Операторы мобильной связи нарушают российское законодательство, рассылая SMS-сообщения в транслите. К таким выводам пришли эксперты Россвязьохранкультуры. Участники рынка объясняют сложившуюся ситуацию тем, что ряд абонентов пользуется мобильниками, не поддерживающими русский язык, к тому же латинское SMS вмещает в себя вдвое больше знаков.
Факт нарушения операторами мобильной связи федерального законодательства выяснился в ходе проверки, проведенной Россвязьохранкультурой по запросу Генеральной прокуратуры. Поводом для нее послужили многочисленные жалобы абонентов на рассылки операторами SMS-сообщений рекламного и информационного характера на основе латиницы.
Чиновники обнаружили, что, используя латиницу в SMS-сообщениях, компании нарушают закон «О связи», закон «О государственном языке РФ», закон «О языках народов РФ» и Конституцию РФ. Всем нарушителям Россвязьохранкультура выдала соответствующие предписания. При этом надзорный орган предупредил, что проверки будут периодически повторяться, и если замечания будут проигнорированы операторами, то их ждут более жесткие санкции.
Операторы сотовой связи отреагировали на решение Россвязьохранкультуры спокойно и заявили, что с переходом на кириллицу никаких проблем не возникнет.
«Сегодня абонентам «МегаФон-Урал» информационные SMS-сообщения от оператора рассылаются на кириллице, – подчеркивает начальник отдела по связям с общественностью «МегаФон-Урал» Людмила Протасова. – Владельцам старых моделей телефонов для получения сообщений в транслитерации всего лишь нужно отправить команду ENG на сервисный номер 111. Использование латиницы при отправке сервисных SMS связано с тем, что такое сообщение вмещает вдвое больше знаков, чем на кириллице».
Пресс-секретарь челябинского филиала компании «ВымпелКом» Яна Тараданова сообщила, что они поддерживают требование Россвязьохранкультуры, и для повышения уровня сервиса абоненты «Билайна» с начала октября получают уведомления по запросам о состоянии баланса на русском языке. «Тем, чьи телефоны не поддерживают кириллицу, запрос необходимо отправлять по номеру #102#», – добавляет она.
«Челябинское отделение U-tel проводит SMS-рассылки абонентам компании исключительно на кириллице, – говорит начальник отдел продаж услуг ЧО МРФСС ОАО «Уралсвязьинформ» Роман Курман. – Однако периодически с общего SMS-центра в Перми, который используется для рассылки информации всем абонентам Utel без территориального признака, сообщения отправлялись в латинице. Это делалось потому, что в латинице один символ кодируется одним байтом, а в русском языке – двумя. Соответственно, сообщение на латинице будет содержать больше символов, а значит, и большее количество важной информации. Сложностей перехода на кириллицу в настоящий момент не существует, правда, не все модели телефонов поддерживают приём SMS кириллицей. Поэтому переход на кириллицу, наверное, подстегнет абонентов к смене телефонов на более современные модели».
Независимый аналитик Юрий Григорьев находит требование Россвязьохранкультуры логичным и считает, что 99% абонентов не должны страдать из-за процента абонентов, чей телефон не «говорит» по-русски.