ГИБДД спасется от водителей... веб-камерами

Патрульные автомобили ГИБДД оборудуют веб-камерами. Они зафиксируют все, что происходит в зоне видимости, прежде всего – в салоне машины. Предполагается, что изображение будет транслироваться через Интернет в отделение Госавтоинспекции. А это значит, что

Поделиться

Патрульные автомобили ГИБДД оборудуют веб-камерами. Они зафиксируют все, что происходит в зоне видимости, прежде всего – в салоне машины. Предполагается, что изображение будет транслироваться через Интернет в отделение Госавтоинспекции. А это значит, что реакция на ситуацию может последовать незамедлительно. По мнению руководства московского ГУВД, от которого поступило предложение, технические средства помогут снизить уровень коррупции на дорогах и запечатлеть общение инспектора и водителя. Во втором случае камера одновременно станет защитой от неправомерных действий гаишников и агрессии автовладельцев.

Идея оснащать автомобили ДПС средствами видеонаблюдения прорабатывается не первый сезон. В прошлом году в столице проводился эксперимент – тогда около 30% всех патрульных машин оборудовали камерами. Главным уловом этой акции стали не совсем адекватные водители. Один из них пытался избить себя, чтобы потом обвинить инспектора в рукоприкладстве (смотрите видео). Сейчас столичное ГУВД пытается изыскать средства на технику и ее установку во все патрульные машины.

Задумка по сути неплохая, но самое важное – как она будет работать на деле. Камера устанавливается внутри салона на передней панели, поэтому в кадр попадут только сцены, происходящие в машине. Но что мешает инспектору намекнуть на легкое решение вопроса за ее пределами или, прикрыв объектив, изъясниться жестами?

«Возможно, что оснащение служебных автомобилей камерами снизит число конфликтных ситуаций между представителем ГИБДД и автомобилистом, – считает автор книги «Наставление по общению с ДПС», преподаватель автошколы «Радуга» Юрий Панченко. – Однако и здесь имеются свои нюансы. Во-первых, согласно административному регламенту ГИБДД, при общении с инспектором водитель имеет право не покидать свой автомобиль. Поэтому садиться или нет в машину ДПС, зависит только от желания самого водителя. Во-вторых, в соответствии с этим же регламентом, автовладелец может сам на собственную видеокамеру записать процесс общения с сотрудником ГИБДД, и последний не должен препятствовать использованию водителем видео- или звукозаписывающей аппаратуры. И в-третьих, если водитель захочет дать взятку, а инспектор не будет против, они смогут это сделать независимо от наличия видеокамер. Каждый водитель знает, что нельзя предлагать деньги в автомобиле инспекторов, потому что салон может быть оборудован прослушивающими и видеоустройствами. А если же инспектор будет инициатором подобного рода «поощрения», он просто загородит видеокамеру и изъяснится с водителем жестами».

Право граждан общаться с представителями закона на камеру порой перерастает в провокации – так было в истории с Виталием Лободой. Поэтому второе зло, с которым собираются бороться посредством техники, – это произвол обеих сторон: гаишников и водителей. Записи с камер мобильных телефонов, сделанные автолюбителями, пригодны не всегда. Если они доходят до суда, то возникает много вопросов – не видно лица нарушителя, нет доказательств подлинности записи и прочие но. Поэтому возможность передавать изображение через Интернет очень кстати: информация оперативно попадает в органы, фиксируется время происшествия и считывания ее на сервере, поэтому сомнения в обработке картинки снимаются автоматически.

Если говорить о водителях, которые ведут себя агрессивно, то такие веб-камеры защитят инспекторов от их нападок или ложных обвинений. Доказательство тому – случай в Кыштыме, когда хмельной «лишенец» начал задираться на инспекторов и избил себя о стекло служебного автомобиля. Тогда запись велась не на веб-камеру, а на телефон сотрудника ДПС, но это не умаляет ее полезности в данном деле. В ГИБДД убеждены в положительном эффекте использования камер патрульными экипажами:

«Думаю, оснащение автомобилей инспекторов ДПС веб-камерами – это хорошая и рациональная идея. Главное, что само присутствие видеозаписывающего устройства будет дисциплинировать и самих инспекторов, и водителей, – говорит начальник отдела пропаганды УГИБДД по Челябинской области Виктор Хайрулин. – Таким образом, разговор между обеими сторонами будет максимально корректным. Кроме того, данные видеоматериалы послужат хорошим аргументом в суде для защиты прав водителя либо инспектора. Конечно, свести конфликты на нет вряд ли удастся: инспекторы и автомобилисты бывают разные, но под прицелом видеокамеры вряд ли тот или другой снизойдут до оскорблений, угроз и прочего. Планируется ли оснастить данным оборудованием патрульные автомобили в нашей области, пока сказать не могу. Однако на сегодняшний день более двухсот автомобилей ДПС в Челябинской области оборудованы диктофонами. И когда водитель садится в машину инспекторов, его предупреждают, что ведется запись. Кроме того, некоторые экипажи имеют стационарные видеокамеры, которые также могут зафиксировать процесс разбирательства».

Как ни крути, установка веб-камер в автомобилях инспекторов – дело полезное, и хуже от него не будет. Однако в этой простой идее, как часто оно и бывает, таится множество подводных камней. И большинство из них возникает, поскольку тотальной слежки все равно не получится. Грубо говоря, в патрульной машине все будет под контролем, но как веб-камеры смогут гарантировать этот порядок за ее пределами? Там снова пригодятся подручные объективы мобильных. Впрочем, обойти зоркий глаз и в салоне автомобиля тоже немудрено, в частности инспекторам, которые при желании изучат все слабые места системы.

«Оснащение видеокамерами – идея хорошая и в какой-то мере необходимая, – считает председатель областного координационного совета МООА «Свобода выбора» Алексей Бруй. – Только если уж оборудовать камерой, то она должна быть установлена так, чтобы исключить мертвые зоны, возможности ее загородить, отключить и прочее. К тому же запись должна быть четко шифрована, без возможности ее изъять или испортить, а доступ к просмотру видеоматериалов должен осуществляться только на центральном сервере. Еще грамотнее, если в автомобиле будет не одна, а несколько камер с возможностями фиксировать видео и звук не только в салоне машины, но и за ее пределами. Конечно, если водитель и инспектор захотят, они найдут способ договориться. Но если уж власти решат принять такие меры, результатом их должна стать грамотная реализация, а не очередная трата государственных денег».

 

Фото: Видео с сайта Izvestia.ru

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter