RU74
Погода

Сейчас-7°C

Сейчас в Челябинске
Погода-7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -13

6 м/c,

ю-з.

725мм 73%
Подробнее
4 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Бизнес Константин Жаботинский, вице-губернатор Иркутской области: «Я настроен на работу. А там, как говорится, война план покажет»

Константин Жаботинский, вице-губернатор Иркутской области: «Я настроен на работу. А там, как говорится, война план покажет»

" src=

«Константина Жаботинского кто-то из челябинцев знает как успешного бизнесмена, кто-то – как советника министра Христенко, кто-то – как кандидата на скандальных довыборах в Госдуму 2005 года, пытавшегося изменить политику двойных стандартов. Сегодня он прежде всего бизнесмен, руководитель холдинговой компании «Микчел и К», знающий в чем заключается разница между чиновником, бизнесменом, политиком».

Так начинался этот материал в момент его подготовки. О назначении Константина Жаботинского на должность вице-губернатора Иркутской области тогда еще не было известно. Информация пришла позже. И хотя интернет-версия интервью позволяла все изменить, делать мы этого не стали, а попросили Константина прокомментировать сказанное ранее. Возможность совместить «до» и «после» показалась нам весьма заманчивой.

Сказанное до:

Дело правых

– Константин, накануне выборов в Госдуму сложно начать разговор не с политики. Многие знают вас по довыборам 2005 года как кандидата от СПС. И многие тогда задавались вопросом, почему именно СПС?

– Я разделял их ценности, потому что по натуре свободолюбивый человек и мне близка идея свободы. Не анархии, а именно свободы – когда существуют определенные рамки, но ты сам выбираешь, что тебе делать, а не за тебя решают и говорят: делай то или это. Наверно, такая позиция близка любому бизнесмену и предпринимателю, имеющему свое дело. Мне, по крайней мере, это полностью подходило.

– Но из партии в 2006 году вы все-таки ушли. Почему? Ценности изменились?

– Нет, ценности остались те же самые. Для меня очень показательными стали выборы 2005 года, когда я баллотировался по одномандатному округу. Девять из десяти человек говорили: «Убери из своей агитации СПС, потому что этим ты сразу ставишь под угрозу свое прохождение в Думу как факт». И после выборов эксперты не раз утверждали: не будь я СПСовцем – процент голосов был бы другим. После тех выборов я вышел из партии, так как ощутил слабость блока правых сил. Люди её не поддерживают, до сих пор видя за ней только Чубайса и всё, что с ним связано.

– В Европе уже двадцать лет к власти приходят правые, а в России как самостоятельная сила они практически исчезли. С чем это связано?

– Так задумано главными идеологами страны. Ведь в Европе правые приходят к власти при двухпартийной системе, где есть правые и левые. У нас же сделано все, чтобы была мощная партия, у которой якобы есть свой правый блок – прежде всего, молодежь из «Молодой гвардии», а основные силы находятся в центре и борются с левым направлением. Все это в целом некий аналог европейских правых. «Справедливая Россия» и коммунисты – некий аналог левых.

– Но в Европе правые и левые выросли во многом независимо друг от друга. Здесь же ситуация напоминает искусственную конкуренцию – бренды разные, хозяин один.

– Ну... это Россия.

– Вам, как бизнесмену, комфортно в той ситуации, что складывается?

– Если политика бизнесу не мешает, то сегодня очень многое возможно. Но все-таки нужно понимать, что политика и бизнес друг без друга не существуют. В данной ситуации я на стороне бизнеса, и многие вопросы, с ним связанные, мне приходится решать через политический ресурс, используя наработки и связи, приобретенные за время, когда я был в политике.

Сравнительный анализ

– Но вы же еще были и чиновником?

– Да, полтора года проработал в Минпромэнерго, а потом еще год в государственной компании «Транснефтепродукт».

– Вам помогает в бизнесе то, что вы были чиновником и человеком Христенко?

– Я могу обратиться за советом к людям из команды Виктора Борисовича, они меня поддерживают. По крайней мере, я могу получить реальные консультации по тем вопросам, с которыми обращаюсь.

Кроме того, проработав в Москве два с половиной года, я сталкивался со всеми федеральными министерствами. И стал понимать, какие программы федерального уровня сегодня закладываются, где можно так или иначе применить свои профессиональные качества. Вообще, побывав в шкуре чиновника, я понимаю, на каком языке с ними нужно разговаривать, чтобы добиться определенного результата.

– Побывав в роли и бизнесмена, и чиновника, и политика, вы могли бы их сравнить?

– Политик – в большей степени говорящая голова. Балансируя между интересами, может не отвечать за свои слова: не всегда то, что он говорит, реально происходит или он это реально делает. Не выполнив свои обещания, может для оправдания найти массу причин и после этого будет оставаться действующим политиком. В этом смысле бизнес и политика – вещи противоположные. Бизнесмен, нарушив свои обязательства, потеряет и в финансовом результате, и в партнерстве.

Чиновники же – это вообще особая каста. С одной стороны, очень умные люди с развитым системным подходом, четко работающие с документами. С другой стороны – всегда какое-то перекладывание ответственности на другого: как мне сказали, так я и сделал. Если ты чиновник среднего звена – не министр и не замминистра, ты не видишь результата своей работы. Каждый день бумаги, бумаги, пачки бумаг, ты их подписываешь, подписываешь – и в какой-то момент становится совершенно все равно, каков будет результат, потому что в итоге решаешь не ты. А я привык, если что-то подписал, то должен довести дело до конца. Поэтому сам инициировал свой переход в «Транснефтепродукт», так как это коммерческая госкомпания, которая реально занимается бизнесом. Там мне было интереснее, потому что, будучи чиновником, как бизнесмен я начал медленно деградировать.

– А насколько вам, человеку, декларирующему ценности свободы, вообще было комфортно существовать в системе?

– Некомфортно. Это было еще одной причиной ухода. Очень ограниченная степень свободы: куда ходить, что делать, с кем разговаривать. Через полтора года в министерстве я понял, что в ограниченном пространстве жить не смогу. Реализовал проект в «Транснефтепродукте» и решил, что нужно возвращаться в свой собственный бизнес. Тем более, было новое понимание ситуации, новые связи и возможности.

Бизнес по случаю

– Когда вас характеризуют как бизнесмена, как правило, подчеркивают, что вы чуть ли не единственный начали бизнес не с «купи-продай», а с производства...

– Это неправда. Мы тоже начинали с «купи-продай». Продавали чайники, турочки, автомобильные багажники, производившиеся на заводе «Станкомаш». (Улыбается). Был период первоначального накопления капитала. Но после первых полутора лет наступил такой момент, когда поняли: знаний не хватает. Поэтому восемь месяцев учились в бизнес-школе при МГИМО и, вернувшись в Челябинск, стали работать по-новому. В тот момент как раз начались ваучерные аукционы, и на одном из них мы приобрели блокирующий пакет акций Ашинского гидролизно-химического завода. Это стало нашим первым шагом к производству.

– Но ведь на производстве, как правило, рентабельность ниже, чем в коммерции?

– Зато ты являешься законодателем моды. К концу 90-х коммерция начала загибаться, потому что была вынуждена считаться с хорошо организованными коммерческими и маркетинговыми службами предприятий. Если ты грамотно организовал производство, маркетинговую службу, службу сбыта, ты и являешься тем, кто зарабатывает деньги. Посредники тебе не нужны. Мы это поняли вовремя.

– У компании «Микчел и К» своеобразное сочетание основных видов деятельности: производство оборудования для РЖД, производство средств связи и строительство церквей. С чем связан такой выбор?

– Он во многом случаен. Церковное направление, например, появилось потому, что в 1994-95 годах оборонное оборудование простаивало, и мы решили его использовать – напылять купола под золото. По стечению обстоятельств и при поддержке московских друзей выиграли тендер по храму Христа Спасителя – покрыли его купола под сусальное золото. После этого нас стали приглашать строить храмы с нуля или реставрировать купола, кресты, внутреннее убранство. В целом, за 12 лет мы построили около 300 церквей. В России до сих пор мало хороших специалистов в этой теме.

Направление, связанное с «Российскими железными дорогами», появилось, потому что компания в свое время приобрела контрольный пакет акций одного из заводов, который ранее входил в структуру РЖД. На тот момент предприятие почти умерло: настолько его менеджмент был не готов к рынку. А мы со своими возможностями, опытом и знаниями смогли вернуть завод к жизни. И сегодня он загружен на 100%, полностью работая на РЖД.

– А третье направление тоже было выбрано случайно?

– Да, связью и телекоммуникациями мы начали заниматься не потому, что были такими умными. (Улыбается). Просто костяк нашей компании – это выходцы с оборонки, выпускники ДПА факультета ЧПИ, ныне аэрокосмического ЮурГУ. Однажды нам поступило предложение: «Есть интересная тема, которая будет реально востребована в ближайшее время, вы ее финансируете, а мы доводим до ума». Посмотрели, заинтересовались, вложили деньги. Так у нас и появилось это направление.

– Вы столкнулись со стереотипом, что все местное – плохое?

– Столкнулись. Связь и телекоммуникации очень развиты за рубежом, новое появляется буквально каждую неделю. А мы постоянно опаздываем: отстаем где-то лет на десять. Выйти с отечественным оборудованием на массовый российский рынок практически невозможно. Даже за счет цены бесполезно конкурировать, настолько сильны соперники. Поэтому приходится закрывать особые ниши. Мы, например, хороши в спецсредствах связи, касающихся безопасности страны, и являемся разработчиком специализированной диспетчерской связи для железных дорог и ее программного обеспечения. Здесь в целях государственной безопасности предпочтение отдается отечественному производителю.

Другое дело, что за границей на такие разработки, помимо поддержки государства, тратится колоссальное количество сил и средств. Как-то общался с немецкими партнерами, производящими подобное оборудование, и узнал: там его пять лет разрабатывало КБ в сотню человек и на это было потрачено порядка 500 миллионов долларов. Я был просто поражен. У нас денег в сто раз меньше, никакой поддержки государства и коллектив в 15 человек, изобретавший приборы практически на коленках. Понятно, этим мы доказали, что можем создавать уникальные вещи. Но с монстрами бороться очень тяжело. Лучше дружить.

– Каким образом?

– Не изобретать велосипед, а наладить эффективные коммуникации с производителями иностранного оборудования. Необходимо иметь свои базовые вещи, например, программное обеспечение, использовать лучшие западные наработки и грамотно внедрять их с учетом российской специфики.

– Вы в самом начале разговора сказали, что у вас есть несколько крупных бизнес-проектов...

– Да. Проекты федерального уровня, в которые удалось попасть как раз благодаря работе в Москве. Это строительство аэропортов и платных автодорог. Здесь мы работаем по своей тематике – проектируем системы связи и телекоммуникации. В свое время, выиграв тендер, «Микчел и К» стал первой российской компанией, разработавшей проектную документацию по строительству платных дорог. Их в скором времени появится много под Москвой, Санкт-Петербургом и в Краснодарском крае, то есть там, где есть серьезная необходимость разгрузить транспортные потоки. И мы собираемся сделать под ключ то, что разработали.

– И все же, из трех направлений бизнеса какое вы для себя определяете приоритетным?

– Сегодня основное направление – то, что связано с РЖД. Оно стабильно и наиболее поддерживаемо государством: в железные дороги вкладываются огромные ресурсы. Хай-тек рискован и нестабилен – садиться в последний вагон иногда надоедает. Кроме того, очень сильна зависимость от человеческого фактора. Но это направление интересно: в нем много неизведанного и можно очень хорошо себя реализовать. Что касается церковного строительства, то оно себя окупает, но больших доходов не приносит.

– Для вас в бизнесе главное деньги?

– Нет, я в этом смысле не фанатик. Нацеленность только на зарабатывание, на мой взгляд, ущербна. Мне близки по духу успешные люди-творцы, ориентированные на созидание нового, а материальное благополучие – это естественная составляющая успеха. Сегодня мне делают разные предложения, привлекательные с точки зрения занятия должностей и возможности заработать, но я сразу говорю: если мне работа не интересна, я не возьмусь.

– То есть вам интересно какое-то конкретное направление?

– Нет, мне интересно созидание таких вещей, которые никогда еще не делал.

Здесь большая степень свободы – ты выбираешь, что хочешь и как хочешь. Вообще, хороший топ-менеджер – это тот, кого высади в пустыне, скажи построить город, и он его построит. Он никогда не строил раньше, но он сможет это организовать: договориться, найти финансирование, создать команду и двигаться в нужном направлении. Правда, когда проект реализован, вновь хочется нового. По характеру я такой.

Сказанное после:

– Константин, вы говорили, что отказываетесь от предложений, если вам они неинтересны. Что же вас настолько заинтересовало в должности вице-губернатора Иркутской области, что приняли предложение?

– Прежде всего заинтересовали два новых проекта, которые буду курировать: создание особой экономической зоны на Байкале и агломерация городов Иркутск, Ангарск, Шелехов. Эти проекты имеют международный уровень. Ну и конечно, это ступень в моем развитии. Новый вызов самому себе.

– Вновь став чиновником, вы как бизнесмен не боитесь деградировать? Как оцениваете положение вице-губернатора по отношению к должности в Минпромэнерго: как повышение или понижение?

– По отношению к должности, занимаемой мной в Минпромэнерго, нынешний статус считаю повышением. А деградировать как бизнесмен не боюсь: у меня сейчас есть полномочия принимать серьезные решения.

– Опыт работы у Христенко, появившиеся связи вам сейчас пригодятся?

– Да, опыт работы в Москве, безусловно, пригодится при решении задач, поставленных передо мной в Иркутске. Думаю, мне предстоит часто бывать в Москве, контактировать со многими федеральными министерствами. С теми же Минпромэнерго, Минэкономразвития, Минрегионразвития и другими.

– Ваша работа с РЖД как-то связана с вашим назначением? Есть в этом роль бывшего «железнодорожника», а ныне губернатора Иркутской области Александра Тишанина?

– Нет, мое назначение совершенно не связано с работой нашего предприятия с РЖД.

– Как будете совмещать бизнес и работу в аппарате? Планируете передать бизнес в управление?

– Совмещать бизнес и работу в аппарате не буду. Согласно гражданскому законодательству РФ свои активы я передал в трастовое управление.

– После назначения вице-губернатором изменится ваш статус беспартийного? Нет ли желания или необходимости вступить в «ЕдРо»?

– Нет, вступать в какую-либо партию в ближайшем будущем не собираюсь.

– И последний вопрос. Как вы, будучи независимым человеком, собираетесь существовать в системе?

– Я настроен на работу. А как буду существовать в системе? Как говорится, война план покажет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
31
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления