На автомобиле каршеринговой компании «URAмобиль» Алексей поворачивал налево на перекрёстке улиц Кашириных и Косарева. Челябинца подрезала другая машина, он отвлёкся и въехал на пересечение уже на погасшую стрелку. В теории водитель должен был получить штраф в 1000 рублей с возможностью оплатить его со скидкой 50%. Но от каршеринговой компании пришёл счёт на 5000 рублей и без скидок. В чём подвох?
Подвохов и нет. Поскольку нарушение попало на камеры фотовидеофиксации, штраф выписали в обезличенном варианте на владельца иномарки — компанию «URAмобиль». Если для Алексея это был первый проезд на красный, то для конкретной машины — уже повторный. Поэтому по части 3 статьи 12.12 КоАП выписали протокол на 5000 рублей, на который не распространяется штрафной дисконт. При этом в договоре каршеринга есть пункт, который обязывает оплачивать штрафы в полном объёме.
Подобная система введена для наказания «рецидивистов», которые совершают грубые нарушения многократно. Но из-за распространения камер фотовидеофиксации она стала порой давать сбои, поскольку не делает различий между разными водителями одной машины.
Когда речь о частных лицах, которые доверяют машину родственникам или знакомым, ситуация решается достаточно легко: штраф приходит на собственника, а он вправе обратиться в ГИБДД с жалобой, что за рулём были его друг или, например, жена — мы уже публиковали пример такого заявления и порядок его подачи. В этом случае штраф владельцу автомобиля аннулируется, и выписывается новое постановление на реального водителя с учётом его личной истории нарушений.
Но, когда автомобиль числится на юрлице, ситуация сложнее. Если договор пользования такой машиной не подразумевает оплаты водителем штрафов, всё бремя ложится на собственника. При этом он имеет право направить в ГИБДД жалобу и обосновать, что за рулём находился конкретный человек, подтвердив это документально. А вот если договор подразумевает оплату штрафов пользователем, компания — собственник автомобиля может просто выставить счёт и взыскать всю сумму, не особенно разбираясь в нюансах. Ситуация характерна не только для проката автомобилей, но для пользования корпоративным транспортом вообще.
В «URAмобиль» объяснили, что в договоре аренды есть пункт о полной и своевременной оплате всех штрафов, которые водитель умудрится поймать за время своего пользования. А оно, кстати, фиксируется с точностью до минуты. Эффект мультипликации штрафов действительно возможен, поэтому в самой компании призывают прежде всего не нарушать правил.
Но всё же ситуация не вполне справедлива, ведь Алексей нарушил впервые. Может ли он добиться пересчёта штрафа? Автоюрист Лев Воропаев смотрит на ситуацию в целом скептически:
— По закону подавать жалобу на постановление, сформированное по данным автоматических камер, может лишь собственник автомобиля, поэтому нужно желание каршеринговой компании помочь клиенту. Если такого желания нет, теоретически Алексей может подать жалобу в ГИБДД от своего имени, и её обязаны рассмотреть в общем порядке как обычное обращение гражданина. А если придерживаться буквы закона, в рассмотрении жалобы должны отказать и дать письменный ответ разъясняющего характера. Но я бы в любом случае её направил, потому что есть шанс, что ГИБДД удовлетворит запрос, хотя обязанности делать это у инспекции нет.
Эксперт советует обращаться не в электронной форме, а через письменное заявление.
Алексей всё же связался и с «URAмобиль», где сотрудники пообещали пойти ему навстречу и оформить жалобу от лица предприятия. Но представитель компании призвал челябинцев не злоупотреблять такой возможностью.
— Совсем не факт, что даже при нашем участии штраф удастся оспорить, потому что есть целый ряд тонкостей. Во-первых, подать заявление нужно в первые десять дней, во-вторых, требуется большой пакет документов, на сбор которого уходит время. И главное — остаётся вероятность, что ГИБДД откажется аннулировать штраф и переписывать его на клиента по самым разным причинам. Поэтому пользователи каршеринга должны прежде всего думать о том, чтобы не получать штрафов с камер.
Прогрессивные штрафы действуют и для грубых превышений скорости: так, если за первый случай езды со скоростью 40+ км/час предусмотрен штраф 1–1,5 тысячи рублей, то за повторное — 2–2,5 тысячи. За повторное превышение на 60+ км/час штраф достигает уже 5000 рублей.
На ваш взгляд, справедливо ли возмущение Алексея?
С дорог Челябинской области со следующего года уберут камеры-треноги.
Ответы на все популярные вопросы о штрафах с камер — в нашем специальном материале.
В Челябинске идёт масштабное обновление системы видеофиксации, и к концу года число постов возрастёт до рекордного числа.
Каршеринг в Челябинске работает с 2017 года. Недавно мы рассказывали, что будет, если попасть на такой машине в аварию.
Если вы получили спорный штраф с камеры видеофиксации, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.