На бывшем заводе Nissan в Петербурге возобновили производство автомобилей, старт продаж кроссоверов Xcite запланирован на весну этого года. И если летом 2023-го активно пиарили участие АВТОВАЗа в проекте и был представлен даже «ладифицированный» китайский кроссовер, то теперь тольяттинский гигант в релизах не упоминается, а предприятие переименовано из «Лада Санкт-Петербург» в «Автозавод Санкт-Петербург». Более того, по данным сервиса «Контур.Фокус», АВТОВАЗ и близкие ему структуры исчезли из числа собственников. Сейчас на петербургском заводе собирают модели под новым брендом Xcite, и ниже расскажем о первом кроссовере X-Cross 7, но начнем с роли АВТОВАЗа в этом проекте.
Куда делся АВТОВАЗ?
До начала СВО заводом владела компания «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», зарегистрированная еще в 2007 году. До 2022-го японский концерн выпускал в Питере кроссоверы Nissan Qashqai, X-Trail и Murano. После ухода Nissan из России завод простаивал, а в ноябре 2022-го его стопроцентным собственником стало ФГУП «НАМИ». Год назад предприятие решили передать на попечение АВТОВАЗу, который анонсировал выпуск иностранных моделей C и D класса. В феврале 2023 года 99% акций продали АВТОВАЗу за 1 евро, НАМИ сохранил оставшийся 1%. В декабре 98% акций перешло в собственность ООО «Лада Авто Холдинг», и создавалось впечатление, что новый проект Xcite реализуется под патронажем АВТОВАЗа.
Но 26 января 2024 года «Лада Авто Холдинг» вышла из числа учредителей. Сейчас в регистрационных данных завода не числится компаний, связанных с АВТОВАЗом.
Установить нынешнего собственника предприятия нам не удалось. В сервисах «Контур.Фокус» и Rusprofile информация закрыта со ссылкой на федеральный закон № 129-ФЗ. Делается это в трех случаях: если в отношении компании введены зарубежные санкции, если она имеет отношение к гособоронзаказу или находится на территории Крыма или Севастополя.
Продажи АВТОВАЗа в России по итогам января 2024-го выросли на 19,3% по сравнению с январем прошлого года и составили 20,8 тысячи машин, сообщили в компании.
Поскольку АВТОВАЗ попал под санкции осенью 2023 года, сокрытие информации может объясняться желанием оградить партнерские компании от вторичных санкций. Вариант с переходом завода в сферу влияний оборонного предприятия кажется менее вероятным, хотя ранее АВТОВАЗ заявлял о готовности выпускать в Петербурге электромобиль e-Neva концерна «Алмаз-Антей».
Мы направили запрос в пресс-службу АВТОВАЗа с просьбой прояснить, какое именно отношение российский автогигант имеет к нынешнему проекту Xcite, и опубликуем ответ сразу после его получения.
Что такое Xcite X-Cross 7
Официально это не объявлено, но многочисленные утечки и шпионские фото свидетельствуют, что в качестве донора выбран Chery Tiggo 7 Pro Max. Если сотрудничество с Chery подтвердится, Xcite станет уже седьмым суббрендом китайской компании на российском рынке после Exeed, Omoda, Jetour, Jaecoo, Kaiyi и Exlantix. Такое разнообразие создает сложности из-за внутренней конкуренции, поэтому Chery стремится развести их по нишам: скажем, Jetour — это модели Chery в более ярком дизайне и чуть дешевле. Как будут позиционировать X-Cross 7, пока неясно.
Chery Tiggo 7 Pro — переднеприводный паркетник размером с Volkswagen Tiguan, в России его предлагают с двумя силовыми агрегатами: 1,5-литровым турбомотором (147 л. с.) в паре с вариатором или 1,6-литровым турбодвигателем (150 л. с.) и «роботом» с двойным сцеплением. Цены без учета скидок начинаются от 2,82 миллиона за младшую версию и от 3,26 миллиона рублей за более мощную. Это немало. Для сравнения: Haval Jolion тульской сборки со 143-сильным турбомотором и роботизированной коробкой передач стоит от 1,969 миллиона, то есть почти на миллион меньше. Geely Atlas предыдущего поколения со 150-сильным мотором и автоматом стоит 2,764 миллиона рублей.
Chery Tiggo 7 Pro Max популярен в России и в 2023 году стал вторым в рейтинге продаж иномарок после Haval Jolion. По одной из версий, Xcite планирует продавать автомобили через дилерскую сеть АВТОВАЗа, хотя пока это лишь слухи. В принципе, если удастся снизить стоимость, Xcite займет нишу над топовыми версиями Lada Vesta, цена которых приближается к 2,4 миллиона.
«Автозавод Санкт-Петербург» обещает раскрыть все подробности о новинке до конца февраля. Продажи начнутся весной. Автомобили уже выпускают, и сейчас идет накопление склада.
Первый заход АВТОВАЗа
По изначальному плану АВТОВАЗ должен был собирать на бывшем заводе Nissan модель Lada X-Cross 5, презентованную в июне на Петербургском международном экономическом форуме. Судя по фото, это была полная копия FAW Bestune T77 с шильдиками тольяттинского завода. После пышного анонса новостей о проекте не было, и хотя официально это не объявлено, сотрудничество с FAW по всем признакам застопорилось. По неофициальной информации, АВТОВАЗ не смог договориться с китайской стороной о всех нюансах сделки: возможно, помешали санкции.
А на заводе PSA в Калужской области, похоже, снова собирают Peugeot и Citroen, причем новый набор моделей. В целом же санкции отбросили российский автопром на четверть века назад. АВТОВАЗ пока сосредоточен на перезапуске производства Lada Largus.