В прошлом январе аналитики обещали к концу 2008 года рост рынка иномарок на уровне 30-40%. По сравнению с двумя предшествующими годами, когда продажи машин прибавляли по 60% в год, опережая самые смелые ожидания, подобные цифры казались консервативными.
Первую половину года рынок рос в полном соответствии с ожиданиями, а Россия готовилась стать крупнейшим авторынком Европы. Но наступил август, а вместе с ним – кризис, и продажи ряда марок резко упали. В течение остатка лета и осенью картина была пестрой: некоторые производители продолжили терять темпы роста, тогда как часть игроков, например, FIAT, Mazda, Honda и Toyota, показывали 2-3 кратное увеличение продаж относительно осени прошлого года. Казалось бы, нонсенс, но практически во всех случаях сказать «спасибо» стоило не только успешным продажам, но и невысокой базе прошлого года. Например, осенью позапрошлого года Fiat ставил на конвейер в Набережных Челнах ходовую модель Albea, что вызвало временное проседание поставок машины на российский рынок и стало одной из причин красивых цифр осенью 2008-го.
Кризис смешал карты производителям. Покупательская способность резко упала, что почувствовали все без исключения, однако в меньшей степени кризис ударил по компаниям, имевшим в арсенале дефицитные модели. Например, Honda успешно реализовала своих козырей – лакомый Civic и популярный CR-V. Также некоторый иммунитет получили марки, имевшие малый процент «кредитных» авто, и бренды с хорошей репутацией, например, Mazda. Но главным оружием в борьбе за ускользающего покупателя стали скидки, подарки и специальные кредитные программы – началась серьезная игра на понижение, и дилеры были готовы поступиться собственной прибылью, лишь бы не упустить из вида редеющих клиентов.
Удалось ли производителям «отбиться» от кризиса? Если смотреть на итоги продаж, то прирост в 26% относительно 2007 года выглядит оптимистичной цифрой. Некоторые марки из первой десятки, например, Hyundai, Toyota, Opel, Honda, сумели показать прирост 30 и более процентов, то есть примерно на запланированном уровне.
Но более детальный анализ показывает, что не все так радужно. Более-менее приличный темп роста получился благодаря успешной первой половине года и инерции, которую набрали производители: очереди на многие модели исчислялись месяцами, а то и полугодиями. Также не стоит забывать, что в рейтингах продаж фиксируется не фактическая передача автомобиля клиенту, а отгрузка машины дилеру. Если в хорошие времена эти явления практически совпадали, то в в конце 2008 года дилеры копили складские запасы, так что статистика реальных продаж была хуже «официальной».
О масштабах кризиса свидетельствуют данные декабря 2008 года: несмотря на скидки и выгодные кредитные программы, разориться на новый автомобиль смогли немногие, и в минус относительно декабря 2007 года ушла добрая половина производителей. Взять, к примеру, Mazda – если по итогам года компания показала полуторакратный рост продаж, то в декабре они упали в два раза.
«Финансовый кризис существенно отразился на продажах компании «Автоальянс», как, впрочем, и на результатах работы всех остальных автодилеров, – комментирует ситуацию руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО «Автоальянс» Артур Косенюк. – Летом 2008 года рост продаж достигал 60-70% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года, но кризис снизил объемы реализации всех легковых автомобилей. По итогам года продажи «Автоальянса» прибавили 28% (компания представляет в Челябинске марки KIA, Hyundai, FIAT, SsangYong и Geely). Наиболее серьезно кризис ударил по продажам популярных в народе марок KIA и Hyundai, и причина связана со снижением объема кредитования населения, ведь порядка 80% доступных автомобилей приобретали в кредит представители среднего класса».
В рейтинге самых популярных брендов России сразу несколько перестановок. Так, Ford, который еще год назад упустил лидерские позиции в пользу Chevrolet, в этом году откатился на четвертое место. Причины? Всеволжский завод уже многие месяцы работал с полной загрузкой и не смог обеспечить решительного роста продаж «фокуса» – основой модели компании в России. Помешали прогрессу и большой процент автомобилей, продающихся в кредит. Наконец, Ford Fusion, который в прошлом году «выстрелил» и помог общим продажам «Форда», сейчас прибавил только только 6%.
«Некоторое снижение продаж в прошлом году, конечно, произошло, – не скрывает директор компании «Планета Авто» Андрей Кольцук. – Но я связываю это не столько с экономическим кризисом, сколько с простоем производства Ford в первом полугодии 2008 года. Из-за отсутствия комплектующих европейские и российские заводы автоконцерна не могли выпускать необходимый объем автомобилей, которых требовал рынок. Несмотря на все сложности, по итогам 11 месяцев прошлого года Ford занял третье место по продажам в Челябинске. Этот показатель выше общероссийского: в целом по стране Ford занимает пятое место в рейтинге продаж (с учетом АвтоВАЗа – прим. редакции)».
В то же время несколько марок сумели улучшить свою позицию в итоговом протоколе. В их числе Hyundai, Toyota, Opel, Honda, Skoda, Peugeot, Fiat, Subaru, Land Rover.
Новый год не сулит для отечественного авторынка новых высот. В первые месяцы мы увидим продолжение прошлогодних тенденций: сейчас дилеры активно распродают запасы машин по старым ценам, и выигрывает тот, кто более щедр и кто активнее продвигает свои спецпредложения через СМИ.
«Какие перспективы будут у нашей марки в 2009 году, сказать трудно, – признается менеджер продаж московского автоцентра Honda Игорь Макаров. – Пока они мрачные. Повлиять на ход событий может выход рестайлинговой версии Honda Jazz, но и ее «обновленная» цена в полмиллиона рублей может отпугнуть часть потенциальных покупателей».
В долговременной перспективе дилеры ожидают значительного сокращения спроса на автомобили. С одной стороны, все большее число людей чувствует на себе негативные последствия кризиса. С другой, – производители вынуждены поднимать рублевые цены, что связано как с возросшими таможенными пошлинами, так и невыгодным курсом иностранных валют по отношению к рублю. Вкупе с сократившимся предложением по кредитам аудитория людей, способных купить новую машину, уменьшается в разы, а январь многие вообще называют «мертвым» месяцем.
«Пока мы переживаем кризис с небольшими потерями, – говорит технический директор компании «Техно-моторс» (официальный дилер KIA и CHERY) Сергей Печенкин. – Наши продажи заметно упали лишь в ноябре-декабре, поэтому в целом год закончили неплохо. А вот реализация автомобилей начала 2009 года снизилась по сравнению с январем прошлого года в два раза. Нас спасает отсутствие крупных банковских займов, и сейчас оборотных средств вполне достаточно, чтобы регулярно закупать нужный объем автомобилей. Более того, есть возможность работать на укрепление нашего положения на рынке. В Челябинске помимо нас есть еще один официальный дилер марки KIA – компания «Автоальянс». И сейчас мы будем бороться за клиента более активно: рекламой, различными акциями, бонусными предложениями. Вообще, период кризиса не так уж плох, ведь есть простор для активной деятельности. Компании послабее будут вынуждены уходить с рынка, зато у других игроков есть шанс не только выжить, но даже расшириться».
Ряд производителей по-прежнему надеется на рост продаж в начале 2009 года. Так, компания Peugeot постаралась ввезти перед Новым годом в Россию избыток машин, чтобы какое-то время сохранить докризисные цены. Кроме того, для автомобилей французского концерна PSA (Peugeot и Citroen) действуют выгодные кредитные программы.
Toyota стимулирует спрос на автомобили 2008 года, устанавливая «атипичный» курс доллара – всего 23 рубля. Таким образом, если прайсовая цена на Toyota Camry японской сборки составляет 1,037 тысяч рублей, то по спецкурсу – всего 741 тысячу рублей (-29%).
Тем не менее рано или поздно запасы будут ликвидированы, и новые экономические реалии вынудят производителей поднять цены окончательно. И тогда, вероятнее всего, спрос сместится в область недорогих машин, которые можно купить либо без кредита, либо пользуясь предложенной правительством схемой для бюджетных автомобилей, предполагающей компенсацию кредитных процентов.
Наверняка, одним из «победителей» будет АвтоВАЗ, для которого созданы почти тепличные условия: государственные займы, помощь с кредитованием, блокировка конкуренции... Не исключено, что ГАЗ, в очередной раз возобновивший выпуск старой «Волги», также сумеет извлечь выгоду благодаря исключительному соотношению размеры/цена у своего «бестселлера».
«В столь переменчивых условиях говорить о планах на 2009 год чрезвычайно сложно, – рассуждает Артур Косенюк. – На основе последних данных прогнозируется общий спад продаж автомобилей от 25 до 60%. Автомобили станут дороже и недоступней в связи с изменением курса валют, введением новых таможенных пошлин и низким уровнем платежеспособности населения, связанным с массовыми сокращениями и снижением уровня заработной платы. Поэтому именно цена станет определяющим фактором покупки транспортного средства в 2009 году».
Рейтинг 20 самых продаваемых иностранных брендов в России за 2008 год
(данные Ассоциации Европейского Бизнеса)
Рейтинг 20 самых продаваемых иностранных моделей в России за 2008 год
(данные Ассоциации Европейского Бизнеса)
* - нет данных
Фото: Коллаж Алины ЧЕРЕПАНОВОЙ