Такси забуксовало в тени

Поделиться

В Санкт-Петербурге прошел второй всероссийский съезд таксистов. Встреча показала, что основная проблема, которая встала во всех регионах, – нежелание такси выходить в легальный сектор. Челябинская область не стала исключением. Общественники считают, что основная причина «замирания в тени» – отсутствие выгодных условий для официальной деятельности.

«Проблема почти во всех регионах одна – это противостояние легальных такси нелегалам, и главный вопрос – как вывести этот бизнес из тени. Сейчас таксистов пытаются штрафовать, но это не выход. При этом штрафы для «бомбил» – 5000 рублей, а для легальных перевозчиков – 50 000, – говорит председатель областного отделения «Свободы выбора» Алексей Бруй, который присутствовал на съезде. – Нужно сделать этот бизнес выгодным, чтобы предприниматель почувствовал: на этом можно заработать. Нужно облегчить жизнь таксистам. Например, организовать специальные стоянки для такси или предлагать субсидии при выдаче кредитов на покупку машин. Пока пытаются действовать только запугиванием. Частный извоз многими продолжает восприниматься как подработка, и встает вопрос: а зачем нам становиться «официалами», показывать свой доход налоговым органам и так далее?»

Представители таксомоторных компаний считают идею с субсидиями по кредитам реальной помощью бизнесу. Например, в некоторых регионах правительство настояло на едином цвете: почему бы не «подтолкнуть» покупку желтых авто? Если условия их приобретения/пользования будут наиболее выгодными, неужели компании пренебрегли бы этой возможностью сэкономить?

«По льготам действительно интересное предложение, потому что сейчас кредитные организации не относят такси к коммерческому транспорту, не предлагают каких-то особых условий. Поскольку боятся, что этим начнут пользоваться все компании подряд, которые покупают машину для нужд предприятия, – комментирует директор такси «Молния» Евгений Домашов. – У нас, например, нет автомобилей старше двух лет, и государственная помощь не помешала бы для своевременного обновления автопарка и немного сняла финансовую нагрузку на бизнес».

А предложение со специальными стоянками для такси не нашло теплого отзыва, потому что клиенты привыкли к доставке такси «на дом». «У нас есть опыт работы на стоянках, – продолжает Евгений Домашов. – Например, у гипермаркетов «Молния» наши автомобили находятся постоянно, но эта услуга непопулярна. Клиенты по привычке вызывают такси по телефону. Сколько лет мы это практикуем, но особой отдачи не видим. Возможно, возле вокзалов, аэропортов еще имеет смысл обустраивать специальные площадки, чтобы частники не уводили клиентов из-под носа у легальных перевозчиков».

На конец июня в Челябинской области было выдано 1600 разрешений на перевозку пассажиров легковыми такси. Именно столько автомобилей могут легально перевозить людей в нашем регионе.

Вячеслав Лысаков (лидер движения «Свобода выбора». – Прим. ред.) отметил на съезде такси, что, приехав в Питер, он столкнулся с явлением из 90-х годов: легальное такси не могло подъехать к вокзалу – путь преграждал шлагбаум частной парковки. То есть до сих пор идет передел земель, который мешает цивилизованному подходу к пассажирскому извозу.

На съезде было озвучено, что 80% платных перевозок проходят нелегально. И этому способствуют сами пассажиры. Пока люди будут садиться к «серым» перевозчикам, будут платить им деньги, ситуация не изменится. Общественники провели соцопрос, результаты которого просто поражают. Вопрос заключался в том, сядет ли человек к «бомбиле», если он предложит цену на 20 рублей дешевле, чем легальный перевозчик. Большинство выбирает дешевый вариант. А что выбираете вы? Участвуйте в опросе сайта AutoChel.ru.

«То есть пассажиры готовы за 20 рублей забыть о своей безопасности, – продолжает Алексей Бруй. – Безопасность – это вообще отдельный разговор. Взять хотя бы вопрос с детскими креслами: многие компании у нас интересуются, есть ли среди пассажиров ребенок? Обратите внимание на рекламу такси: упор делают только на стоимость поездки. Между прочим, в области идет страшный демпинг: Таксисты поедают сами себя, потому что установленные расценки просто не дают возможности существовать легально, не то чтобы зарабатывать. Сейчас «кушают» службы заказа, а таксомоторные компании в очень сложной ситуации. У них нет никакого задела на развитие. Впрочем, в некоторых областях (например, в Свердловской) крупные компании просто не демпингуют: они не работают ниже определенной ценовой планки, но и услуги оказывают соответствующего уровня. И у них есть другие аргументы для клиентов помимо цены. Проблема в том, что компании не могут договориться между собой, не могут четко сказать, как бы они хотели работать в рамках действующего закона».

К чему приводит нежелание таксистов выходить из тени? Многие компании потеряли часть водителей, которые не захотели исполнять условия лицензирования. Кто-то ушел «на обочины», кто-то нашел другую подработку.

Директор такси «Копейка» Алексей Мазнев ранее озвучивал ситуацию, что их компания предоставляла водителям бесплатный предрейсовый медицинский и технический контроль, но практика показала, что многим таксистам это не нужно. «Грубо говоря, из 100 машин остались 20. Мы теряем наших клиентов. Многие службы такси испытывают большой дефицит таксомоторов, – продолжает г-н Мазнев. – Сейчас вызов такси – большая лотерея: люди звонят в 3-4 организации, и не факт, что они уедут. Таксисты сейчас ждут, что будет, и многие не верят, что закон начнет нормально работать. Почему? Да сами пассажиры не нуждаются в переменах. Например, водитель должен выдавать чек клиентам за поездку, но они его не спрашивают. А ведь это подтверждение оказания услуг, договор. Если вы оставили какие-то вещи в салоне, их можно вернуть, предоставив этот документ. Как бы ни карало ГИБДД, самый главный контролер – сам пассажир. И ведь по закону он никак не отвечает за то, что пользуется нелегальной услугой – все санкции направлены на таксистов».

«Да, водителей действительно не хватает. Те организации, которые работали с частниками, просто потеряли эти ресурсы. Поэтому сейчас потребность в кадрах есть практически в любой компании», – подтверждают в такси «Молния».

И такая ситуация складывается при том, что в Челябинской области относительно умеренные требования. Лицензии выдают не только тем, у кого машины в собственности, но и в лизинге/аренде. Местные власти не стали требовать единой раскраски такси, лицензии выдаются лишь на основании предоставленных документов, без проволочек и заминок: «На самом деле получить лицензию стало проще, – говорит Евгений Домашов. – Когда мы занимались этим вопросом в самом начале пути, была огромная бумажная волокита, очень много требований, которые сейчас не предъявляют, кроме того, лицензию выдают заочно, не проверяя транспорт сразу».

Выводить такси на законный путь предлагают не только пряниками, но и жесткими санкциями. В качестве гипотезы высказывались предложения о повышении штрафов для нелегалов до 20 000 рублей, а при многочисленных нарушениях – вплоть до конфискации транспорта через суд. Пусть на время административного разбирательства, но сумма, выставленная спецстоянкой за свои услуги, будет дополнительным уроком «серым» перевозчикам.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter