Бизнес Микроволновки не предлагать!

Микроволновки не предлагать!

«Обмену и возврату не подлежит» – таких надписей в челябинских магазинах электронной и бытовой техники может стать больше. В начале июня ассоциация товаропроизводителей внесла предложение о расширении перечня технически сложной бытовой...

" width=

«Обмену и возврату не подлежит» – таких надписей в челябинских магазинах электронной и бытовой техники может стать больше. В начале июня ассоциация товаропроизводителей внесла предложение о расширении перечня технически сложной бытовой техники (БТ), возврат и обмен которой будет возможен только после подтверждения производственного брака. По мнению авторов проекта, имеющийся перечень давно устарел, поэтому инициаторы простят пополнить список ЖК-телевизорами, СВЧ-печами, кондиционерами и другой современной техникой.

Это желание возникло у членов ассоциации еще и потому, что покупатели все чаще стали возвращать товар без веских причин. Однако, по мнению челябинских экспертов, таких людей немного, и, чтобы решить проблему, нужно внести изменения в Гражданский кодекс РФ, регулирующий взаимоотношения продавцов и производителей бытовой техники. В сетях, торгующих БТ, отмечают, что эта инициатива может носить положительный, профилактический характер. Однако защитники прав потребителей уверены, что расширение списка только развяжет руки производителям и продавцам в плане продажи некачественной продукции.

Напомним, согласно статье 18 закона «О защите прав потребителей» при обнаружении дефектов в любом товаре покупатель вправе потребовать его замены или возврата уплаченной за него денежной суммы в течение 15 дней со дня покупки. Исключение составляют те виды товаров, которые относятся к технически сложным. Перечень таких товаров был утвержден правительством РФ в мае 1997 года – это автомобили, компьютеры, холодильники, стиральные машины и так далее. Покупателю вернут деньги или заменят такой товар только когда будет доказан производственный брак. В этот список не входят, к примеру, телевизоры, фотоаппараты, сотовые телефоны и другая многофункциональная электроника. Сегодня магазины обязаны принимать такую технику либо возвращать деньги покупателю без проведения экспертизы.

В случае расширения перечня все изменится: требовать деньги обратно будет непросто, ведь для начала нужно будет доказать наличие производственного брака.

Предложение о расширении перечня товаров, не подлежащих возврату или обмену в случае поломки или обнаружения дефектов, было направлено в Роспотребнадзор в начале июня. Его автором является Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). Инициаторы проекта считают, что список технически сложных товаров устарел, и в него необходимо добавить новинки последнего десятилетия – домашние кинотеатры, микроволновые печи, жидкокристаллические телевизоры, кондиционеры и другое. Теперь, по замыслу, если потребителя не устроит качество приобретенной продукции, то он будет вынужден провести экспертизу и доказать производственный брак и для тех товаров, в отношении которых раньше этого не требовалось.

«Случаи потребительского экстремизма, когда покупатель без видимых причин возвращает товар, удачно пользуясь законом, раньше были не столь часты, – комментирует совладелец и генеральный директор ЗАО «Найфл» Владимир Найденов. – Сейчас, в кризисное время, их стало больше, но все-таки в большинстве своем покупатели – люди добросовестные». Именно поэтому инициатива РАТЭК, по мнению господина Найденова, носит, скорее, профилактический характер, нежели остро необходимый. Тем не менее, как отмечает собеседник сайта, покупатели должны понимать, что возвраты техники имеют прямое отношение к финансовым затратам торговых сетей, которые в дальнейшем закладываются в стоимость товара. «Если покупатель знает, что он может обменять не устроивший его товар в данном магазине, это говорит в пользу самого магазина», – добавляет специалист.

С точки зрения работника торговли подобную инициативу можно оценить положительно – упростится работа с покупателями, считает директор направления «Бизнес «Техника» компании «Найфл» Алексей Найденов. «Но здесь нужно смотреть шире, – отмечает он, – то есть работать над взаимоотношениями производителя и продавца». По словам топ-менеджера компании, специализирующейся на продаже техники, продавцам в большей степени приходится решать проблемы не с покупателями, а с производителями товаров. «Нам тяжело вернуть технику тем, у кого мы ее закупаем, – продолжает Алексей Найденов, – будь то производитель или поставщик, потому что у них масса возможностей для отказа».

Взаимоотношения производителей (либо поставщиков) и продавцов, как отмечает господин Найденов, регулируются Гражданским кодексом РФ, и именно в этом направлении, по мнению специалиста, следует работать над преобразованиями.

«По сложной бытовой технике у нас больше всех обращений», – говорит пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Светлана Ожеред. Статистических данных за 2009 год пока нет, однако по результатам прошлого года из 2040 обращений 547 касались именно продажи технически сложных товаров бытового назначения. «Как правило, – продолжает госпожа Ожеред, – причиной этих обращений является незнание закона и собственных прав». По словам специалиста, люди обращаются в Роспотребнадзор в случае отказа магазина в возврате или обмене товара либо просят разъяснить нюансы российского законодательства. «Челябинским потребителям нужно помнить, – отмечает представитель Роспотребнадозра, – что магазины обязаны производить проверку работы сложной бытовой техники».

«Подобное расширение перечня сложной бытовой техники развяжет руки как производителям, так и продавцам», – комментирует председатель правления челябинского регионального отделения общества защиты прав потребителей «Общественный контроль в действии» Руслан Закиров.По его мнению, права потребителей нарушаются регулярно, и в случае одобрения проекта ситуация усугубится. «Покупатели обращаются к нам постоянно, – продолжает правозащитник. – К примеру, сейчас мы работаем в отношении марки Kirby Sentria, продаваемой, в частности, в сети магазинов «Эльдорадо» как сертифицированный товар. Тогда как на самом деле это серый импорт».

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления