RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

4 м/c,

южн.

750мм 47%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Авто Как девочка осадила опытного водителя

Как девочка осадила опытного водителя

Кто-то быстро накатывал сзади – я заметил это в последний момент. Зеркал-то нет. Маленький карт нырнул в поворот, прошмыгнул мимо и утарахтел в даль. Я помчался следом, но успел только заметить, что за рулем был не один из тех пацанов, с которыми мы слушали инструктаж. За рулем была Алиса, которая перед началом занятия беззаботно мерила лужи в своих светлых ботиночках. Алиса, которой шесть лет. Ровесница моего сына. Face palm. Короче, садясь за руль карта, нужно засунуть под задницу не только пачку амортизирующих пенных ковриков, но и свое мужское эго.

В тот же миг Алиса юркнула за ним следом, не думая о том, как же она будет выбираться обратно. (Из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».)

Сегодня у меня первое сентября: начало занятий в челябинской «Школе автоспорта». Ее главный тренер и руководитель – Андрей Борисович Панченко, двукратный чемпион России по ралли. Он же тренировал другого успешного раллиста Алексея Игнатова: так мы лет десять назад и познакомились.

«Знаешь, я сначала думал: “Фу, ерунда какая-то, картинг”», – говорит Панченко, кивая на приземистую машину. – А потом начал разбираться: е-мае, да тут настроек больше, чем в настоящем автомобиле».

Челябинская «Школа автоспорта» – секция для занятий картингом и другими видами автоспорта, в которой занимаются как дети от пяти лет, так и взрослые. Школа располагает собственной трассой, а каждое занятие длиться 1,5 часа, большую часть которых ученики проводят за рулем. Школа регулярно проводит соревнования, ближайшее из которых – 18 октября 2015 года.

Школа располагает большим количеством картов, и, что приятно, все они настроены и исправны

Картинг в самом деле обманчив. Руль и две педели: вот и весь инструментарий. В сравнении с машинами – что-то вроде балалайки на фоне органа: дернул, зажал, нажал, поехал. И, в общем, так оно и есть, пока не стоит задачи проехать действительно быстро. Хотя бы как Алиса.

Сначала был небольшой инструктаж, в течение которого не терпелось за руль. Потом был получасовой заезд, в течение которого не терпелось на инструктаж. С непривычки я тратил на руление столько сил, что сейчас с трудом поднимаю кружку.

Карт – холерик. Обнаженный нерв. Его реакции гипертрофированы, как у Жириновского. Два раза меня разворачивает на торможении, один – на разгоне. Из-за тяжелого руля карт сначала кажется неповоротливым, но когда приноровишься, следует за рулем – как кот за фантиком. Педали, эти две металлические закорючки, поначалу вообще не ощущаются, поэтому работаешь по двоичной системе «нажато-отпущено». Что, кстати, очень мешает.

У картов начального уровня только руль да педали, но пренебрежительное отношение сходит на нет после первого круга. Динамика кажется сумасшедшей.

На втором инструктаже я получил совет расслабиться и двигаться экономичнее. Заодно с удивлением узнал, что впереди еще полчаса покатушек, хотя до сих пор мой предел езды на картинге был десять минут.

Хорошо, что была Алиса. Иногда мне удавалось ехать где-то недалеко. Иногда обгонять. Иногда обгоняла она. В общем, мы нашли друг друга. Молодость против опыта. Отвага против расчетливости. Косичка против остеохондроза шеи.

Чем хорош карт – это возможностью прямой борьбы на трассе. Догоняешь Алису и держишь ее в прицеле, как имперский истребитель. Пытаешь залезть слева – не получается, тормозишь, теряешь скорость. Наверстываешь упущенное, ищешь подходы… Влетаешь в лужу… Колбасит, как курс рубля в декабре. Эго скрипит под задницей и просится на волю.

«Ах, Алиса, как бы мне втиснуться, как обогнать, е-мае…»

Трасса мне понравилась. На первый взгляд, обычная змейка, состоящая из 180-градусных шпилек, вроде очереди в аэропорту. Needles and pins. Но каждый поворот сделан чуть по-иному: где-то очень узкий выход и кочка в середине. Где-то доворот на торможении. Где-то широкая средняя часть, отчего из-за чрезмерного энтузиазма можно упереться носом в шины еще до выхода.

А главное, глядя на уезжающий вперед карт соперников, понимаешь, что где-то в этих поворотах разбросаны десятки и сотки секунды, которые нужно искать и собирать, как неутомимый Марио.

Если я что-то вынес с этого занятия, то вот что: карт в большей степени похож на обычную машину, чем мне казалось. Я катался на прокатных картах и всегда ехал полубоком, бросая машину в дикие заносы и героически с ними справляясь. Действовал в манере Центробанка. Шины и девчонки визжали от восторга. Мне казалось, карт по-другому не поворачивает.

Сегодня в какой-то момент машина поехала по ровным дугам, правильно поскрипывая шинами и мягко принимая разгон на выходе. Ехала, как обычный спортивный автомобиль, который нужно провести через поворот по дуге с наименьшей кривизной. Я вдруг обнаружил, что иногда можно вращать руль на гораздо меньшие углы, а тормозить, едва касаясь педали.

Чем больше сразу учишься, тем меньше после мучишься. (Из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».)

Но стабильности я не достиг. Вообще искусство быстрого пилотажа заключается в том, чтобы увидеть поворот и просчитать все действия заранее. А потом сделать все точно и плавно. В теории все эти кривые от наружной кромки ко внутренней и обратно кажутся понятными, но начертить правильную траекторию своей задницей за рулем карта гораздо сложнее, потому что тебя напрягает близость к покрышкам, тебе хочется затормозить раньше, руль крутануть сильнее, на газ нажать резче. От этого вся траектория разваливается, как карточный дом. А потом из-под мышки выскакивает Алиса.

Зато на какое-то время я погрузился в транс. Сознание мое парализовала восхитительность момента, когда мчишься на открытой машине с поднятым забралом и видишь калейдоскоп мелькающих в сантиметре от тебя покрышек. Когда скорость 60 км/час кажется околозвуковой.

Вы не можете представить, как у вас захватит дух. В тот момент, как вас подбросят и вы прямо в море – бух! (Из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».)

Руки и ноги все делали сами, и, кстати, в таком режиме поддерживаешь неплохой темп, потому что не дергаешь машину по пустякам. Вообще психология нужна для автоспорта не меньше, чем физика. А вот астрономию можно не учить.

После второго заезда я искал гвоздь, на который нужно вешать шлем, когда мальчик Миша сообщил, что будет еще третий заезд. Третий? Полтора часа за рулем этого костотряса?

«Это хорошо, что вам так тяжело, – заключил Миша. – Зато мышцы быстро натренируются».

Ага. Или я сдохну.

Но я не пожалел. Третий заезд физически дался даже проще второго, а самое классное – это одновременный старт. Все выстраиваются в линию и по отмашке рвутся к первому повороту. Когда пелетон растягивается, его снова собирают, снова отмашка, снова спринт к первому повороту. Удивительно, что никто не косячит и обходится без столкновений. Картинг вообще быстро вырабатывает чувство локтя.

Под конец занятия Алиса расстроилась и даже заплакала. Наверное, ей показалось, что она самая медленная. Вот наивное дитё. Пожалуй, она быстрее девяти из десяти светофорных гонщиков на их лакированных машинах, просто они еще не знают об этом.

Не грусти. Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно. (Из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».)

Напоследок Андрей Панченко спросил меня: сколько лет сыну? Я говорю: «Шесть». – «Так приводи». А что, и приведу...

Фото: Фото Артема Краснова, видео предоставлено «Школой Автоспорта»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления