RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

7 м/c,

зап.

738мм 32%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Бизнес Посевы не пережили засухи

Посевы не пережили засухи

В России свирепствует засуха. Пострадавшими от недостатка дождей объявлены десятки регионов. В 13 районах Челябинской области уже введено чрезвычайное положение...

В России свирепствует засуха. Пострадавшими от недостатка дождей объявлены десятки регионов. В 13 районах Челябинской области уже введено чрезвычайное положение. И даже дожди, пришедшие на днях на Южный Урал, уже не в силах исправить положение: пожары уничтожили более трети посевных площадей.

По оценке экспертов, потери сельхозпроизводителей в этом году составят десятки миллиардов рублей. Между тем многие сельские хозяйства и фермеры увязли в кредитных заимствованиях, и погашать взятые ссуды, по-видимому, будет нечем. Хоть как-то минимизировать убытки в столь кризисной ситуации способно агрострахование, но, к сожалению, оно пока не пользуется спросом среди южноуральских сельхозпроизводителей.

Уже сейчас можно с уверенностью констатировать: 2010 год оказался на редкость неудачным: озимые во многих регионах страны погибли от низких температур в самом начале бесснежной зимы, а весенний сев – от продолжительной летней засухи. В зоне чрезвычайной ситуации оказались основные закрома страны: Центральный регион, Поволжье, Урал.

«Текущий год оказался крайне неудачным для аграриев. Хуже ситуация была, наверное, лишь в 1975 году, когда было собрано всего 265 тонн зерна», – рассказывает ведущий специалист отдела внешних связей министерства сельского хозяйства Челябинской области Юрий Симонов. По его словам, в Челябинской области стихия повредила посевы на площади 690 тысяч гектаров, большая часть из которых – зерновые культуры, притом, что общая посевная площадь составляет 1 млн 700 тысяч гектаров.

Чрезвычайная ситуация в связи с засухой уже объявлена в девяти районах области – Брединском, Кизильском, Агаповском, Верхнеуральском, Карталинском, Нагайбакском и Уйском, Варненском и Чесменском районах, в скором времени скорбный список пополнят и Еткульский, Октябрьский, Троицкий, Чебаркульский районы.

Несмотря на то, что на Южный Урал пришли дожди, изменить ситуацию уже не удастся. «Зерновые культуры дождь не спасет, так как они уже прошли все фазы развития», - говорит Юрия Симонов. По его словам, в некоторых районах области многолетние травы скошены без остатка, многие хозяйства уже начали летние посевы с расчётом, что осенью соберут дополнительный урожай. Кроме того, уже значительно пересмотрен прогноз урожая на 2010 год. Так, если в начале года в Челябинской области планировалось собрать порядка 2,5 млн тонн зерна, то сейчас этот прогноз уменьшился до 600 тысяч тонн.

Помощь в кормозаготовке оказывают соседние области – Свердловская и Курганская, где тотальной засухи не отмечено. Между тем, к примеру, в Курганской области предлагают, что стоимость сена возрастет в два раза в сравнении с прошлогодним показателем – до 4 тыс. рублей за тонну.

Напомним, прошлый год в центральных районах России был не намного лучше. Также из-за засухи хозяйства во многих регионах потеряли значительную часть урожая. Премьер-министр России Владимир Путин предложил аграриям активно страховаться от возможных убытков. Но, по-видимому, его наставления не подействовали. Многим хозяйствам пришлось «встать на те же грабли».

«Аграрии не видят смысла в страховании, – говорит Юрий Симонов. – Страхование тысячи гектаров посевов может обойтись в несколько миллионов рублей. У сельхозпредприятий просто нет на это свободных средств. К тому же процедура страхования крайне сложная, и даже в том случае, если страховой случай произошел, будет трудно получить выплату и доказать, что, к примеру, действительно была засуха. Если бы крестьяне были уверены, что гарантированно получат возмещение, то, вероятно, спрос на агрострахование был бы выше».

Примечательно, что, согласно данным агентства «Эксперт РА», объем рынка страхования сельскохозяйственных рисков по итогам 2009 года сократился на 22,5%. Объем страховых взносов снизился с 14,9 до 11,5 млрд руб. Данный сегмент находится на начальной стадии формирования и, по данным агентства, занимает приблизительно только 2% от общего объема страхового рынка.

Одной из причин, по которой крестьяне оказались в плохой экономической ситуации, является несовершенство страховой системы. Такое мнение на днях высказал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. «Страховая система нуждается в изменениях. Крестьяне стоят перед выбором – страховать посевы или нет. При этом они привыкли к компенсациям из бюджета, которые гарантированно и надежно покрывают все издержки, и не доверяют страховым компаниям, – заявил он. – Многолетний опыт показывает, что даже несмотря на регулярную выплату всех страховых премий, возмещение получить практически невозможно.

«Причины, по которым сельхозтоваропроизводители не заключают договоры страхования, могут быть разными, – говорит директор филиала страховой компании «Росгосстрах» в Челябинской области Сергей Кормишкин. – Одни ожидают помощи из бюджетов, у других нет денег на оплату собственной части премии, у третьих есть желание, есть деньги, но нет уверенности в получении субсидии. Если раньше существовал определенный порядок получения субсидий, и аграрии знали, что к конкретному сроку они субсидию получат, то сегодня не установлен даже срок подачи документов».

Страховщик всегда найдет лазейку, чтобы не выплачивать компенсацию. Из госбюджета нужно помогать тем, кто в условиях застрахованных посевов понес экономический ущерб. Страховой механизм должен быть гарантированным и надежным и должен поддерживать уровень возмещения затрат, понесенных крестьянами. Как некая гарантия этому – обязательная страховка». По его мнению, чтобы ситуация изменилась, необходимо поменять правила страхования и уточнить терминологию.

По мнению игроков страхового рынка, причина низкого спроса на данный продукт также заключается в отсутствии востребованных продуктов страхования с государственной поддержкой.

«В системе агрострахования есть свои условия, – говорит начальник управления страхования аграрных и природных рисков компании «РОСНО» Леонид Голованов. – В частности, по правилам страхователь не может получить рассрочку по оплате страховой премии и должен ее заплатить полностью. Только после этого он может получить субсидию. Причем получается, что оплата должна производиться как раз тогда, когда средства нужны и на посевные работы».

Кроме того, еще одним сдерживающим фактором является то, что действующая система государственной поддержки страхования основана на недостаточно четких и эффективных условиях, включая важнейший элемент страхования – оценку рисков. Именно оценка рисков определяет затраты на страхование и гарантирует исполнение страховщиками обязательств по выплате возмещения. Сейчас в мире существуют и уже отработаны современные инновационные методики оценки рисков, которые можно и нужно применять в России.

По словам Сергея Кормишкина, отсутствие четкой политики в предоставлении субсидий и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям на ГСМ, погашение кредитов и т.п., является одной из причин, тормозящих развитие сельскохозяйственного страхования. Так с одной стороны чиновники говорят о необходимости страховать урожай, что будет залогом предоставления гарантий в эффективности использования средств на поддержку сельского хозяйства, с другой, помощь выделяется либо одинаково (не учитывая, что застраховавшиеся предприятия несли дополнительные расходы), либо вообще выплачивается только тем, кто не страховался. И как следствие, такая политика, не улучшает систему сельскохозяйственного страхования.

«Засуха это не сезонная проблема – это регулярное явление, и происходит она ежегодно в тех или иных субъектах России, но с различной интенсивностью. В последние два года она просто происходит в одних и тех же районах, причем с высокой интенсивностью, чем, собственно говоря, и необычна», – считает Сергей Кормишкин. По его словам, ни осенью 2009 года, ни в 2010 году со стороны сельхозтоваропроизводителей региона обращений по вопросу страхования урожая с Росгосстрах не поступало.

«Спрос на страхование в регионе минимальный, количество застрахованных хозяйств можно сосчитать по пальцам, причем многие из них не имеют отношения к классическому страхованию, – отмечает Сергей Кормишкин. – Причины те же: отсутствие денег, необходимость в случае заключения договора соблюдать определенные требования и выполнять все необходимые агротехнические мероприятия, надежда на русский авось и на то, что государство в случае чрезвычайных природных явлений, повлекших проблемы с урожаем, окажет необходимую помощь и компенсирует понесенные убытки».

Аналитик ИК «Финам» Максим Клягин считает, что данный вид страхования, несмотря на объективно высокие в условиях российских климатических зон сельскохозяйственные риски, не пользуется повышенным спросом хозяйств прежде всего по причине дефицита свободных денежных средств. «Большинство сельхозпроизводителей просто не может себе позволить изымать деньги из оборота для оплаты взносов, – отмечает он. – Кроме того, агрострахование значительно зависит от государства. Данный фактор предопределяет наличие существенных рисков падения объемов рынка на фоне секвестрования бюджетных расходов на субсидии по договорам страховки. Также стоит отметить, что достаточно широко распространены нелегальные схемы, при которых хозяйство получает от недобросовестного страховщика фиктивную страховку. Полученные по ней субсидии просто делятся между страховщиком и хозяйством».

По словам продакт-менеджера по страхованию сельскохозяйственных рисков СГ «Уралсиб» Станислава Кондратьева, несовершенная нормативно-правовая база, высокая стоимость страхования, сложность получения субсидии, несвоевременность ее выплаты и недобросовестная конкуренция страховщиков дискредитировали институт страхования в глазах сельхозпроизводителей.

«Сложившаяся ситуация, безусловно, требует комплексного решения. Причем такого, которое удовлетворяло бы всех участников этого процесса: государство, страховщиков и, прежде всего, непосредственно самих сельхозпроизводителей. До тех пор пока не будет разработан единый, понятный и удобный для всех участников процесса механизм сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, дальнейшее развитие этого направления страхования под большим вопросом», – подчеркивает Станислав Кондратьев.

Стоит отметить, что сейчас Министерство сельского хозяйства ведет совместный с Росстрахнадзором и правоохранительными органами мониторинг рынка агрострахования с целью выявления недобросовестных участников страхования с господдержкой. По словам главы Минсельхоза Елена Скрынник, сейчас с агропромышленном комплексе работают 64 страховых компании – это всего на пять компаний больше, чем в 2009 году. При этом если в 2009 году было застраховано 18,2% всех посевных площадей, в 2010-м эта доля по озимым выросла до 20%. «Все готовы работать, в частности МАКС, Росгосстрах, «Ингосстрах», «Согласие», но не всех устраивают правила.

«Минсельхоз разработал законопроект «О сельхозстраховании с господдержкой». До 16 июля он будет внесен в Госдуму», – отметила Елена Скрынник. Документ предполагает оказание господдержки в сфере агрострахования ограниченного числа культур, входящих в доктрину продовольственной безопасности России, и ограниченного числа катастрофических рисков. «Выплаты по субсидируемой страховке можно будет получить в случае полной гибели посевов и в объеме затрат на обработку застрахованных площадей», – пояснила министр. В этой области будут действовать единые правила страхования и единые стандарты возмещения ущерба, что позволит снизить страховой тариф в несколько раз.

В текущих условиях навстречу клиентам отчасти идут банки и лизинговые компании. На данный момент Россельхозбанк фактически является единственным на рынке финансовым институтом, предлагающим широкий спектр специализированных продуктов для жителей села и фермеров. Банк идет на реструктуризации долга селян, давая им возможность сперва «встать на ноги», а потом производить выплаты по ранее взятым на себя обязательствам.

«В своей практике Челябинский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» также сталкивается с нежеланием сельхоз предприятий страховать будущий урожай от риска ущерба, связанного с неблагоприятными погодными условиями, такими как засуха, заморозки, переувлажнение почвы, избыточные осадки, – рассказывает начальник отдела анализа и оценки кредитных продуктов Александр Ященко. – Это в свою очередь не позволяет банку кредитовать под залог будущего урожая, так как его страхование является обязательным условием. В результате сужается залоговая база и уменьшается сумма кредита. Но даже выбор иного залога не решает проблему падения платежеспособности заемщиков и риска возникновения просрочки по кредитам в случае наступления засухи, как это произошло в 2009 и, особенно, в текущем году».

По словам Александра Ященко, одно из возможных решений – разработка мер по стимулированию массового страхования урожая по тарифам, посильным для сельскохозяйственных предприятий. При этом необходима проработка ряда вопросов, таких как определение уровня страховых тарифов, приемлемого для сельскохозяйственных предприятий, определение источника покрытия разницы между относительно высокими действующими рыночными тарифами страховщиков и приемлемым уровнем тарифов, а также определение оперативного и адаптированного к местным условиям механизма оценки и подтверждения факта неблагоприятных погодных условий, учитывая полное отсутствие метеостанций в некоторых районах, заключение которых, как правило, требуется для получения страхового возмещения.

«Недавно были внесены предложения об отсрочке на год банковских краткосрочных кредитов и лизинговых платежей за технику, полученную через «Росагролизинг» и «Россельхозбанк». Между тем этого срока недостаточно для предприятий области, уже третий год страдающих от засухи. Поэтому Министерством было разработано предложение предоставить отсрочку на три года, так как хозяйства находятся на грани финансового истощения. Соответствующие предложения были направлены премьер-министру Владимиру Путину», – рассказывает Юрий Симонов. Помимо этого было предложено разрешить сельхозпредприятиям, пострадавшим от засухи, приобретать зерно из интервенционного фонда по льготным ценам.

Помимо этого, уже несколько лет в России реализуется национальный проект «Развитие АПК», участники которого могут претендовать на субсидирование процентной ставки со стороны государства.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления