
В случае принятия законопроекта регионы смогут оформлять постановление и эвакуировать машину без участия ГАИ
В Госдуму внесли законопроект, подразумевающий небольшую революцию в области контроля за дорожным движением: Заксобрание Пермского края предлагает передать часть функций ГАИ местным властям. Пока речь о наказании по единственному пункту Административного кодекса: части 4 статьи 12.16 КоАП за нарушение требований знаков и разметки, запрещающих остановку или стоянку автомобиля (штраф 2250 рублей). Об этом пишет «Коммерсант».
По действующим нормативам постановление за подобное нарушение оформляет инспектор ГАИ, и он же обязателен для контроля эвакуации транспортного средства. Согласно законопроекту, регионы смогут заключать с Госавтоинспекцией соглашение, и тогда представители местной власти (вероятно, в формате административных комиссий) получат право оформлять постановления по указанной статье КоАП без присутствия инспекторов. В этой практике в целом нет ничего нового: больше 10 лет она разрешена в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Московской области и Севастополе. Нынешний законопроект помимо Пермского края поддержали власти Краснодарского края, Нижегородской, Рязанской и Тульской областей.
Авторы инициативы объясняют ее необходимость недостаточной «мощностью» ГАИ: число нарушителей парковки значительно превышает количество постановлений, которые выписывают инспекторы. В самой Перми в среднем выносят около полусотни постановлений в сутки, что составляет лишь 5% от общего количества нарушений. Кроме того, инициатива разгрузит ГАИ и позволит ей концентрироваться на более опасных нарушениях.

Пока законопроект предусматривает лишь наказание за парковку под запрещающими знаками. Другие нарушения (например, парковка на тротуаре) по-прежнему требуют присутствия инспектора ГАИ
Критики законопроекта отмечают, что передача таких полномочий регионам стимулирует их власти заниматься поборами с водителей, чему способствует нынешняя схема распределения штрафных сборов: четверть идет в федеральный бюджет, 75% — в региональный. Скептики опасаются, что у местных властей появится мотивация не столько развивать парковочные пространства и следить за расположением знаков и разметки, сколько создавать ловушки для водителей и наполнять местную казну.
Также местные власти определяют тарифы на эвакуацию автотранспортных средств и их хранение на штрафстоянках, причем в Челябинской области регулярно происходят скандалы из-за завышенных тарифов на такие услуги.
Предложенный пермяками законопроект касается лишь остановки под запрещающими знаками (либо на соответствующей разметке). Остальные виды парковочных нарушений в любом случае потребуют присутствия инспектора ГАИ: например, только он сможет оформить штраф за стоянку на месте для инвалидов, на автобусной остановке, пешеходном переходе, вблизи железнодорожных путей или на тротуаре.
Поддерживаете ли вы передачу регионам права штрафовать за неправильную парковку без участия ГАИ?
У регионов уже есть право наказывать водителей, оставляющих машины на газонах или детских площадках: в Челябинске эту практику планируют автоматизировать и поставить на поток. Для этого будет использоваться комплекс «Дозор-М», штраф по умолчанию выписывается на владельца транспортного средства.
Уже который год в Челябинске обсуждают внедрение платных парковок: в этом году даже опубликовали их карту. Но платников как не было, так пока и нет.