9 декабря четверг
СЕЙЧАС -9°С

Парковки ставят на счетчик

Стоянка автомобиля, ограниченная по времени, может частично решить проблему нехватки мест в центре города. Это подтвердил пермский эксперимент. На парковках у административных зданий установили временной лимит, и спустя полгода прояснилось: ротация машин

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Стоянка автомобиля, ограниченная по времени, может частично решить проблему нехватки мест в центре города. Это подтвердил пермский эксперимент. На парковках у административных зданий установили временной лимит, и спустя полгода прояснилось: ротация машин стала динамичнее, а это значит, что больше автомобилистов смогли воспользоваться дефицитными местами. Это решение, не требующее больших финансовых вложений, может помочь там, где поток автомобилей интенсивный, но невозможно устроить дополнительные парковочные места. В Челябинске проблема со свободными «карманами» не менее болезненная – подойдет ли нашему городу опыт соседей?

Объектами наблюдения в Перми стали две парковки – у здания администрации города и краевого правительства. Здесь всегда много претендентов на автомобильные места, но большинство из них занимают чиновники, приезжающий на работу: «У краевой администрации рядом законодательное собрание, поэтому в основном здесь оставляли свои автомобили чиновники и депутаты. А у городской – много посторонних. И ограничение по времени направлено преимущественно на первых: его ввели, чтобы они не занимали на весь день место, куда посетители могут припарковать свой транспорт, – говорит редактор пермского автомобильного сайта avto59.ru Дмитрий Жебелев. – В 5-10 минутах ходьбы есть свободные площадки, где чиновники могут оставлять свои машины, а остаток пути – пешком. На самом деле и сейчас припарковаться непросто».

Так, на одной из парковок время ограничили двумя часами, на другой – тремя. Поставили знаки с информационными табличками, на которых прописали временной лимит. Наблюдать за водителями поставили по две камеры на каждую стоянку. Одна охватывает общий план, вторая фиксирует автомобильные номера, перемещая свой «зрачок» влево и вправо по всей территории. Как только она засечет машину, которая простаивает сверх лимита, информация о нарушении правил парковки поступает в центр обработки данных. А дальше водитель получает письмо счастья по почте – штраф 300 рублей. По данным «Российской газеты», количество машин, которые посещают подконтрольные парковки, выросло в два-три раза. На одной – со 103 до 313 автомобилей в день, на другой – со 108 до 227. То есть использоваться места стали рациональнее.

Областная и городская администрации Челябинска расположены в самом центре города, где все парковки забиты машинами, так что альтернативное место при всем желании найти непросто. Например, припарковать автомобиль у городской мэрии в рабочие часы – это целый квест. Вся парковка по улице Тимирязева забита до отказа. Приезжие ставят автомобили, «запирая» стоящий транспорт. Ситуацию осложняет большое количество офисных помещений, крупных предприятий вроде «Челябэнерго», которые также пользуются этой территорией. Посетители могут оставить авто лишь в местных дворах, и то в единичных случаях, или у здания «Челябинвестбанка», где можно попытать удачу. В пять часов вечера парковка начинает разгружаться, а это доказывает, что места занимают именно автомобили сотрудников.

У областной администрации для приезжих автомобилей предназначена небольшая площадка, а для «своих» есть подземный паркинг. На этой скромной территории постоянно толпятся машины, а те, кому не хватает места, паркуют их на проезжей части улицы Коммуны с обеих сторон. Столпотворение поддерживают и автомобилисты, работающие в соседних офисах. Места у зданий в квадрате до улицы Карла Маркса не сыщешь днем с огнем – даже в рабочие часы вся парковка у «Кубы» и места за ней оккупированы. Так машины и занимают крайние полосы улицы Цвиллинга.

Это и отличает челябинскую ситуацию от пермской: если в Перми есть места неподалеку, где можно спокойно оставить автомобиль, у нас – увы. Прежде чем ограничивать стояночное время, нужно соорудить альтернативные места для местных работников, а освободившееся пространство отдать «временщикам» – тем, кто ненадолго приезжает по делам.

«В Челябинске я ни разу не встречал парковок с ограничением по времени. Это очень редкое явление в принципе, – говорит автоюрист, эксперт по дорожной безопасности Борис Стуков. – Если такие ограничения и вводятся, то у организаций, где большой поток приезжих людей, например у пунктов питания. Или у предприятий в соответствии с графиком работы: в определенные часы здесь могут парковаться только сотрудники, а после конкретного часа – кто угодно. Также могут вводить ограничения на парковках временными знаками, когда ведется уборка улиц».

Минус «лимитной» схемы в том, что она подразумевает смену транспорта, а не его свободное размещение. То есть отстоял автомобиль на одном месте три часа, его надо отогнать в другую точку, где он снова займет территорию на нужное ему время. А это значит, что другой водитель, приехавший конкретно к этому зданию, будет искать «карманы» у других организаций, и так до бесконечности. Другими словами, временные ограничения могут привести к перераспределению одних и тех же машин по соседним территориям в разное время.

«Я считаю, что нужно устранять причину, а не ее последствия, то есть организовывать новые парковочные места, а не заниматься «репрессиями». Будет у автомобилистов свободная территория – у них отпадет надобность ставить машину в первое попавшееся место, не будет провокации на нарушения, – считает зампредседателя областного отделения ВОА Николай Живец. – Все равно водителям надо где-то оставлять транспорт и, если их сместят с привычной парковки, они поедут во дворы, и возникнет новая проблема».

И ведь это болезнь не только административных точек. У больниц, школ, университетов, детских садов, у магазинов парковки – это больное место. Всем давно известна ситуация с гимназией №1 на улице Красной – парковаться, кроме как на проезжей части, негде. Начальная школа №95: каждые утро и вечер родители забирают своих чад на машинах. При этом своей парковки у школы нет – все проезды соседних домов заставлены транспортом, а утром здесь образуются настоящие пробки, потому что водители не могут разобраться между собой. И если летом их движение блокирует проезды, то зимой вся эта неразбериха перемещается и на тротуары.

На улице Сони Кривой, особенно в ее «университетской части», где расположены корпусы ЮУрГУ и ЧГАУ, все забито автомобилями, несмотря на предупреждающие аншлаги об эвакуации. Транспорт просто некуда ставить!

Временное ограничение, с другой стороны, эффективно против необоснованно длительной оккупации места. Когда автомобилист оставляет машину у конкретного здания, несмотря на то, что здесь у него нет дел. Или вместо того, чтобы сдавать автомобиль на платную стоянку, держит место у больницы или офиса круглосуточно.

Временной лимит по стоянке – это полумера. Радикально проблемы с парковками это не решает, а помогает распределить автомобили по разным территориям. Возможно, именно поэтому в Челябинске такая практика не распространена. Но это простая и не затратная схема, по сравнению с оборудованием подземных, надземных парковок. Она может применяться у зданий, где действительно происходит динамичная ротация машин: их много, но надолго транспорт не задерживается. Например, на Сони Кривой в районе магазина «Школьник». Здесь много автомобилей, которые запаркованы не по адресу, а реальным посетителям негде оставить машину. Вместе с тем, владельцам бизнеса, чтобы иметь право диктовать правила, нужно организовывать собственные парковки для клиентов. В случае с административными помещениями идеальный вариант – подземный или многоярусный надземный паркинг для своих сотрудников. В данном случае можно позаимствовать и зарубежный опыт, где на многих парковках в городах установлен лимит по времени, а сверх него каждый час подлежит оплате. 

Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку