![Эти не работают, туда не заехать. Тестируем на «Тесле» зарядные станции для электромобилей в Челябинске ЭЗС мы тестировали на Tesla Model 3 Performance | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/0d/4a/50/0d4a500db9914dad077662a96a1c876b/656x492_1:5723_6c2258c7d15ce22ce2e7681762c46842@1500x1125_0xxzhd3WEM_5482249347205134357.jpg.webp)
Тест челябинских электрозарядных станций (ЭЗС) для электромобилей оказался делом азартным, как игра в казино, потому что никогда не знаешь, выпадут ли тебе киловатт-часы или зеро. В столице Южного Урала уже с полсотни ЭЗС, в том числе скоростных (до 150 кВт), которые формально покрывают почти все районы города. А на практике? Дмитрий, владелец Tesla Model 3 Performance, что участвовала в нашем недавнем тесте на дальнобойность, пригласил нас в поездку по городу, чтобы показать будни (и боль) челябинского электровода. Мы согласились и оценили вместе с ним расположение станций, их мощность, а главное — работоспособность. Результат оказался двойственным, а началось всё с избитой проблемы — невозможности подъехать к зарядной станции.
![ЭЗС Hyper на Елькина (около публичной библиотеки). Рядом навалена куча гравия, на единственном свободном месте запаркована машина. Справедливости ради, с парковкой в этом районе беда | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/71/69/53/7169536bbe355fb8d20c5d29ccb7c34b/656x370_1:5723_3cf8455ea8c3f497662a1b0e0556d1ef@1500x844_0xQOAocN0s_6539784060860973460.jpg.webp)
![Эта симпатичная ЭЗС Punkt E на Комсомольском проспекте имеет мощность 60 кВт и работает достаточно предсказуемо, но расположена в углу парковки, так что подъехать к ней в будни можно только в день благоприятного гороскопа | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/44/94/8f/44948f1cf1b1c2fd378cc5ed75c168dc/656x370_1:5723_86f43ce7ac01a59022b20bf11c1addcc@1500x844_0xRSuFVQHu_4747023875992632824.jpg.webp)
![Hyper на Комсомольском. К слову, кабели у ЭЗС не очень длинные, то есть запарковаться поперек получится не всегда: может не хватить длины | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/33/10/3c/33103c1e58bc3e147faf05fa1e8f0f74/656x438_1:5723_966643e64975d19864ccfff8b746c653@1500x1001_0xbMKxX5YJ_8870849060802815125.jpg.webp)
Я отчасти понимаю водителей, которые не замечают ЭЗС. Электромобилей в России мало, таблички 8.3.4.1, обозначающие места для зарядки, непривычны глазу. И для большинства из нас эти разноцветные столбики с космами проводов — что-то вроде инструкций к пользованию лифтами: вроде есть, но никто не вникает.
![Табличка 8.3.4.1 означает, что знак 6.4 «Парковка» распространяется только на электромобили и подзаряжаемые гибриды. Штраф за парковку классических машин с ДВС — 500 рублей, предусмотрена и эвакуация. Однако, насколько мы знаем, именно за это нарушение в Челябинске не эвакуируют | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b2/67/db/b267dbb57cfcb298936cbadeeefa2848/656x492_1:5723_20be7be461a872f8e203350cd9012df1@1500x1125_0x50oJOJ84_7479123103890745743.jpg.webp)
Да и сами операторы ЭЗС в Челябинске стремятся ставить их не там, где удобно для клиентов, а скорее там, где ближе до трансформаторной подстанции. В идеале же для зарядок нужны отдельные хорошо видимые зоны, чтобы у прочих автомобилистов не возникало соблазна парковаться именно здесь. И мы нашли пример образцовой ЭЗС: это зарядки Elli челябинского завода «Электромашина». Правда, с ними возникла другая проблема, но об этом чуть ниже, а пока полюбуйтесь.
![ЭЗС Elli на улице Машиностроителей показывают образцовый подход к оформлению: четкая разметка, отбойники, навес | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/81/69/12/816912b3d32542d7bf5cab49864bd521/656x370_1:5723_20db242b3f61e72f3f02320d92ee5482@1500x844_0xIN9IHnpA_4983587944573034220.jpg.webp)
![Комплекс рассчитан на четыре машино-места: два под быструю зарядку постоянным током, два — для переменного тока. Не хватает разве что кафе поблизости, но это вопрос решаемый | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/42/20/6e4220c80f140f9aec579df151e8562f/656x492_1:5723_f388caa51304407f476364e59f5acf51@1500x1125_0xgQoNOVHm_4040134877928628955.jpg.webp)
Но ЭЗС Elli постоянного тока заряжать Tesla отказалась, точнее, приложение вроде бы показывало, что процесс запущен, но по факту батарея не пополнялась. А вот от зарядки переменного тока, расположенной тут же, процесс пошел, но мощность его невелика — 3,6 кВт. Обычно такие зарядки ставят дома, а для публичного пользования их мощности недостаточно, и для перезарядки батарей этой Tesla емкостью 82 кВт⋅ч понадобятся сутки.
![Зарядная станция Elli постоянного тока (скоростная) в приложении показывала начало зарядки, но мощность оставалась нулевой. Дмитрий говорит, что на этой ЭЗС зарядить его Tesla не удавалось и в прошлые разы, но отметил хорошую работу службы технической поддержки | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b7/d8/32/b7d832936e559b03d2d3de534fc7f4aa/656x492_1:5723_834c5b4a6106c768d15be6939d65a3fc@1500x1125_0xain79YSe_6221956032102673704.jpg.webp)
![ЭЗС переменного тока Elli выдала 227 В и 16 А в одну фазу: это параметры обычной бытовой розетки. Мощность составила 3,6 кВт. Впрочем, сама зарядная станция, кажется, готова работать в три фазы, поэтому, если взять не американскую Tesla, а китайскую, мощность может достигать 11 кВт в три фазы. Что всё равно довольно скромно для публичных ЭЗС | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/c6/ba/90/c6ba909cfaade1574bb45cff36e3f224/656x492_1:5723_b4446c57c712ff1a74c9655785603016@1500x1125_0xOzRjmhQg_4563636915346199404.jpg.webp)
Пару слов про мощность зарядки, которая определяет скорость пополнения батареи. Зарядные станции переменного тока в принципе являются маломощными и чаще используются дома для ночной зарядки. Их типовая мощность составляет 7–11 кВт, но бывают и станции на 22 кВт и выше, однако ограничением тут является сам электромобиль: подавляющее большинство моделей имеет лимит в 11 кВт или меньше. Но для домашних зарядок главное, чтобы батарея перезаряжалась за ночь, так что зачастую этого достаточно. Например, Zeekr 001 с батареей 100 кВт⋅ч от станции мощностью 7 кВт с 10 до 80% зарядится примерно за 11 часов.
![Зарядка «Интерсвязи» переменного тока возле «Манхэттена» на Труда. Для ночных стоянок такое решение вполне оправдано. На ней заряжаются HiPhi и Lixiang | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/34/1c/cd341c453c4159c1db0bc2a4b7f711f8/656x370_1:5723_53d909fe2f95d642ea571aacc17af444@1500x844_0xK3xABq8O_4321781176433248664.jpg.webp)
Что касается скоростных ЭЗС, то они выдают постоянный ток, и мощности их могут достигать чудовищных значений: в Китае, например, компания Nio начала установку станций на 640 кВт, а тесловские суперчарджеры имеют мощность 250 кВт: наша Tesla зарядилась бы с 10 до 80% примерно за 20 минут. Важно понимать, что реальная мощность зарядки непостоянна и задается блоком управления батареей (BMS) и защитной электроникой самой станции, поэтому у разных электромобилей средняя скорость зарядки будет отличаться. Тонкостей тут много, например, важным параметром является рабочее напряжение электромобиля: у большинства моделей оно составляет 400 В, и на ЭЗС без охлаждения кабеля при токе 250 А это задает ограничения в 100 кВт. Но если использована архитектура 800 В (как у рестайлинговых Zeekr 001), то мощность может быть больше.
![Пример знаков, обозначающих место зарядки электромобилей. За нарушение может быть и эвакуация | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/29/16/e4/2916e41a2f379e8afab7d8cdf7b3417d/656x492_1:5723_132a42edf459ccf0fd707f2e1bcc0318@1500x1125_0xUq0p3KRe_4411676607496857432.jpg.webp)
В России пока даже заявленным пределом являются 150 кВт, но на деле та же Tesla с ее рабочим напряжением 360 В не способна принять всю мощность от таких станций: для этого потребовалось бы увеличивать ток до примерно 400 А, а скорее всего, потребует охлаждения кабеля и более сложного управления процессом. Впрочем, на челябинских ЭЗС Punkt E нам удалось получить значение в 90+ кВт, хотя важно отметить, что оно не держалось постоянно: по мере зарядки батареи мощность линейно падала (а после 80% она будет снижаться еще более резко).
![Зарядная станция Punkt E около бывшего кинотеатра «Родина» (ул. Кирова). Производитель станции — российская компания «Парус электро», и на сайте для станции ЭСЭМ-26–150К-3-ДБ заявлена мощность до 180 кВт, напряжение до 1000 В, а ток — до 350 А (разъем CCS2) | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/20/a7/96/20a796b74c11ea35ef315e02317f084b/656x492_1:5723_c8e58b15714995cb93c5622804092c16@1500x1125_0xjGfHNsDY_1792920274192790228.jpg.webp)
![В случае с Tesla Model 3 мощность превышала 90 кВт, а интенсивность добавления километража — 500 км за час зарядки. По мировым стандартам это далеко не рекорд, но в целом достойно | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/b3/8e/f2b38e1fbc3d160f03ff813e44db5a81/656x492_1:5723_9f5ea36f07d9603e2780afa3087c466b@1500x1125_0x74X6tF3X_3774399288641598503.jpg.webp)
К чести ЭЗС Punkt E — все проверенные станции в этом и других тестах всегда подключались и работали. По словам Дмитрия, пока именно Punkt E и еще зарядки челябинской компании Electrocars охотнее всего включаются в работу и выдают заявленные параметры (с учетом 360-вольтовых ограничений самой Tesla).
![ЭЗС Punkt E на Комсомольском проспекте: здесь удалось накачать до 80+ кВт, после чего мощность пошла на убыль | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/98/69/ce/9869ce32ea8688f906991f2502b64f8d/656x492_1:5723_d4ac7a823f9dcf1f616770ef047e299f@1500x1125_0xcPS0rqh9_5644152006570622590.jpg.webp)
![ЭЗС Punkt E тоже на Комсомольском: в этот раз мы не смогли к ней подъехать из-за запаркованных машин, но месяц назад она доказала работоспособность. Правда, рассчитана только на 60 кВт, но их выдает честно | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/78/82/c27882c160cb085ab806ab5a4243d3ee/656x438_1:5723_a5c54c6e22bffddbf11ea8bb8ee285e9@1500x1001_0xU7klpZwu_4821777865903413555.jpg.webp)
![Punkt E на Молодогвардейцев также выдал 80+ кВт. Дмитрий демонстрирует, что длина шнура ограничена, поэтому важно ставить электромобиль зарядным боком к станции (что еще больше осложняет дело, если запаркованы другие машины) | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/dc/7b/3f/dc7b3fa921557ba4406a826992c2a0f0/656x370_1:5723_65f0988bf14ff886044a786746f350d8@1500x844_0xpnrbr5DH_4490066067821219897.jpg.webp)
![Эта же ЭЗС Punkt E зимой, когда мы заряжали от нее Zeekr 001. Но из-за холодной батареи мощность составляла лишь 25 кВт. Зимняя зарядка — это отдельная история, и по-хорошему, батарею нужно готовить к процессу (у многих электромобилей есть режим предзарядной подготовки, но владельцы не всегда о нем знают) | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/0e/a8/b8/0ea8b8a96581ac1ff1d93e75c8de84bf/656x438_1:5723_578d46060c63b8ee66d5d6f5a879d801@1500x1000_0xBh0p1nQK_7251969391698337752.jpg.webp)
А теперь к менее приятному опыту: ЭЗС «Россети» появились в Челябинске еще в 2019 году, но, по словам Дмитрия, заряжаться от них удается лишь изредка, а большую часть времени процесс завершается ошибкой. Так получилось и в нашем случае: две зарядки итальянской Enel X, брендированные «Россетями», отказались обслуживать Tesla.
![ЭЗС «Россети» на Комсомольском проспекте обещает мощность до 95 кВт, но... | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/a3/d5/1ba3d56d669a825a608fa9d7009529a1/656x492_1:5723_1ee9d61573521d3f84b172f829416549@1500x1125_0xufYxBBDT_1474032519696654679.jpg.webp)
![...заканчивается всё сообщением об ошибке с непонятным кодом. Очень юзер-френдли | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/d0/b9/7fd0b9a96bf019eebf136c2d6884d3a1/656x492_1:5723_10f433ed19dfcac4d4f729bc3f2b9bfb@1500x1125_0xtw1MrXhG_9496883185248877206.jpg.webp)
![А это аналогичная ЭЗС около гостиницы Radisson на улице Труда — одна из первых скоростных ЭЗС в Челябинске | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/83/45/1b834546713976fd09dd35859d8a1b31/656x492_1:5723_fcc4c17003fefaac77b6e47d5605ee88@1500x1125_0xMocHeWet_1973950005095251753.jpg.webp)
![Но результат такой же. Возможно, дело в несовместимости протоколов, потому что для работы ЭЗС и электромобиля очень важна их коммуникация: электромобиль задает ЭЗС необходимые параметры тока и напряжения, чтобы провести зарядку быстро, но не перегреть батарею, контакты и прочее оборудование | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/30/d4/23/30d42389ceea5b9e3eed126d5674e4d0/656x492_1:5723_3fe1df0d8df5d02f31f013900d857a87@1500x1125_0xR43aOOfB_7879656439794218761.jpg.webp)
Столь же капризны оказались ЭЗС Hyper, и ни во время прошлого теста, ни сейчас нам не удалось их активировать. К слову, после предыдущей публикации нам написали представители ЭЗС Hyper, принесли извинения за неудобства и объяснили, что сеть еще молодая и учится. Процесс учебы, видимо, еще идет.
![ЭЗС Hyper возле «Магнита» на Молдавской. Станция изготовлена российской фирмой E-Prom. Напряжение заявлено в 380 В, ток — в 315 А, но мощность почему-то аж 150 кВт (хотя при перемножении получается 120 кВт). Возможно, выходное напряжение может быть выше номинального | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/05/4c/be/054cbe9574ade8cf9f990731dbfbd0ae/656x492_1:5723_7906faddfdebe031fe87af85a04dc196@1500x1125_0xYhpl0JzU_2892014246329285638.jpg.webp)
![Но как мы ни пытались, кнопка активации зарядки не срабатывала, процесс не шел | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a1/0c/45/a10c456ce02dda8c48192a10a397c14d/656x492_1:5723_568205c0fa160e3d0a4ba31db0720ffb@1500x1125_0xogP0Tqv0_1605916835872699084.jpg.webp)
![А это наш зимний тест: вокруг этой же ЭЗС Hyper собрались две Tesla и Zeekr, но зарядиться не удалось никому | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/10/da/0c10da8931283f191ab356626e4771bd/656x370_1:5723_8d0585f373a3f2802276a5e4b6880ab7@1500x844_0xWOaG3w9e_1546631841259764608.jpg.webp)
![Не работала ЭЗС Hyper и возле бывшего кинотеатра «Родина» (ул. Кирова) | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/92/24/d6/9224d69cfd4940f30b3d2f77f8cb8b8a/656x492_1:5723_356bab27465c1ca8cb903a6ed7b55885@1500x1125_0xYIstCIAK_8246201349462166479.jpg.webp)
ЭЗС челябинской компании Electrocars многого не обещают, но зато работают без особенных сложностей: по словам владельца, наряду с Punkt E они являются наиболее предсказуемыми. Сама компания Electrocars занимается и продажей электромобилей, попутно развивая инфраструктуру для них, что выглядит здравым подходом к делу.
![ЭЗС Electrocars на Коммуны изготовлена китайской компанией Star Charge. Заявленная мощность составляет 60 кВт, и, по словам Дмитрия, ЭЗС способна выдавать ее. У нас при первом подключении получилось 45 кВт: возможно, электроника Tesla урезала мощность по каким-то причинам | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/42/53/f3/4253f34f2eeb10b89a04bc8e9d4d24f7/656x492_1:5723_741d2e95bf002f39fdca63626ddd67d6@1500x1125_0xY6c7Nyzy_2029900141838435521.jpg.webp)
![Еще одна ЭЗС компании Electrocars возле «Горок» на Артиллерийской. Она была занята, но, по словам Дмитрия, без проблем выдает свои заявленные 30 кВт. Производитель тот же, Star Charge | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/9b/8a/7f9b8ac8b3e90e64d3896f6cdaf3c32b/656x492_1:5723_deb6e922e2d152c02171b4bfc18587dd@1500x1125_0xaljWfz08_0957808835209673392.jpg.webp)
![Важный плюс — наличие общепита и развлечений рядом. Вообще, время, потраченное на зарядку, тем проще пережить, чем больше вокруг точек интереса | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b2/37/c7/b237c7496496855fcbfb75cc90a67195/656x492_1:5723_31990e14a2ea7fa65f66c0d2e8a81653@1500x1125_0xer3neQvw_1118747236198429575.jpg.webp)
В России заводить электромобиль имеет смысл, если вы можете организовать его зарядку дома или у работы — там, где он проводит много часов. В этом случае нужда в публичных станциях будет небольшой, да и сэкономить удастся: бытовые тарифы от 1,5 до 4 рублей значительно гуманнее «скоростных», которые в Челябинске колеблются в диапазоне 16–18 рублей за кВт⋅ч.
![Средний расход энергии этой Tesla при активной езде зимой в районе 27 кВт⋅ч / 100 км, при спокойной езде летом — 14–17 кВт⋅ч | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/c5/0c/d1/c50cd1b2612d70f1707a7bd72acceafe/656x492_1:5723_5de080db51ecd99098243ec40c03c466@1500x1125_0xeO62hnpt_9575695389938158313.jpg.webp)
Что касается скоростных ЭЗС постоянного тока, в Челябинске ситуация далека от идеала, но и не безнадежна: стабильно работающие ЭЗС появились, но их нужно знать. Далеко не всегда точка на карте с обозначением ЭЗС гарантирует, что вы сможете там зарядиться. Проблемой остается и количество ЭЗС, и их расположение, далеко не всегда удобное именно для электромобилистов. Впрочем, сравнивая с тем, что было лет пять назад, можно констатировать ощутимый прогресс и в количестве зарядных станций, и в их скорости. Так что, по крайней мере, дело сдвинулось с мертвой точки.
Все статьи про электромобили собраны у нас в отдельную рубрику. Вот, например, опыт электромобилиста, который заряжается от солнечных батарей. Кстати, первые электрозарядные станции в Челябинске появились еще в 2019 году.