Каждое седьмое ДТП происходит по вине болтливого пассажира. К такому выводу пришли специалисты фонда обеспечения безопасности дорожного движения AAA Foundation for Traffic Safety. Эксперты отсмотрели свыше полутора тысяч видеозаписей из салонных регистраторов, проанализировали полученную информацию и, опираясь также на данные опросов, проведенных компаниями GN Netcom и Lindberg International, выявили список потенциально опасных занятий за рулем.
Пассажир накликал ДТП
Человек, находящийся на соседнем с водителем сидении или даже сзади, нередко привлекает к себе излишнее внимание рулевого. Вопросы, праздная болтовня или даже советы по управлению автомобилем – лишняя информация, поступающая в мозг автомобилиста во время движения (даже если слушает он ее вполуха), серьезно снижает концентрацию внимания, отвлекает от дороги и зашоривает взгляд. Именно поэтому самым опасным занятием во время движения считается активное взаимодействие водителя с пассажирами – если верить результатам исследования, каждое седьмое ДТП происходит именно из-за этого.
К слову, сами автомобилисты это осознают. Более того, согласно другому рейтингу, беспокойные и слишком общительные пассажиры занимают топовые места в списках автораздражителей.
«Болтливый пассажир – настоящая беда каждого водителя, – говорит челябинский автомобилист Георгий Слаповский. – Вещать самим им, как правило, мало. Нужно, чтобы еще и разговор с ними поддерживали, на вопросы отвечали, да не односложно, а развернуто и эмоционально. А вести-то как в таком случае? Приходится таких одергивать, напоминать, что я за рулем и от меня зависит безопасность всех находящихся в салоне людей».
По результатам опроса американского сайта автострахования Insurance.com, больше всего водителей раздражают жены-пассажиры (40% опрошенных выделили именно их). На втором месте – мужья (36%), далее по списку (в порядке уменьшения) расположились друзья, матери и дети.
Общение в цифровом формате – не для авто
Почетное второе место в рейтинге самый аварийно-опасных занятий за рулем эксперты присудили современным гаджетам. Все современные технические штучки, с возможностью подключения к Интернету и забитые приложениями для общения в соцсетях, представляют серьезную угрозу безопасности дорожного движения. Все давно и прочно усвоили – телефонный разговор за рулем ни к чему хорошему привести не может. Почему же иначе дело обстоит с обменом короткими сообщениями во время движения? Просмотр новостной ленты, проверка почты или даже брошенный на карту навигатора взгляд может серьезно отвлечь внимание водителя от дороги. Аналогичного мнения придерживаются и наши депутаты. Недавно с инициативой «забрать» у водителей гаджеты, а также с предложением повысить ответственность за телефонный разговор за рулем выступил первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.
«Если человек ведет машину, то заниматься одновременно другим делом – это рисковать своей и чужой жизнями. Это очевидно. Проходя на скорости 60–80 километров в час и одновременно манипулируя смартфоном (смотря фотографии, отправляя или читая сообщения), вы по сути можете проехать несколько сотен метров буквально вслепую, – высказался тогда Вячеслав Лысаков. – Это несет серьезную угрозу безопасности движения. В случае изменения дорожной обстановки можно попросту не успеть среагировать. И тогда последствия могут быть катастрофическими. В конце концов это может закончиться либо увечьями и смертью самого любителя гаджетов, либо вообще посторонних и ни в чем не повинных людей».
В прошлый раз вы проводили среди читателей опрос, приемлемо ли использование гаджетов за рулем. По его итогам 45,6% респондентов считают, что это приемлемо, если речь идет о навигаторах или других приборах, помогающих при вождении. 28,2% проголосовавших считают, что использовать можно любые гаджеты, но только не во время движения, а при остановке или в пробке. Строгое нет ответили на поставленный вопрос 18,7% – по их мнению, все внимание водителя должно быть сосредоточено только на дороге. 7,4% считают, что водитель волен пользоваться за рулем чем хочет и когда хочет.
Перекур и перекус – не на бегу
Современный ритм жизни порой не оставляет ни малейшего шанса на полноценный обеденный перерыв. Отсюда перекусы на бегу, кофе на вынос и прочая быстрая подзарядка. Только вот уплетать бутерброд прямо за рулем чревато неприятными последствиями. Как минимум – замусоренным салоном и испачканной обивкой сидения, как максимум – ДТП. Так что пора забыть об этой вредной привычке, а заодно и перестать курить во время вождения. С последним причины те же – руки занимает. Но «бонусом» идет еще и подпорченное здоровье – свое и пассажиров.
К слову, законодательно запретить курить за рулем также недавно предлагалось. С такой инициативой выступили активисты Российского союза молодежи. Только вот ничего дельного из предложения не вышло. Дело в том, что машина все-таки является частным движимым имуществом, соответственно, курить в ней или нет, решает только владелец. Так что ограничивать использование личного транспорта законодательно просто нет возможности. Остается только уповать на благоразумность каждого конкретного автомобилиста.
Не раскачивай авто громкой музыкой, и головой крути поменьше
Каждое 11-е ДТП, согласно результатам исследования, происходит, если водитель отвлекается на объекты или события снаружи машины. Мотаем на ус и стараемся поменьше обращать внимания на симпатичных пешеходов, странных прохожих и прочие яркие образы, способные отвлечь от дороги. При каждом 12-м ДТП в салоне автомобиля оглушительно громко играла музыка. А психологи вообще утверждают, что стиль вождения напрямую зависит от того, что именно вы слушаете: так, мало кто лихачит под спокойные этнические напевы или классику, тогда как шансов проскочить на красный под бодрую и громкую попсу или агрессивный рок гораздо больше.
Мы призываем всех водителей быть внимательными и осторожными. Когда вы за рулем, есть только дорога, знаки, правила и соседи по потоку. Покушать, пообщаться, побриться и почитать новостную ленту можно (и даже нужно) с гораздо большим удовольствием вне салона автомобиля.