На видео ниже от челябинского оперного театра забирают синий Peugeot 307, когда к водителю спецмашины подходит владелица легковушки и просит прекратить эвакуацию. Рядом стоят сотрудники ГИБДД, но женщина не успевает дойти до них — эвакуатор сдаёт задним ходом и уезжает. Разбираемся, насколько законна такая практика.
По-вашему, должны ли эвакуаторщики и ГИБДД вернуть машину владелице в данной ситуации?
«Ухмылялись из кабины и продолжали ехать...»
С похожей ситуацией столкнулась Лидия, мама ребёнка-инвалида на машине, обозначенной соответствующими знаками:
— Вместе со школьной экскурсией мы приехали к краеведческому музею, парковочных мест не было совсем, поэтому я припарковалась позади школьного автобуса и частично заехала на бордюр, как и сам автобус. На машине есть знаки «Инвалид», и я положила на видное место свидетельство об инвалидности ребёнка. Выбора у меня не было — я не могла идти с ребёнком через три-четыре квартала, потому что вокруг краеведческого музея везде парковка или запрещена, или все места заняты.
Машину Лидии эвакуировали через 15 минут и, в принципе, имели на это право — знак «Инвалид» не даёт индульгенции парковаться на тротуаре. Тем не менее челябинка успела выйти ещё до того, как эвакуатор уехал.
— Они видели меня, ухмылялись из кабины, но машину не вернули, — досадует женщина. — А больше всего меня поразило, что тут же ко мне подошёл таксист, который сказал, что работает с ними, и предложил довезти до штрафстоянки за огромные деньги. Это нормально?
Ситуация Лидии напоминает недавний скандал с эвакуацией автомобилей, которые привезли детей-инвалидов, от оперного театра. Жалобы такого рода на 74.RU приходят регулярно.
Должны ли эвакуаторщики вернуть машину после появления владельца?
Эвакуация не является карательной мерой. Наказание за нарушение правил остановки — это штраф, а перемещение автомобиля нужно лишь в практических целях, чтобы освободить проезд например. И если водитель готов убрать автомобиль из запрещённой зоны, попутно получив штраф, машину нужно возвращать.
Подобная логика прописана в статье 27.13 административного кодекса, которая посвящена задержанию транспортного средства — так официально называется эвакуация.
Статья 27.13 КоАП, пункт 1.1. Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с ПДД, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Но здравый смысл побеждает не всегда, и сама формулировка статьи несколько двусмысленна.
— В законе этот момент прописан нечётко, — считает автоюрист Лев Воропаев. — Там сказано, что, если водитель может устранить причину задержания и эвакуатор не тронулся, автомобиль должны вернуть. Но судебной практики по таким делам очень мало, потому что люди предпочитают не связываться. В целом точкой невозврата считается момент, когда эвакуатор уже поехал.
В России случались прецеденты, когда автомобилисты догоняли эвакуатор и запрыгивали на него. И оговорка про тронувшийся спецавтомобиль нужна прежде всего для предотвращения таких инцидентов — если уж эвакуатор поехал, останавливать его бесполезно. Спорной остаётся ситуация, когда штрафную машину уже погрузили на платформу, но эвакуатор стоит.
Мы обратились за комментарием в городскую ГИБДД, где нам весьма эмоционально ответили, дескать, хватит вешать на Госавтоинспекцию всех собак, потому что эвакуацией в Челябинске занимается вполне конкретная контора. Мы попытались объяснить, что «контора» (ООО «Лидер Плюс») является исполнителем, но не организатором эвакуации, но нам в любом случае посоветовали спрашивать с них.
Заместитель директора ООО «Лидер Плюс» Кирилл Сташков также был довольно эмоционален и заявил, что водители эвакуаторов выполняют предписания сотрудников ГИБДД.
— У них есть на руках протокол задержания, и по закону этого достаточно для штрафного перемещения автомобиля, а если автомобилисты чем-то недовольны, то пусть обращаются к сотрудникам ГИБДД, в суд и так далее, — сказал он.
Автоюрист Лев Воропаев объяснил:
— По закону, конечно, процесс организуют сотрудники ГИБДД, и только они имеют право отдать распоряжение на разгрузку автомобиля.
Кирилл Сташков в свою очередь добавил, что происходит это регулярно:
— Если владелец появился до того, как началось движение эвакуатора, мы возвращаем автомобиль, и такое случается каждый день. Но распоряжение в любом случае поступает от сотрудников ГИБДД, так что все вопросы к ним.
Что касается конфликта с Лидией, Кирилл Сташков ответил следующее:
— Женщина нарушала правила, а когда машину увезли абсолютно законным образом, стала прикрываться ребёнком-инвалидом, устраивать истерики, звать телевизионщиков и другие СМИ. Ей пытались пойти навстречу, но она совершенно ничего не воспринимала.
В любом случае вопросы к работе челябинских эвакуаторов остаются. Хотя процессом управляет ГИБДД города, по странной причине эвакуаторы чаще работают в точках, расположенных в непосредственной близости от штрафстоянки, и нередко нарушают правила самостоятельно. Ниже видео из нашего проекта «Нарушение месяца».
При этом проблема безобразной парковки существует не только в районе краеведческого музея, от которого до штрафстоянки на Энгельса чуть больше километра. Например, в нашем проекте «Я паркуюсь, как баран» огромное количество жалоб приходит от жителей улицы 40-летия Победы из-за парковки на тротуарах, газонах и около мусорных баков. Но эвакуаторы, если и появляются здесь, то значительно реже, чем в центре города.
Как вы относитесь к штрафной эвакуации автомобилей в Челябинске?
Скандалы с эвакуацией происходят регулярно: например, летом автомобили забрали из-под закрытых плёнкой знаков.
После недавнего инцидента у оперного театра власти пообещали решить проблему, но это решение касается только официальных мероприятий для детей.
А вот детальная инструкция на случай эвакуации вашего автомобиля. Сохраните себе на всякий случай — пусть она вам не пригодится, но всё же.
Кстати, в Челябинске эвакуируют машины из-под знака «Стоянка легковых такси» с очень большой зоной действия.
Стали жертвой незаконной эвакуации? Мы круглосуточно ждём от вас сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.