетов, надели костюмы попроще и на следующую встречу отправились на автомобилях, причем выбрали самые слезоточивые модели. Алан Муллали пилотировал Ford Escape Hybrid, а Рик Вэгонир перегнал в Вашингтон целый караван гибридных и этаноловых машин во главе с электрическим Chevrolet Volt. По словам Вэгонира, эта 800-километровая поездка обошлась ему в 200 раз дешевле, чем предшествующий вояж на частном «джете». Надо же...
Еще главы корпораций пообещали в будущем работать за 1 доллар в год, а в кожаных папках лежал подробный антикризисный план... Правда, вместо 25 миллиардов они запросили уже 34. В данном случае речь идет о деньгах налогоплательщиков, а не о 700 миллиардах $, которые правительство выделило для поддержки финансового сектора, поэтому вопрос очень щекотливый.
В итоге конгресс согласился обсуждать лишь 15 миллиардов долларов в виде кредита на семь лет. За расходованием денег будет следить «автомобильный царь» (car tsar). Слово «царь» всплыло неспроста, поскольку подразумевает действительно монархические полномочия: «царь» будет контролировать все антикризисные действия автогигантов, а случае угрозы обеспечит возврат денег и проведет банкротство компаний.
По мнению многих, 15 миллиардов – это мертвому припарки. К деньгам сегодня стоит относиться как к топливу – пшик, и сгорело. General Motors официально заявил, что 4 миллиарда необходимо лишь для того, чтобы расплатиться с поставщиками и закончить этот год. Еще 4 миллиарда потребуется в январе, иначе GM пойдет с молотка. Ford выставил на продажу шведскую компанию Volvo, оценив ее в 6 миллиардов долларов, однако аналитики считают цену завышенной. В любом случае, этих денег Ford хватит на пару месяцев, а ведь Volvo – отнюдь не мелкая компания. Американские производители напоминают паровоз, который жжет в топке собственную кабину, чтобы одолеть очередной подъем.
«Политики выделяют 15 миллиардов долларов лишь для того, чтобы прикрыть свои задницы, – считает один анонимный комментатор. – Вместо того чтобы выработать долговременное решение, они предлагают сиюминутную меру, которая позволит переложить вину на администрацию следующего президента, когда станет ясно, что план не работает!»
Are you ok? No...
Кто-то скажет, что вся эта эпопея с частными самолетами – сплошной фарс. Время руководства слишком дорого, чтобы разбазаривать его на ожидание в аэропортах. К примеру, Алан Муллали обходится «Форду» в 187 долларов в минуту, так что час ожидания потянет на 11 тысяч $.
Скандал с самолетами имел скорее символическое значение. Американские корпорации находятся на грани финансового краха, что влечет остановки конвейеров, невыплаты поставщикам, увольнение людей: только в минувшую пятницу GM избавился от 4600 человек. В таких условиях не правильнее ли начинать тотальную экономию с себя, хотя бы из солидарности?
Тем более многие обвиняют руководство американских концернов в неэффективной работе, и тот же Рик Вэгонир близок к отставке. Барак Обама заявил, что автомобильной индустрии требуются новые лидеры, если речь идет о выживании в условиях смутных времен.
Кризис ударил по всем производителям – и европейским, и японским – однако американские корпорации скатывались в пропасть задолго до осеннего обострения: к примеру, убытки GM с 2004 года составили 73 миллиарда $.
Неудивительно, что 61% американцев высказались против поддержки родного автопрома, считая это напрасной тратой денег налогоплательщиков.
Американский авторынок очень своеобразен. Успех многих моделей по европейским меркам кажется непонятным и абсурдным. Например, долгие годы рекордсменом продаж в США является Ford F-Series – пикап полной массой до 4 тонн, громоздкий, прожорливый и, несмотря на внешность, не очень проходимый. У меня есть друг, который ездит на «Газели» с пятиместной кабиной и в гости, и в магазин. Однако на 90% его выбор в пользу грузовика объясняется необходимостью 90% рабочего времени возить грузы – это вынужденное решение. Американцы же выбирают Ford F-series ради имиджа. Пикап – это символ свободы, мобильности, американской напористости...
Но времена меняются, цены на нефть скачут, типично американские модели теряют рыночную долю: в начале этого года Ford F-Series показал спад продаж на 13% наряду с еще десятком истинно американских «дредноутов». А в плюсе – сплошные «японцы»: Toyota Camry, Honda Accord, Nissan Altima, Honda CR-V, Toyota Tundra, Toyota Prius, Toyota RAV4... Американцы не просто пересаживаются на автомобили меньших габаритов, они все чаще выбирают иностранцев.
Японцы надежнее, экономичнее, удобнее, и даже американцы готовы простить им отсутствие харизматичности. Впрочем, и у самих американских моделей с харизматичностью стало туговато: в последние годы все чаще слышатся обвинения в неудачном дизайне машин и однообразии предложения. Сказывается и принятая в США система продажи одной модели под разными именами. Например, Buick Enclave, GMC Acadia, Chevrolet Traverse и Saturn Outlook – одна модель, причем с единственным мотором и коробкой передач. В отличие от европейских соплатформенников, эти машины не имеют четко выраженного позиционирования по нишам, и покупатели жалуются на скуку.
Массовые модели в США достаточно консервативны: пожалуй, нигде вы не встретите относительно свежих моделей с неразрезными мостами, рессорными подвесками и нижневальными моторами. Даже если не брать крайности, американские автомобили, увы, проигрывают и японцам, и европейцам по уровню технологий. До каких-то пор подобная верность традициям была частью имиджа, но со временем классика превратилась в архаизм. Любопытно, что принадлежащие американским концернам европейские марки в целом более технологичны, а главное – прибыльны (например, европейский Ford и Opel). Сами американцы все чаще призывают руководство концернов запустить в США евробренды.
8 декабря 2008 года GM распространил открытое письмо-покаяние, адресованное американским клиентам: «Оставаясь лидером продаж, мы все же осознаем, что разочаровали вас. Порой мы злоупотребляли вашим доверием, позволив качеству упасть ниже индустриальных стандартов, а дизайну стать невыразительным. Мы позволили компании и ее дилерской сети разрастись до размеров, когда мы потеряли надлежащий фокус на приоритетном для нас американском рынке. Кроме того, мы сместили производственный баланс в сторону пикапов и SUV... Мы дорого заплатили за эти ошибки, извлекли из них урок и работаем над их исправлением». Кстати, выделенные 15 миллиардов $ планируется потратить на разработку более надежных, экономичных и экологичных автомобилей.
Не добавляют очков и несбывшиеся евроальянсы: Ford не смог вытянуть Aston Marin, Jaguar и Land Rover, GM была замечена в неудачных сношениях с FIAT, Chrysler недавно пережил болезненный развод с Mercedes-Benz.
Наконец, в США сильно виляние профсоюзов, и концерны тянет ко дну ярмо пенсионных обязательств. Мешают и масштабы: в отличие от гибких европейских фирм, американские заводы чем-то напоминают советское плановое производство, рассчитанное на объемы. А если спрос ниже ожидаемого, его всегда можно подстегнуть с помощью рекламной кампании, в которой звезда NBA расскажет о прелестях нового пикапа. А потому в момент необратимого спада спроса локомотив несется напролом, вырывая себе мосты и колеса.
Кризис не явился первопричиной недуга: «Большая тройка» похожа на больного СПИДом, которого к тому же шарахнуло молнией.
I'll be back?
В несколько более выигрышном положении находится Ford, которому помогает прибыльное европейское крыло с востребованными моделями, вроде Focus, Mondeo и S-Max. General Motors недавно обновил модельные ряды, а в перспективе сделал ставку на «зеленые» автомобили, что подняло рейтинг корпорации в глазах правительства. Однако деньги иссякают слишком быстро, а сделать решительные шаги GM мешают колоссальные масштабы корпорации и инерционность. У Chrysler есть сильный козырь – нишевая марка Jeep – однако модельный ряд Chrysler выглядит блекло, тем более, в начале этого года компании пришлось свернуть ряд имиджевых проектов: например, Chrysler PT Cruiser и Crossfire.
Сейчас возможны несколько вариантов развития событий. Худший из них – банкротство одной или нескольких корпораций. Второй по «худшести» – запланированное банкротство: такой путь предложили концернам Конгресс и администрация президента Буша. Запланированное банкротство не подразумевает полную ликвидацию компаний. Процедура проводится таким образом, чтобы по возможности учесть интересы всех сторон (читай – инвесторов), а после реструктуризации компании восстановить ее работу. Однако банкротство есть банкротство, и главы Chrysler и GM отнеслись к предложению крайне отрицательно. По их мнению, это раз и навсегда подорвет доверие клиентов и инвесторов, полностью блокирует продажи и фактически будет означать гибель. Даже глава Ford Алан Муллали не поддержал идеи: «Коллапс одного или нескольких американских конкурентов поставит Ford под угрозу, поскольку на 80% мы имеем общих поставщиков, и почти четверть дилеров Ford имеют также франшизы GM и Chrysler». Получается круговая порука: банкротство GM или Chrysler приведет к разорению поставщиков и дилеров, что доканает Ford.
«Речи о банкротстве корпорации Chrysler не идет – это не более чем выдумки журналистов, – сообщила нам представитель «Крайслер РУС» Анна Капитонова. – Сейчас правительство США выделило компании деньги на реализацию текущих планов, и затем последуют новые кредиты. Всех владельцев автомобилей Chrysler, Jeep и Dodge я могу заверить, что мы работаем в плановом режиме и выполняет свои обязательства, и будем так делать и впредь. Никакого коллапса мы не ожидаем».
В качестве варианта рассматривается объединение Chrysler и GM, и руководители корпораций заявили, что если это последняя возможность спасти бизнес – они пойдут на это. Однако все понимают, что в случае объединения структура корпорации будет настолько монстроузной, что наладить ее эффективную работу сможет гений интернационального масштаба. Например, президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон, имя которого упоминается в связи с возможными кандидатурами на пост главы GM.
Корпорации пригрозили правительству масштабной катастрофой: по данным центра Automotive Research, на которые ссылается в своем отчете Chrysler, в случае кончины американского автопрома без работы останутся 2,3–3,0 миллиона человек, 275–400 миллиардов $ люди потеряют в виде невыплаченных зарплат, а государство лишится 100–150 миллиардов $ налогами, а это куда больше, чем просят концерны. «Крах GM и отечественного автопрома усугубит нисходящую спираль и без того онемевшей американской экономики, – читаем в открытом письме GM. – И это коснется всех американцев, а не только акционеров GM, поскольку поставит под угрозу миллионы работ и усугубит рецессию».
Как известно, сдохшая корова соседа иногда приятнее новорожденного теленка в собственном хлеву. Но в данном случае коллапс американского автопрома нам не выгоден ни при каком раскладе. Пострадают владельцы американских автомобилей, пострадают заводы (в России имеют производства GM и Ford), наконец, пострадает мировая экономика, что отразится и на России. Так что давайте скрестим пальцы, чтобы американские колоссы выстояли.
Решение о выделении автоконцернам 15 миллиардов $ должно быть окончательно принято до конца этой недели, однако, в любом случае, аналитики считают его лишь временной мерой, которая позволит больному продержаться до полноценного лечения. Каким оно будет? Сейчас не знает никто...