Водитель автобуса прислал в редакцию симптоматичную подборку видео с пересечения проспекта Ленина и улицы Энгельса. Прямо под камерами маршрутчики поворачивают направо из третьей полосы на запрещающий сигнал светофора. Записи сделаны за короткий промежуток — с 13 по 18 апреля и, по словам автора, являются лишь малой частью того, что он видит ежедневно.
Поворот направо с нарушением наказывается по части 1 статьи 12.16 КоАП: предупреждение или штраф 500 рублей. Проезд на запрещающий сигнал светофора (в данном случае на погасшую стрелку) карается штрафом в 1000 рублей на первый раз, но за повторное нарушение грозит сумма в 5000 рублей или лишение прав на срок до полугода. Причем если в первый раз можно заплатить штраф со скидкой 50%, то за повторное нарушение — только полную сумму.
Маршрутчики нарушают, чтобы не ждать в очереди поворачивающих направо, которые стоят в двух правых полосах. Попутно они создают угрозу пешеходам, ведь автомобильный поток в этом месте тормозится как раз для безопасного пересечения улицы Энгельса.
Еще интереснее, что всё происходит под камерами видеофиксации нарушений ПДД: именно поэтому у наших читателей неоднократно возникало подозрение, что комплексы попросту не работают. В ЦАФАП ГИБДД ранее объяснили, что устаревшие «Азимуты» попросту не настроены на ловлю нарушителей, поворачивающих из неправильного ряда.
Мы направили видео в ГИБДД Челябинска и передали просьбу водителя автобуса разобраться с ситуацией. В Госавтоинспекции нам сообщили, что работа по отлову нарушителей за рулем общественного транспорта ведется регулярно и с начала года к административной ответственности привлечены 6183 водителя, львиная доля из которых — маршрутчики. Патрули работают в том числе в скрытом режиме. При этом у водителей маршрутного транспорта хорошо налажена взаимосвязь, поэтому информация о патрулях ГИБДД быстро передается сарафанным радио. Очевидно, что при наличии на перекрестке камер пресекать их нарушения проще в автоматическом режиме.
Стало ли меньше нарушений со стороны маршрутчиков за последние годы?
Несколько лет назад нас буквально засыпали видео с подвигами маршрутчиков, и мы даже завели отдельную рубрику «Лови маршрутку», где публиковали наиболее яркие случаи. С тех пор власти региона и города решили перевести общественный транспорт на полноценные автобусы, но изжить «ржавые пазики» пока не удается. В прошлом году чиновники анонсировали покупку в лизинг 81 нового автобуса, из которых 15 выйдут на маршрут в этом году.