В прошлом году в Челябинской области инспекторы выписали 823,5 тысячи штрафов на сумму около 309,5 млн рублей. Исполнены были далеко не все постановления, и недобор по деньгам составил более 86 млн рублей. Об этом областное управление ГИБДД сообщило в отчете за 2012 год, размещенном на их официальном сайте.
За несоблюдение ПДД нарушители в пошлом году заплатили почти 223 млн рублей! Это стоимость двенадцати Lamborghini Aventador, каждый из которых стоит по 17,5 млн. Или четырех сотен Hyundai Solaris в хороших комплектациях. На эти деньги можно купить 90 двухкомнатных квартир в новостройках на северо-западе Челябинска. Езда без правил дорого стоит...
Если учесть, что за год инспекторы выявили почти 824,5 тысячи нарушителей, то средняя сумма штрафа, которую заплатили южноуральцы, – примерно 270 рублей с человека.
В региональном управлении ГИБДД отметили 10 районов и четыре города, которые не дотянули до среднего по области показателя собираемости штрафов. В этот список попали и Челябинск с Магнитогорском. «Анализ показал, что в ряде подразделений ГИБДД области начальники самоустранились от организации работы в данном направлении деятельности, что привело к низкому уровню взыскания штрафов, – сообщается в отчетном документе ГИБДД. – За крайне неэффективную организацию работы в 2012 году к дисциплинарной ответственности привлечено шесть сотрудников полиции».
В отчете говорится, что одна из причин, которая мешает работе с должниками, – это не отлаженное взаимодействие некоторых районных подразделений с судебными приставами. Как известно, в этой службе работа с долгами по линии ГИБДД – одно из самых загруженных направлений. Например, в 2012 году на исполнении у приставов было около 300 000 производств (с учетом остатков 2011 года), связанных с административными штрафами за нарушения ПДД. То есть каждый двенадцатый житель нашей области оказывается в должниках по дорожным нарушениям.
Анализ показал, что в некоторых районах сотрудники ГИБДД направляют приставам неполную информацию о неоплаченных штрафах. «Висяков» оказывается гораздо больше, чем отправленных постановлений. Например, в Карталинском районе, подсчитали в ГИБДД, не оплачено более четырех тысяч штрафов, а к приставам попало только чуть больше тысячи постановлений. В Копейске висит оплата по 11,5 тысячам штрафов, а в службу ушло всего 453 информации. Собственно, и в Челябинске оплаты ждут 200 тысяч случаев, а к приставам направлено меньше ста тысяч постановлений.
Как утверждают в областном УФССП, бывают и обратные ситуации: когда к ним приходит информация по нарушителям, уплатившим деньги в положенный срок. «Случается, что штраф уже оплачен, а в ГИБДД эта информация не поступила. Соответственно, дела попадают к нам, – поясняет главный специалист пресс-службы УФССП по Челябинской области Ольга Шебанова. – Ежеквартально с ГИБДД проводятся совместные сверки, но при таком огромном количестве дел случаются накладки. Конечно, всю эту систему нужно автоматизировать».
В итоге за прошлый год приставы взыскали штрафов на 54,2 млн рублей. Но не перевелись у нас в стране и злостные неплательщики, к которым могут применяться и ограничительные меры. Их могут не выпустить за границу, на их автомобиль могут наложить запрет по любым регистрационным действиям или арестовать его. В УГИБДД по Челябинской области указывают, что некоторые подразделения не заинтересованы в этих обеспечительных мерах. За весь год по инициативе сотрудников вынесено всего 33 судебных иска о введении временных ограничений на выезд за границу.
«В Челябинске такие исковые заявления направлены в суд только в декабре после неоднократных требований управления ГИБДД», – говорится в документе. «Законодательно не установлена планка долга, за который могут ограничить в выезде за границу или наложить обременение на транспортное средство, так что даже за копеечные долги тоже можно получить ограничение», – уточняют в службе судебных приставов. К ним идет на исполнение вся мелочевка, которая и создает основную массу работы. И это несмотря на то, что возбуждение исполнительного производства оценивается в 400 рублей. То есть когда пристав начинает работать по штрафам меньше этой суммы, получается, что государство обкрадывает само себя.
Недовольны в управлении ГИБДД и результатами по наложению ограничений на автомобили должников: счет таких ходатайств идет на тысячи, а исполняются они десятками. Например, в Кунашакском районе из 1087 ходатайств судебными приставами вынесено всего 15 постановлений о запрете регистрационных действий; в Снежинске из 3348 – только сто. Когда на автомобиль наложено обременение, передать, продать, подарить эту машину с проведением информации через ГИБДД просто не получится. Такой транспорт в базе Госавтоинспекции «меченый».
Но пока в России работает система продаж по доверенности, эта мера не будет приносить должного эффекта. Самый действенный способ взыскания долгов, уверены приставы, – это адресные выходы, но они требуют много времени. Сколько людей пристав сможет обойти в день? На всех должников жизни не хватит... И, наконец, в отчете ГИБДД отмечено «значительное ухудшение качества составления административных материалов». Об этом свидетельствуют почти 600 случаев, когда суды возвращали документы для устранения недостатков. Все эти замечания больше относятся к «внутренней кухне» ведомств, но, чтобы нарушитель вовремя рассчитался по долгам, он должен знать о том, что на нем висит штраф. Сейчас на сайте областного УФССП размещен банк данных исполнительных производств, где вы можете проверить информацию по своим долгам. Возможно, она вас удивит...
Фото: Фото из архива AutoChel.ru