RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

739мм 30%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Авто Доживут ли американские автоконцерны до весны?

Доживут ли американские автоконцерны до весны?

GM и Chrysler опасно приблизились к грани банкротства, Ford, если и подает надежды, в основном благодаря европейскому подразделению. Кто из них дотянет до весны...

GM и Chrysler опасно приблизились к грани банкротства, Ford, если и подает надежды, в основном благодаря европейскому подразделению. Кто из них дотянет до весны?

Первым делом самолеты...

" src=

Несколько недель назад главы американских корпораций Рик Вэгонир, Алан Муллали, Роберт Нарделли прилетели в Вашингтон просить у правительства помощи в размере 25 миллиардов долларов. Но допустили досадную ошибку.

Во-первых, они не представили вразумительного плана спасения компаний, пообещав лишь потратить «общаковские» деньги разумно. «Если бы с таким планом они попытались получить банковский заем, подозреваю, что любой разумный банкир отклонил бы запрос», сурово заявил сенатор Алабамы Ричард Шелби.

А во-вторых, главы «Большой тройки» прибыли на встречу на корпоративных самолетах. Вэгонир, к примеру, использовал Gulfsrteam G400 стоимостью 50 миллионов долларов, что заставило конгрессменов взяться за калькулятор. Получилось, что на этот «полтинник» Вэгонир и десяток его замов смогли бы летать в бизнес-классе гражданских рейсов до 2025 года ежедневно! А на самом деле еще дольше, ведь каждый полет на частном аэроплане обходится в 20 тысяч долларов: топливо, сборы, налоги... На вопрос, согласятся ли биг-боссы во имя спасения своих компаний пересесть на «общественный» транспорт, все трое хмуро промолчали. Атмосфера накалилась.

Короче говоря, государственных денег главы «Тройки» не получили и обиженно отбыли восвояси. Но заработала военная смекалка. Через пару недель все трое распродали парки корпоративных самолетов, надели костюмы попроще и на следующую встречу отправились на автомобилях, причем выбрали самые слезоточивые модели. Алан Муллали пилотировал Ford Escape Hybrid, а Рик Вэгонир перегнал в Вашингтон целый караван гибридных и этаноловых машин во главе с электрическим Chevrolet Volt. По словам Вэгонира, эта 800-километровая поездка обошлась ему в 200 раз дешевле, чем предшествующий вояж на частном «джете». Надо же...

" src=

Еще главы корпораций пообещали в будущем работать за 1 доллар в год, а в кожаных папках лежал подробный антикризисный план... Правда, вместо 25 миллиардов они запросили уже 34. В данном случае речь идет о деньгах налогоплательщиков, а не о 700 миллиардах $, которые правительство выделило для поддержки финансового сектора, поэтому вопрос очень щекотливый.

В итоге конгресс согласился обсуждать лишь 15 миллиардов долларов в виде кредита на семь лет. За расходованием денег будет следить «автомобильный царь» (car tsar). Слово «царь» всплыло неспроста, поскольку подразумевает действительно монархические полномочия: «царь» будет контролировать все антикризисные действия автогигантов, а случае угрозы обеспечит возврат денег и проведет банкротство компаний.

По мнению многих, 15 миллиардов это мертвому припарки. К деньгам сегодня стоит относиться как к топливу пшик, и сгорело. General Motors официально заявил, что 4 миллиарда необходимо лишь для того, чтобы расплатиться с поставщиками и закончить этот год. Еще 4 миллиарда потребуется в январе, иначе GM пойдет с молотка. Ford выставил на продажу шведскую компанию Volvo, оценив ее в 6 миллиардов долларов, однако аналитики считают цену завышенной. В любом случае, этих денег Ford хватит на пару месяцев, а ведь Volvo отнюдь не мелкая компания. Американские производители напоминают паровоз, который жжет в топке собственную кабину, чтобы одолеть очередной подъем.

«Политики выделяют 15 миллиардов долларов лишь для того, чтобы прикрыть свои задницы, считает один анонимный комментатор. Вместо того чтобы выработать долговременное решение, они предлагают сиюминутную меру, которая позволит переложить вину на администрацию следующего президента, когда станет ясно, что план не работает!»

Are you ok? No...

" src=

Кто-то скажет, что вся эта эпопея с частными самолетами сплошной фарс. Время руководства слишком дорого, чтобы разбазаривать его на ожидание в аэропортах. К примеру, Алан Муллали обходится «Форду» в 187 долларов в минуту, так что час ожидания потянет на 11 тысяч $.

Скандал с самолетами имел скорее символическое значение. Американские корпорации находятся на грани финансового краха, что влечет остановки конвейеров, невыплаты поставщикам, увольнение людей: только в минувшую пятницу GM избавился от 4600 человек. В таких условиях не правильнее ли начинать тотальную экономию с себя, хотя бы из солидарности?

Тем более многие обвиняют руководство американских концернов в неэффективной работе, и тот же Рик Вэгонир близок к отставке. Барак Обама заявил, что автомобильной индустрии требуются новые лидеры, если речь идет о выживании в условиях смутных времен.

Кризис ударил по всем производителям и европейским, и японским однако американские корпорации скатывались в пропасть задолго до осеннего обострения: к примеру, убытки GM с 2004 года составили 73 миллиарда $.

Неудивительно, что 61% американцев высказались против поддержки родного автопрома, считая это напрасной тратой денег налогоплательщиков.

Американский авторынок очень своеобразен. Успех многих моделей по европейским меркам кажется непонятным и абсурдным. Например, долгие годы рекордсменом продаж в США является Ford F-Series пикап полной массой до 4 тонн, громоздкий, прожорливый и, несмотря на внешность, не очень проходимый. У меня есть друг, который ездит на «Газели» с пятиместной кабиной и в гости, и в магазин. Однако на 90% его выбор в пользу грузовика объясняется необходимостью 90% рабочего времени возить грузы это вынужденное решение. Американцы же выбирают Ford F-series ради имиджа. Пикап это символ свободы, мобильности, американской напористости...

" src=

Но времена меняются, цены на нефть скачут, типично американские модели теряют рыночную долю: в начале этого года Ford F-Series показал спад продаж на 13% наряду с еще десятком истинно американских «дредноутов». А в плюсе сплошные «японцы»: Toyota Camry, Honda Accord, Nissan Altima, Honda CR-V, Toyota Tundra, Toyota Prius, Toyota RAV4... Американцы не просто пересаживаются на автомобили меньших габаритов, они все чаще выбирают иностранцев.

Японцы надежнее, экономичнее, удобнее, и даже американцы готовы простить им отсутствие харизматичности. Впрочем, и у самих американских моделей с харизматичностью стало туговато: в последние годы все чаще слышатся обвинения в неудачном дизайне машин и однообразии предложения. Сказывается и принятая в США система продажи одной модели под разными именами. Например, Buick Enclave, GMC Acadia, Chevrolet Traverse и Saturn Outlook одна модель, причем с единственным мотором и коробкой передач. В отличие от европейских соплатформенников, эти машины не имеют четко выраженного позиционирования по нишам, и покупатели жалуются на скуку.

Массовые модели в США достаточно консервативны: пожалуй, нигде вы не встретите относительно свежих моделей с неразрезными мостами, рессорными подвесками и нижневальными моторами. Даже если не брать крайности, американские автомобили, увы, проигрывают и японцам, и европейцам по уровню технологий. До каких-то пор подобная верность традициям была частью имиджа, но со временем классика превратилась в архаизм. Любопытно, что принадлежащие американским концернам европейские марки в целом более технологичны, а главное прибыльны (например, европейский Ford и Opel). Сами американцы все чаще призывают руководство концернов запустить в США евробренды.

" src=

8 декабря 2008 года GM распространил открытое письмо-покаяние, адресованное американским клиентам: «Оставаясь лидером продаж, мы все же осознаем, что разочаровали вас. Порой мы злоупотребляли вашим доверием, позволив качеству упасть ниже индустриальных стандартов, а дизайну стать невыразительным. Мы позволили компании и ее дилерской сети разрастись до размеров, когда мы потеряли надлежащий фокус на приоритетном для нас американском рынке. Кроме того, мы сместили производственный баланс в сторону пикапов и SUV... Мы дорого заплатили за эти ошибки, извлекли из них урок и работаем над их исправлением». Кстати, выделенные 15 миллиардов $ планируется потратить на разработку более надежных, экономичных и экологичных автомобилей.

Не добавляют очков и несбывшиеся евроальянсы: Ford не смог вытянуть Aston Marin, Jaguar и Land Rover, GM была замечена в неудачных сношениях с FIAT, Chrysler недавно пережил болезненный развод с Mercedes-Benz.

Наконец, в США сильно виляние профсоюзов, и концерны тянет ко дну ярмо пенсионных обязательств. Мешают и масштабы: в отличие от гибких европейских фирм, американские заводы чем-то напоминают советское плановое производство, рассчитанное на объемы. А если спрос ниже ожидаемого, его всегда можно подстегнуть с помощью рекламной кампании, в которой звезда NBA расскажет о прелестях нового пикапа. А потому в момент необратимого спада спроса локомотив несется напролом, вырывая себе мосты и колеса.

Кризис не явился первопричиной недуга: «Большая тройка» похожа на больного СПИДом, которого к тому же шарахнуло молнией.

I'll be back?

" src=

В несколько более выигрышном положении находится Ford, которому помогает прибыльное европейское крыло с востребованными моделями, вроде Focus, Mondeo и S-Max. General Motors недавно обновил модельные ряды, а в перспективе сделал ставку на «зеленые» автомобили, что подняло рейтинг корпорации в глазах правительства. Однако деньги иссякают слишком быстро, а сделать решительные шаги GM мешают колоссальные масштабы корпорации и инерционность. У Chrysler есть сильный козырь нишевая марка Jeep однако модельный ряд Chrysler выглядит блекло, тем более, в начале этого года компании пришлось свернуть ряд имиджевых проектов: например, Chrysler PT Cruiser и Crossfire.

Сейчас возможны несколько вариантов развития событий. Худший из них банкротство одной или нескольких корпораций. Второй по «худшести» запланированное банкротство: такой путь предложили концернам Конгресс и администрация президента Буша. Запланированное банкротство не подразумевает полную ликвидацию компаний. Процедура проводится таким образом, чтобы по возможности учесть интересы всех сторон (читай инвесторов), а после реструктуризации компании восстановить ее работу. Однако банкротство есть банкротство, и главы Chrysler и GM отнеслись к предложению крайне отрицательно. По их мнению, это раз и навсегда подорвет доверие клиентов и инвесторов, полностью блокирует продажи и фактически будет означать гибель. Даже глава Ford Алан Муллали не поддержал идеи: «Коллапс одного или нескольких американских конкурентов поставит Ford под угрозу, поскольку на 80% мы имеем общих поставщиков, и почти четверть дилеров Ford имеют также франшизы GM и Chrysler». Получается круговая порука: банкротство GM или Chrysler приведет к разорению поставщиков и дилеров, что доканает Ford.

«Речи о банкротстве корпорации Chrysler не идет это не более чем выдумки журналистов, сообщила нам представитель «Крайслер РУС» Анна Капитонова. Сейчас правительство США выделило компании деньги на реализацию текущих планов, и затем последуют новые кредиты. Всех владельцев автомобилей Chrysler, Jeep и Dodge я могу заверить, что мы работаем в плановом режиме и выполняет свои обязательства, и будем так делать и впредь. Никакого коллапса мы не ожидаем».

" src=

В качестве варианта рассматривается объединение Chrysler и GM, и руководители корпораций заявили, что если это последняя возможность спасти бизнес они пойдут на это. Однако все понимают, что в случае объединения структура корпорации будет настолько монстроузной, что наладить ее эффективную работу сможет гений интернационального масштаба. Например, президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон, имя которого упоминается в связи с возможными кандидатурами на пост главы GM.

Корпорации пригрозили правительству масштабной катастрофой: по данным центра Automotive Research, на которые ссылается в своем отчете Chrysler, в случае кончины американского автопрома без работы останутся 2,3–3,0 миллиона человек, 275–400 миллиардов $ люди потеряют в виде невыплаченных зарплат, а государство лишится 100–150 миллиардов $ налогами, а это куда больше, чем просят концерны. «Крах GM и отечественного автопрома усугубит нисходящую спираль и без того онемевшей американской экономики, читаем в открытом письме GM. И это коснется всех американцев, а не только акционеров GM, поскольку поставит под угрозу миллионы работ и усугубит рецессию».

Как известно, сдохшая корова соседа иногда приятнее новорожденного теленка в собственном хлеву. Но в данном случае коллапс американского автопрома нам не выгоден ни при каком раскладе. Пострадают владельцы американских автомобилей, пострадают заводы (в России имеют производства GM и Ford), наконец, пострадает мировая экономика, что отразится и на России. Так что давайте скрестим пальцы, чтобы американские колоссы выстояли.

Решение о выделении автоконцернам 15 миллиардов $ должно быть окончательно принято до конца этой недели, однако, в любом случае, аналитики считают его лишь временной мерой, которая позволит больному продержаться до полноценного лечения. Каким оно будет? Сейчас не знает никто...

Фото: Фото с сайтов edmunds.com, thecarconnection.com, mlive.com, cache.daylife.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления