![«Нива» дивная: как легендарная вазовская модель стала красоткой и превратилась в паркетник Lada 4x4 Vision — так будет выглядеть наследник «Нивы» ВАЗ-2121 | Источник: АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/fd/92/7dfd92ca3d187f8b86358a3295b67e2d/656x438_1_adad4d4a04f5111be1c07455c4f7c1c4@1280x853_0x08J9O9K9_8525024377947590525.jpg.webp)
На Московском автосалоне АВТОВАЗ представил прототип новой Lada 4x4, который поставил точку в затяжном споре о том, какой должна быть современная «Нива». Но белые пятна остались, и главный вопрос: будет ли она внедорожником?
![Намек на прежнюю «Ниву» хорошо читается на видах сбоку | Источник: АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/ec/f3/d8ecf373e13a48d64e2775ceeb45b10b/656x438_1_5d89fce84250c00916c53a3cbcea7a7c@1280x853_0xqIbEWNlR_3799797467363332631.jpg.webp)
Рецепт прототипа Lada 4x4 Vision читается невооружённым взглядом: на воображаемый каркас классического ВАЗ-2121 команда главного дизайнера АВТОВАЗа Стива Маттина «натянула» фирменный Х-образный дизайн. Автомобиль сохранил милые черты старой «Нивы», вроде надбровных поворотников и вентиляционных решёток на задней стойке, к которым добавились сложный рельеф боковин и «клыкастый» передок. Концепт напоминает пропорциями трёхдверную «Ниву», но на самом деле дверей пять.
![Задние двери замаскированы | Источник: АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/61/61/22/616122dbe67749333f4ca5d36bb17dff/656x438_1_a629df394a737be21a20cd6795c6225d@1280x853_0xjLAewRCh_1363768351594785960.jpg.webp)
Серийную модель ждут не раньше 2021 года, но «сферическим конём в вакууме» прототип не является: пропорции и стилистику он воспроизводит верно. И если со стилем всё более-менее понятно, то куда больше вопросов к технике.
Здесь уместно вспомнить другой проект «новой Нивы», показанный в 2014 году компанией General Motors, которая владеет как торговой маркой Niva, так и долей в совместном предприятии с АВТОВАЗом, где сейчас выпускают Chevrolet Niva.
![Вариант новой «Нивы» от General Motors публике тоже понравился | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/d0/99/7dd0991a28752000764d744ce7f9a329/656x492_1_22e83ebdbf259a3b20355be81291f95d@1024x768_0xMcfX2iQC_4974649945007498046.jpg.webp)
Джиэмовский концепт был хорош: не столь экстравагантный и похожий, скорее, на «Шеви-Ниву», он смотрелся гармонично и, главное, обещал сохранить и даже приумножить внедорожные качества.
![«Настоящий внедорожник» — так проект презентовали авторы | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/db/d0/93/dbd093f81887228c07cad46f58321f44/656x492_1_dd385b518fd027e40499a57f08862983@1024x768_0xbtIaZ8YT_0012478872963527580.jpg.webp)
Но судьба его оказалась сложной — в конце 2014 года начался рыночный спад, а в 2015-м GM практически свернул бизнес в России. Разработка новой «Нивы» продолжилась, но, помимо проблем с финансированием, возникли и более глобальные. АВТОВАЗ, игравший важную роль в разработке, стал всё больше смотреть в сторону совместного проекта с Renault.
Поэтому нынешний прототип к той «Шниве-2» отношения не имеет. Например, у него поперечное расположение мотора, что говорит фактически о полном переосмыслении концепции «Нивы». Ведь серьёзных «проходимцев» с поперечным мотором не так уж много: для компоновки настоящего полного привода с раздаткой продольный мотор подходит лучше. Например, компактный внедорожник Suzuki Grand Vitara имел продольное расположение мотора и отказался от него, лишь когда Vitara окончательно «опаркетилась». С поперечной компоновкой экспериментировали в основном модели, находящие на полпути между внедорожниками и кроссоверами, например, Toyota Highlander.
![Новинка получит унифицированную платформу альянса Renault-Nissan-АВТОВАЗ | Источник: АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/f9/83/c9/f983c94f0850ae689b0aa1312d02e3b8/656x411_1_5046575b074559f03169e7bfb5fbfde1@1280x801_0xWaof9rGO_8842430629908170308.jpg.webp)
В основе вазовского проекта — взятая у Renault платформа B0 второго поколения, которую уже получил пока недоступный в России новый Duster. Вероятно, у тольяттинцев будет некоторая степень свободы по доработке конструкции под идеологию «Нивы», но сама платформа является легковой.
Нерешённым остаётся вопрос о типе привода. Duster использует типичную для паркетников схему, когда основными ведущими колесами являются передние, а задние включаются в сложных условиях электромагнитной муфтой. Наследнице «Нивы» вроде бы нужен честный полный привод с центральным дифференциалом, а ещё лучше — с возможностью его блокировки и понижающей передачей. Но такая трансмиссия дорога, а общий спрос на бескомпромиссные внедорожники неуклонно падает. Поэтому, решится ли альянс Renault-Nissan-АВТОВАЗ на такие инвестиции ради узкой прослойки фанатов, неясно.
Не исключён вариант, когда новинка получит «паркетный» полный привод, а внедорожность обеспечат малой кровью. Например, за счёт увеличенного просвета, накладок на бамперы, особого режима работы ESP и тому подобных ухищрений, которые используются сегодня даже на легковых моделях.
![Lada X-Ray Cross — переднеприводный псевдокроссовер | Источник: АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/90/53/b6/9053b69f541bd46cb692d2189861ec58/656x438_1_c89318b964430e32d1f6be37176338a6@1280x854_0x0TZ9srh0_4623559374967765535.jpg.webp)
Скажем, новая модификация Lada X-Ray Cross АВТОВАЗ имеет селектор выбора «внедорожных» режимов, который меняет работу бортовой электроники в зависимости от типа покрытия и вроде бы улучшает проходимость.
![Новая «Нива» наверняка будет дороже как Lada 4x4, так и Chevrolet Niva | Источник: АВТОВАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/44/7a/f2447af470e397670ed107c8562f7736/656x439_1_7537ef87a9223f86640672bf54d1aa39@1280x855_0xfP0Qlj7q_3988047812599067297.jpg.webp)
Но мы всё равно ждём новую «Ниву» с нетерпением. Спрос на кроссоверы не ослабевает, а интригующий дизайн лишь разжигает аппетит. Вот только надеяться на сохранение цены Lada 4x4 не стоит. Если сегодня за неё просят в районе полумиллиона рублей, то средние комплектации новинки, по нашим оценкам, окажутся не дешевле миллиона рублей. Столько сейчас просят за полноприводные «Дастеры» в предтоповых комплектациях, и соплатформенная «Нива» вряд ли будет дешевле.
АВТОВАЗ недавно представил своей первый седан повышенной проходимости Lada Vesta Cross. Ещё раньше на базе «Весты» построили универсал. Классическая «Нива» ВАЗ-2121 отметила недавно сорокалетие.
Артём Краснов