«Камеры есть средство пополнения бюджета», — частенько причитают водители, намекая на коммерческую подоплеку всей идеи фото- и видеофиксации нарушений. Мы разобрались, много ли денег собирается за счет штрафов и насколько они важны для Челябинской области.
В прошлом году нарушители правил пополнили казну региона на 1,4 миллиарда рублей — такие данные приводит консалтинговое агентство «Финэкспертиза». Среди 85 российских регионов по сборам штрафов Челябинская область находится на 11-м месте.
«Штрафные» деньги за один только год позволяют построить две трехзвездочные гостиницы вроде той, что планируют возвести к саммитам ШОС и БРИКС, озеленить город или решить проблему общественного транспорта. По нашим оценкам, губернатор Челябинской области Борис Дубровский носит часы стоимостью около полумиллиона рублей, и обозначенной суммы хватит на 3000 подобных хронометров.
«Камерный» вопрос
Много ли штрафов собирают именно камеры видеофиксации? По данным ГИБДД, в минувшем году из 109 миллионов постановлений на долю «автоматических» пришлось 83 миллиона, то есть более 75%. Причем тенденция налицо: в 2016 году доля «камерных» штрафов составляла 70%, в 2015 — 67%, а всего десять лет назад была и вовсе ничтожной.
Бюджетные поступления не совсем эквивалентны сумме выписанных штрафов, например, в большинстве случаев водители имеют право на 50-процентную скидку при быстрой оплате штрафа. Впрочем, указанная выше сумма — это именно поступления в бюджет, то есть реальная сумма выписанных штрафов должна превышать 2 миллиарда рублей.
Есть ли польза от камер помимо наполнения бюджета?
Конечно, показатели ухудшают неплательщики штрафов, а их в России около 40%. Впрочем, в самом консалтинговом агентстве «Финэкспертиза» эту проблему вывели за скобки.
— Наличие водителей-неплательщиков в том или ином регионе говорит лишь об эффективности работы судебных приставов, а не о том, что эти штрафы не были выписаны или их не планировали собирать, — пояснила представитель агентства.
Уже несколько лет за долги по штрафам ГИБДД водителя могут лишить прав на неопределенный срок, и в целом число неплательщиков постепенно снижается.
Насколько рентабельны камеры
Камеры требуют расходов на содержание, и оценить их несложно. В Челябинской области оператором большей части комплексов фото- и видеофиксации является независимая от ГИБДД компания. До прошлого года это было ПАО «Ростелеком», и вознаграждение за передачу данных о нарушителе в центр видеофиксации ГИБДД составляло от 150 рублей в 2015 году до 215 рублей в 2017 году.
По данным компании «Яндекс», средняя сумма штрафа в России колеблется около отметки 500 рублей, то есть в первом приближении их содержание обходится в половину собранных средств.
Контракт на 2018 год выиграла компания «АЭЛЬ-РТС Инжиниринг», а сумма вознаграждения дифференцирована: компания получает в районе 200 рублей за фиксацию превышения скорости (штрафы от 500 до 5000 рублей) и 470 рублей для прочих нарушений, в числе которых проезд стоп-линии (800 рублей) и на запрещающий сигнал (1000–5000 рублей).
Помимо «коммерческих» камер в Челябинской области есть комплексы казенного учреждения ЦОВ «Безопасный регион», но оценить его рентабельность проблематично.
В масштабах бюджета
Общий денежный поток от штрафов за последние годы существенно вырос. В Челябинской области на долю «штрафных» денег приходится 0,66% бюджета 2017 года, что далеко не рекорд. В десяти регионах-лидерах этот показатель превышает 1%. Тем не менее если десять лет назад «штрафные» деньги не играли существенной роли в формировании бюджета, то теперь стали величиной осязаемой.
На что они тратятся? Пока жестких ограничений нет: «штрафные» деньги идут в общий котел, и власти региона имеют право тратить их на свое усмотрение. Многие считают подобную систему несправедливой, поэтому в настоящий момент рассматриваются поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые предпишут с 2019 года пополнять ими дорожный фонд и тратить только на содержание и строительство дорог. Это, кстати, станет неплохим подспорьем: в 2018 году размер дорожного фонда Челябинской области составляет около 12 миллиардов рублей.
Правда, в начале этого года была трехмесячная пауза в работе системы фото- и видеофиксации, а количество «коммерческих» камер в Челябинске снизилось в два раза: «Ростелеком» оперировал 42 камерами, у «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» запущены пока только 20 комплексов «Птолемей-СМ». Поэтому в 2018 году поступления в бюджет от камер могут существенно упасть.
Кстати, в пересчете на жителя области средний штраф составил почти 400 рублей. С учетом автомобилизации в районе 30%, получается, что за год челябинский автомобилист получает штрафов примерно на 1400 рублей.
Артём Краснов