Один из баров «Мегаполиса». Четвертый час пополудни. Электрический полумрак разбавлен неоновым светом, приглушенные разговоры соседей – отдаленным гулом сбивающих кегли шаров и звяканьем убираемой посуды. «Пользуясь случаем, хочу передать привет маме», – улыбается Сергей Луцковский, кивая на диктофон, и садится за столик. С момента последней встречи прошло около двух лет. Этого времени оказалось достаточно, чтобы многое успело измениться.
КРК vs ТРК
– Сергей, говорят, что главным событием, изменившим рынок Челябинска, стало открытие торгово-развлекательных комплексов. На ваш взгляд, насколько справедливо это мнение?
– Справедливо в том смысле, что с появлением полноформатных ТРК челябинский рынок торгово-развлекательных услуг перешел на новую ступень развития. Соединять в комплексе торговлю и развлечения – это общероссийская тенденция, которая, наконец-то, дошла до Челябинска. Еще год назад город мог похвастаться только отдельно расположенными торговыми площадями и развлекательными заведениями, и в этом он отставал от Москвы лет на пять, от Екатеринбурга – года на три.
Говорить о том, как сказалось открытие ТРК на рынке в целом, пока рано – проекты работают всего полгода. Но можно точно сказать, что будет меняться культура покупок. Шопинг из поездки по магазинам превратится в интересный семейный досуг.
– То есть ТРК становится вашим прямым конкурентом?
– Вовсе необязательно. У людей, на мой взгляд, изначально разный посыл для посещения. Если человек хочет развлечься, он идет в КРК. Если хочет что-то купить – идет в ТРК, а развлекается уже по ходу. Есть, конечно, категория тех, кто не знает, чего хочет, они могут пойти туда, куда ближе. Месторасположение может сказаться и в том случае, если у КРК и ТРК одинаковое предложение.
– Есть различия в развлекательных составляющих ТРК И КРК?
– Если говорим о формате торгово-развлекательного комплекса, то развлечение здесь необходимо для стимулирования торговли – на ней зарабатываются деньги. Это видно и по разнице арендных ставок, и по соотношению торговых и развлекательных площадей, которое составляет где-то 70:30. Поэтому и набор развлечений ТРК подобран так, чтобы генерировать дополнительные дневные и вечерние потоки покупателей. Вряд ли здесь необходим ночной клуб.
Кроме того, любой комплекс создает синергетический эффект. В ТРК он в большей степени связан с объединением торговли и развлечений, в КРК – с комбинированием разных видов развлечений. Простой пример. В отличие от ТРК, где развлечения, как правило, принадлежат разным операторам, единое управление в КРК позволяет более эффективно соединять направления не только на уровне их подбора и размещения, но и на уровне маркетинговых ходов – бонусов и прочего.
– Но ваш проект «Мегаполис-Уфа» как раз является частью ТРК.
– Да, но там вся развлекательная часть находится под нашим единым управлением.
– И вы можете оценить его коммерческую эффективность?
– Сейчас нет. Проект еще слишком молод. Могу сказать, что он демонстрирует положительный тренд, но насколько окажется успешен по сравнению с челябинским «Мегаполисом», будет ясно уже через год. В Петербурге и Нижнем Новгороде мы пока планируем строить отдельно стоящие комплексы как экономически успешную модель.
– Что должен включать успешный формат КРК?
– На самом деле, под развлекательным комплексом кто-то может подразумевать бар и несколько бильярдных столов. И он может быть успешен. На мой взгляд, настоящий КРК – это то, что представляет собой «Мегаполис». Он даже в общероссийском масштабе лидирует и по площадям, и по набору развлечений.
– То есть он уникален?
– Для России, да. Уникальна его модель, которую мы сгенерировали сами, включив сюда практически все развлечения, которые есть. Это и сегментированный по форматам общепит; развлекательные аппараты, бильярд и боулинг; детское, корпоративное и ночное направления; кино, клуб.
В 2004 году, когда «Мегаполис» открывался, в России подобных комплексов еще не существовало, поэтому был определенный риск. Но посыл оказался верным. И сегодня укрупнение – это основная тенденция. К примеру, федеральные операторы, кто занимался чем-то одним – боулингом, кино, общепитом – либо стремятся присоединить к себе остальные направления, либо объединиться с другими специализированными игроками.
«Мегаполис»: дубль 2
– Были разговоры о том, что в Челябинске появится второй «Мегаполис», но он, несмотря на успешность существующей модели, так и не появился. Почему?
– Мы думали над этим проектом, но решили его не воплощать. По нескольким причинам. Во-первых, «Мегаполис» за счет своей разноформатности получился комплексом общегородского масштаба, география его посещения – весь Челябинск. Я не могу назвать ни одного района, который бы дал нам 30 % посетителей. Соотвественно, второй «Мегаполис» стал бы конкурировать с первым, оттягивая его клиентов.
Во-вторых, челябинский рынок развлекательных услуг в ближайшие два-три года с вводом еще двух-трех крупноформатных ТРК войдет в фазу более жесткой конкуренции и будет диверсифицирован по городу. В таких условиях важнее не столько дублировать себя, сколько расширять предложение, становиться более интересными.
– Каким образом?
– В конце этого года мы закончим пристраивать вторую очередь «Мегаполиса». В итоге общая площадь комплекса станет около 20 тысяч квадратных метров. Появится пивной ресторан с собственной пивоварней. Кроме того, расширится детское направление, которое очень интересно посетителям и, соотвественно, бизнесу, а также расширится направление кинопроката. Потому что в этом сегменте емкость рынка ежегодно растет на 25-30 %, и мы уже в прошлом году столкнулись с тем, что четырех экранов для успешного мультиплекса мало.
– Сколько экранов нужно «Мегаполису» и сколько в целом нужно городу?
– Для того чтобы показать достаточный репертуар, привлекая самую разную аудиторию, нужно не меньше шести экранов – у нас их будет восемь. Сколько нужно Челябинску в целом? Пока сказать не могу. Год назад в Екатеринбурге количество экранов с 17 увеличилось втрое, но на городе это отразилось не сильно. Появление кинотеатров в обоих челябинских ТРК на наполняемости залов в «Мегаполисе» практически никак не сказалось. Поэтому пока рынок растет, пока люди всё больше ходят в кино, будет расти и количество кинозалов.
– То есть в «Мегаполисе» может появиться немассовое кино?
– Скажем так, сейчас достаточно много европейских и восточно-азиатских режиссеров, чьи фильмы интересно показывать, но для нас они пока коммерчески не выгодны. Открыв восемь залов, мы расширим репертуар, в том числе и за счет арт-хауса, тем самым привлечем новую аудиторию и получим дополнительные конкурентные преимущества.
Городские сети
– Возвращаясь к вопросу о конкуренции. Появившиеся в Челябинске ТРК рассчитаны на большие потоки посетителей, вы бы не хотели поучаствовать в развлекательной составляющей этих комплексов?
– Мы участвуем в них. И в «Фокусе» и в «Горках» работают два наших формата: кофейня «Две чашки» и суши-бар «Дзёдо». Выделив их в конце прошлого года как самостоятельные сетевые проекты, планируем присутствовать ими во всех ТРК, которые будут открываться в Челябинске.
– Почему выбраны форматы общепита, а не игровое направление?
– На выбор повлияла совокупность факторов. Инициатива зачастую идет от разработчиков концепции ТРК, предлагающих площадь под определенный проект. Кофейня и суши-бар – форматы в городе востребованные, но, с технологической точки зрения, достаточно несложные. Они не требуют больших производственных помещений, больших цехов переработки, их легко тиражировать и контролировать в плане качества.
Кроме того, их удалось вычленить из всего развлекательного комплекса «Мегаполиса» наиболее безболезненно. С остальными форматами пока экспериментировать не рискуем, потому что синергетический эффект дает комплекс в целом. Убрав кино или детское направление, мы получим другую экономическую модель и не знаем, где и на чем можем потерять.
– То есть для вас сетевое развитие возможно в двух вариантах: либо тиражируются отдельные маленькие форматы, либо «Мегаполис» в целом?
– Точнее, там, где появляется «Мегаполис», на его производственной, административной и кадровой базе строятся сети маленьких форматов: они берутся из всего комплекса направлений и комбинируются в зависимости от поступающих предложений. Варианты сочетаний мы прорабатываем. Сейчас – это сеть кофеен и суши-баров, которая будет развиваться не только в Челябинске, но и в Уфе, а затем и в других городах, где появится «Мегаполис».
– Причины экспансии маленьких форматов понятны. Насколько необходимо и интересно тиражировать сам «Мегаполис»?
– Причина очень проста. Если модель успешна, она должна тиражироваться. К тому же сейчас российский рынок развлечений растет, у него хорошая рентабельность, и мы, видя возможности для расширения, естественно, расширяемся. Для формата «Мегаполиса» подходят крупные города и города-миллионники, которые могут обеспечить ежемесячную посещаемость от 120 тысяч человек. В целом же стратегическая задача на пять семь лет – стать федеральным брендом с региональной диверсификацией и достичь определенной капитализации холдинга.
– С перспективой его продажи?
– Могу с большой долей уверенности сказать, что в ближайшие два-три года на российском рынке развлечений вообще не будет крупных слияний и поглощений. Сетей, готовых к этому, практически нет. То есть видно, что они развиваются специально для продажи, но компании в массе своей непубличны, структуры их собственников непрозрачны. К тому же единицы игроков достигли таких финансовых показателей, когда можно говорить о привлечении портфельных инвесторов, или о выпуске собственных облигационных займов, или о первичном размещении акций – IPO. Рынок пока растет.
Дело в кадрах
– Практически все развивающиеся компании рано или поздно сталкиваются с проблемой роста и трудностями в кадровой политике. «Мегаполис» успел на себе это испытать?
– К нашему счастью, мы обратили внимание на проблему раньше, чем с ней столкнулись. И действительно, за последнее время это один из самых острых вопросов, стоящих перед нашим бизнесом. По опыту коллег и конкурентов знаю, что развитие проектов останавливали, не потому что не было денег, а потому что не было людей, способных их реализовать.
Поэтому сейчас и собственники, и топ-менеджеры очень хорошо понимают: человеческий фактор в условиях развития и ужесточающейся конкуренции становится одной из ключевых составляющих, наряду с грамотной экономической и маркетинговой политикой.
Соотвественно, кадрам уделяется всё больше времени, инвестируется всё больше финансовых ресурсов. Такой политики придерживается и «Мегаполис». Но в России культура развлекательного бизнеса только формируется, поэтому профильного образования практически нет, а то, что есть, редко успевает за быстро меняющимися тенденциями. В результате мы столкнулись с тем, что хороших и стоящих специалистов на рынке мало.
– И каков выход?
– Растить собственные кадры. И описывать свой опыт, свою модель бизнеса с тем, чтобы использовать это как внутреннюю учебную базу. Идеальный пример – «Макдоналдс», начавшийся когда-то с одного ресторана. Его нынешний успех связан с тем, что люди взяли собственный опыт, описали его и стали очень внимательно следить за воплощением. Причем в разных странах.
– Вероятно, в этом случае возникает вопрос адаптации опыта…
– Конечно. На примере проекта в Уфе могу сказать, что идентичное копирование челябинской модели, без учета того, что менталитет людей в разных городах отличается, бессмысленно. Должен быть стандарт, и должны быть точечные настройки на конкретную аудиторию. Их примерное соотношение, на мой взгляд, где-то 90:10.
Жители «Мегаполиса»
– Интересно, чем отличаются города, где вы собираетесь присутствовать?
– В Питере публика более продвинута, культура развлечений более массовая и находится на более высоком уровне. В Нижнем Новгороде чувствуется близость Москвы, оттягивающей на себя часть потребительских потоков.
– В связи с этим вы ориентируетесь на определенного потребителя? Кто он?
– Если исходить из концепции, то это весь город: чем больше разнообразных развлечений, тем больше людей из разных социальных слоев найдут что-то для себя. Но внутренне мы больше настроены на семейно-молодежную аудиторию.
– Сейчас популярен массовый отдых. Может так получиться, что через какое-то время люди им насытятся, и начнется отток в более маленькие камерные заведения?
– Не думаю. Всегда будут жить маленькие форматы, потому что у них есть свои постоянные посетители – те, кто предпочитает спокойный отдых. И всегда будут востребованы массовые форматы, потому что есть такой закон – люди идут на людей.
– Дайте совет, как лучше организовать свой день отдыха, например, в «Мегаполисе»?
– На самом деле, это очень индивидуально. Все зависит от компании, от интересов...
– А как сами относитесь к тем развлечениям, что предлагает комплекс?
– Иногда отлично, иногда нет. Под настроение. Я больше люблю спокойный и камерный досуг, но при этом очень много времени провожу в «Мегаполисе». Если честно, даже устал от развлечений.
– И как бы хотели отдохнуть?
– Хотел бы выпить и лечь спать. (Смеется.) Да, и посмотреть телевизор. Но телевизор – это уже на следующий день.