ГАИ планируют отстранить от вопросов расстановки знаков, светофоров, нанесения разметки и прочих элементов организации дорожного движения. По данным газеты «Коммерсант», Госдума РФ во втором чтении приняла новую редакцию закона «Об организации дорожного движения». В случае окончательного утверждения поправок решать подобные вопросы будут местные власти, а полномочия ГАИ сведутся к контролю за соответствием проектов госстандартам. Мнения экспертов о целесообразности такого подхода разошлись: одни опасаются увеличения дорожного хаоса, другие настаивают, что исключение бюрократического колена ускорит приведение дорог в порядок.
Почему отодвигают ГАИ
Роль ГАИ в организации дорожного движения неоднократно менялась, в последние годы прямой обязанности согласовывать с инспекцией изменение схем организации движения у муниципалитетов и региональных властей не было. Но по сложившейся традиции местные органы управления предпочитали согласовывать схемы с ГАИ. Пять лет назад появилась инициатива вернуть обязательное утверждение схем, и через два года соответствующий законопроект приняли в первом чтении. А потом всё забуксовало. В новом законопроекте предполагалось поначалу отвести ГАИ роль в процессе согласования, но ко второму чтению эти оговорки убрали, фактически передав все полномочия по организации движения властям на местах.
У ГАИ остается возможность контроля используемых схем организации движения ГОСТам и сводам правил, перечисленным в распоряжении правительства № 2438-р от 04.11.2017. При этом жестких рычагов воздействия на местные власти у ГАИ нет: инспекция может выдать предписание, предостережение или представление, но не уполномочена самостоятельно менять схемы движения.
В случае принятия поправки вступят в силу с 1 марта 2025 года.
«Граждане ропщут, ГАИ в стороне»
Автоэксперт Юрий Панченко отмечает, что обсуждать инициативу еще рано, так как предстоит третье чтение в Госдуме. При этом он подчеркивает, что в обязанности ГАИ и так входит надзор за соблюдением ГОСТов и регламентов, но сотрудники предпочитают фокусироваться на наказании водителей. В целом же Юрий Панченко считает инициативу по отстранению ГАИ от согласований схем организации движения правильной.
— Несколько лет назад обязательное согласование с ГАИ проектов организации движения и схем временной организации движения отменили: они там пропадали на месяцы, — объясняет он. — В результате: нужно ремонтировать дороги, проект и мощности есть, а ремонтировать нельзя, так как в ГАИ то отпуска, то проверки, то начальники новые. Лето проходит, дорога не отремонтирована, граждане ропщут, а ГАИ — в стороне. Возвращать к ним функцию обязательного согласования — самая большая глупость.
Юрий Панченко считает, что у дорог должен быть один начальник:
— Как говорят: «Кто платит — тот и заказывает музыку». Финансирование федеральных дорог идет из федерального бюджета, межмуниципальных — из областного, местных — из муниципального. Вполне разумно, что тот, кто построил, содержит и обслуживает дорогу, должен и распоряжаться, когда и куда ставить знаки, наносить разметку и так далее.
Кто будет заведовать хозяйством?
При этом автоэксперт отмечает риски такого подхода, связанные с дефицитом специалистов по организации дорожного движения:
— А кто в муниципалитете небольшого города будет заведовать этим хозяйством? — задается вопросом Юрий Панченко. — Можно иметь большие деньги, хороших администраторов, но различать хороший и плохой результат работы надо уметь.
Он напоминает, что комплексную схему организации дорожного движения для Челябинска делали два раза. Первая КСОДД за 30 миллионов рублей ушла в корзину. Согласно второй схеме обустроили Комсомольский проспект, что вызвало массу критики.
Кстати, пример с Комсомольским проспектом показывает неэффективность нынешних подходов к согласованию схем организации движения. Так, еще в 2021 году на проспекте нанесли выделенные полосы и установили камеры видеофиксации, которые не работают до сих пор из-за неспособности местных властей и ГАИ договориться и привести схему движения по проспекту к нормативам.
Дорогам грозит чиновничий разгул?
Новый законопроект поддержали не все депутаты. Представитель ЛДПР Ярослав Нилов пояснил «Коммерсанту» минусы такого подхода:
— Снова чиновники будут ставить знаки каждые три метра, создавать ловушки, ограничивать скорость на свое усмотрение и т.д. Цель — побольше штрафовать. Любое изменение проекта организации движения должно согласовываться с ГИБДД — это одна из функций Госавтоинспекции. Нельзя, чтобы в одних руках были сосредоточены и организация движения, и надзор за ней. Мы снова будем вносить поправку в закон, чтобы вернуть полномочия.
Нужно ли исключать ГАИ из согласования схемы расстановки знаков, светофоров, нанесения разметки?
Еще одна обсуждаемая инициатива: введение штрафов и лишения прав за опасное вождение. Большие споры вызвало разработанное приложение «Народный инспектор», которое позволяет штрафовать водителей по любительским записям со смартфона. А в Челябинске готовятся к использованию мобильных камер видеофиксации, установленных на автомобили.