О том, что в стране есть антимонопольная служба, мы вспоминаем, когда разгорается какой-нибудь громкий скандал с повышением цен на бензин, сахар или соль. А чем занимается антимонопольное ведомство в перерывах между громкими разбирательствами? Почему муниципальным властям стоит опасаться сговора с частными компаниями, а предпринимателю, которому пообещали отдать выгодный заказ, не торопиться выполнять его до результатов конкурса? Что изменится в порядке проведения конкурсов на госзакурки с 1 января 2011 года и почему предпринимателям следует срочно выяснить, что такое электронные торги? Реально ли заставить газовщиков и энергетиков отказаться от навязывания невыгодных условий малому и среднему бизнесу? Об этом Chel.ru рассказала руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Анна Козлова. Символично, что наша беседа состоялась в преддверии Всемирного дня конкуренции.
В суд пойдет не каждый
– Анна Алексеевна, какую часть вашего рабочего времени занимают проблемы частных компаний?
– Основная наша работа – контролировать соблюдение Закона о защите конкуренции. Больше обращений поступает от хозяйствующих субъектов, нежели от граждан. Обычно нарушителями этого закона являются крупные игроки рынка – это ООО «Челябинскрегионгаз», ОАО «МРСК Урала», ОАО «Челябэнергосбыт», ОАО «УТСК», организации в муниципалитетах, оказывающие услуги по водоснабжению. Многие субъекты малого и среднего бизнеса не могут самостоятельно защитить свои права в конфликтных ситуациях с компаниями, занимающими доминирующее положение. Для малых компаний существует два способа защиты: обращение в суд или в антимонопольный орган. Не каждый предприниматель решается идти в суд, поэтому большинство обращается к нам.
Челябинское УФАС России также осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов. В последнее время количество жалоб предпринимателей на ущемление их интересов при проведении государственных и муниципальных закупок увеличилось. Кроме того, мы контролируем соблюдение Закона о рекламе.
На антимонопольные органы также возложен контроль за соблюдением антимонопольных требований, закрепленных в новом Законе об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ, частично – контроль за соблюдением закона об электроэнергетике и новых законов об энергосбережении и о государственных и муниципальных услугах. И это еще не все... При этом количество специалистов в Челябинском УФАС России – всего 51, а подразделений и специалистов в муниципальных образованиях нет.
– Чем больше всего приходится заниматься?
– Как правило, поступает много заявлений на нарушения антимонопольного законодательства естественными монополиями и хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения. Сегодня у нас в производстве более 300 дел, возбужденных по факту нарушения Закона о защите конкуренции, в том числе и указанными субъектами.
Стоит отметить, что Закон о защите конкуренции специфичен: он содержит запреты не только на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, но и на антиконкуретные действия органов власти, запреты на сговор не только хозяйствующих субъектов между собой, но и с органами власти.
Сегодня на уровне муниципальных властей принимается немало актов, ограничивающих конкуренцию. Типичным является пример, когда предпринимателю отказывают в праве аренды земельного участка по непонятной причине. В нашей практике есть примеры выигранных дел по необоснованным отказам в выделении земли на правах аренды. Так, Арбитражный суд Челябинской области подтвердил установленный Челябинским УФАС России факт неправомерного выделения администрацией Магнитогорска участка для строительства торгового комплекса компании без проведения торгов, притом, что на этот участок были и другие претенденты.
Кроме того, очень много нарушений со стороны органов местного самоуправления при размещении муниципальных заказов – более 400 уже в этом году. Распространенное нарушение – составление конкурсной документации в интересах лоббируемой компании. В качестве примера можно привести ситуацию, когда власти торопятся «освоить» деньги, выделенные на дорожное строительство. Выбранная ими компания начинает работы еще до начала аукциона и к моменту его проведения уже фактически завершает, а аукцион выигрывает «задним числом».
Граждане обращаются по вопросам рекламы. Нами проверено более 300 фактов размещения рекламы, возбуждено 75 дел по признакам нарушения рекламного законодательства.
– А как доказать противозаконность действий властей в этом случае?
– Как правило, граждане и представители конкурирующих компаний проявляют активность и делятся с нами такой информацией. Причем жалуются не только в антимонопольный орган, но и президенту РФ. Далее мы возбуждаем дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, затем всесторонне изучаем документы, принимаем решение и выносим предписание. Должностное лицо органа власти, нарушившее Закон о защите конкуренции, привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере от 20 до 50 тысяч рублей. Кстати, нормам КоАП РФ, предусматривающим административную ответственность должностных лиц органов власти за нарушения антимонопольного законодательства, всего чуть более года. В настоящее время они активно применяются антимонопольными органами. А хозяйствующему субъекту, который приступил к работе до проведения конкурса, выносится постановление о наложении «оборотного» штрафа. Таких штрафов вынесено уже более 100.
– Поясните, что такое оборотный штраф?
– Сумма штрафа исчисляется в размере от 1 до 15% от валовой годовой выручки компании на том рынке, где совершено правонарушение. То есть берется процент от суммы реализации конкретных товаров, оказания услуг, выполнения работ, а не всего оборота компании за год. Штраф уплачивается в федеральный бюджет.
ФСБ я не боюсь…
– На что еще жалуется малый бизнес, когда речь идет о нарушении Закона о защите конкуренции органами власти?
– На проведение конкурсов, в частности, на использование водных, рыбных , лесных ресурсов, на право осуществлять перевозки пассажиров. Правда, сегодня вопросы по использованию рыбных ресурсов региона «зависли» – новое руководство области лишило Министерство сельского хозяйства Челябинской области полномочий по решению этих задач. И пока неясно, кто ими будет заниматься. Много жалоб поступает на нарушения в процедуре проведения торгов по продаже и аренде государственного и муниципального имущества.
– То есть те, возможно, коррумпированные связи, которые уже сложились у чиновников и арендаторов, сегодня работать перестали, пока не возникли новые?
– Мы не занимаемся вопросами коррупции, хотя некоторые статьи Закона о защите конкуренции и Закона о размещении заказов позволяют с ней бороться. Речь идет о тех положениях, которые запрещают органам власти заключать антиконкурентные соглашения с компаниями. В Законе о защите конкуренции есть статьи, которые выдвигают определенные требования к торгам, требования к отбору органами власти финансовых организаций для кредитования или страхования. Для этого нужно обязательно провести открытый конкурс или открытый аукцион.
– Можно ли сегодня говорить о положительных тенденциях в ситуации с нарушением положений Закона о конкуренции муниципальными властями?
– Конечно, хочется верить в то, что они есть. Но проблема в том, что один антимонопольный орган не в силах с этим справиться. Это должно стать приоритетом власти региона, всех министерств и ведомств, органов местного самоуправления и предпринимательского сообщества.
– А сегодня такая работа не ведется?
– Нет, она ведется, и в последнее время – гораздо активнее.
– Что дает основания так говорить?
– Раньше, лет пять назад, предприниматели очень мало обращались в антимонопольное ведомство – не верили, что с нашей помощью можно что-то решить. Сегодня предпринимательское сообщество занимает активную позицию: смело обжалуют действия монополистов и органов власти в антимонопольный орган, а при размещении государственного заказа обжалуют, к примеру, действия УФСБ по Челябинской области и УВД по Челябинской области.
– Кто еще в нашей области работает над решением этой проблемы?
– Губернатор Челябинской области утвердил Программу развития конкуренции в Челябинской области на 2010-2012 годы. Кроме того, при Минэкономразвития Челябинской области давно и успешно работает Общественный координационный совет по поддержке малого и среднего бизнеса, при Челябинском УФАС России – Общественно-консультативный совет для предпринимателей и некоммерческих организаций, который решает проблемы развития конкурентной среды. Мы очень доступны для предпринимателей и готовы рассматривать обращения, относящиеся к нашей компетенции. Мы много консультируем, много информации размещаем на нашем сайте.
Хотели как лучше...
– В кризисный период у производителей продуктов питания всегда существует большой соблазн нагреть на этой ситуации руки – поднять цены. Мы все помним историю с ценами на гречку и медикаменты. У нас в области были такие примеры?
– Мы занимаемся не всеми предприятиями, которые производят продукты питания, а только теми, кто доминирует на рынке. Это, как правило, хлебокомбинаты и молокозаводы. В кризисный период мы возбудили дело в отношении ОАО «Саткинский хлебокомбинат» по заявлению жителей Сатки. Суть дела состоит в следующем. В соответствии с действующим законодательством органы власти, производители и продавцы продуктов питания не имеют право заключать соглашения о ценовой политике.
Но в 2008 году правительство страны для сдерживания роста цен на продукты питания дало такое разрешение в отношении социально значимых продуктов питания. Острая фаза кризиса прошла. Постановление перестало действовать, но в городе Сатка муниципалитет и хлебопеки продолжали работать по этой кризисной схеме. И в результате произошло следующее. Саткинские хлебопеки в своей продуктовой линейке имели так называемый социальный хлеб, который доступен в продаже каждому. И в острую фазу кризиса они согласовали с муниципалитетом то, что данный хлеб не будет расти в цене. Но при этом подняли цены на другую хлебную продукцию, которая также производится в больших количествах и пользуется постоянным спросом у покупателей.
Родилась в селе Казанцево Челябинской области. Имеет два высших образования: в 1985 году окончила институт советской торговли, в 1998 году – Челябинский государственный университет по специальности «юриспруденция». В УФАС работает с 1993 года – начинала ведущим специалистом отдела защиты прав потребителей Челябинского территориального управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур РФ. В 1996-м году назначена начальником отдела защиты прав потребителей ЧТУ ГАК России, в 1998-м – заместителем начальника ЧТУ ГАК России. Должность руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области занимает с февраля 2006 года. Автор более 20 научных и научно-популярных статей.
– А криминал в чем?
– В том, что комбинат переложил свои убытки с одной продукции на другую, тоже социально значимую, которую покупают все, а не только богатые. В результате цена на хлеб в Сатке выросла больше, чем в других муниципальных образованиях области, и стала, можно сказать, «монопольно высокой». Но решения по этому делу мы пока не приняли. И ОАО «Саткинский хлебокомбинат» до сих пор нас не понимает и думает, что мы хотим заставить их продавать социально значимый хлеб дороже. Получается, что они хотели как лучше, а получилось... не совсем по закону.
– Что было в нашей области с ценой на гречку?
– Цена на гречневую крупу выросла. У нас в области есть Увельская крупяная компания (ООО «Ресурс, торговая марка «Увелка»), которая фасует гречку. Эта компания не занимает доминирующего положения на нашем рынке. Проверка показала, что цена на ее продукцию поднялась лишь потому, что поднялась цена закупа зерна гречихи. В области работают четыре оптовых продавца крупы этой компании, три из них имеют дистрибьюторские соглашения с ООО «Ресурс». И лишь один из них поднял цену на гречневую крупу до 70%. Конечно, расчет здесь был на ажиотажно высокий спрос. Сразу после этого головное предприятие расторгло отношения с этим индивидуальным предпринимателем. Подчеркну, что закона он не нарушал, но головное предприятие, очевидно, не захотело продолжить сотрудничество.
– Осенью в области поднялись цены на молоко. Вы эту ситуацию отслеживаете?
– Да, цены выросли. На рынке молочной продукции в нашей области есть доминирующие предприятия: ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный комбинат» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат». И по закупу, и по переработке они занимают лидирующее положение на рынке, поэтому мы занимаемся изучением этой ситуации. С одной стороны, подъем цен закономерен, поскольку выросла цена на сырье. Но, с другой, сегодня цены на молочную продукцию в нашей области выше, чем в Свердловской области. Цена закупа у нас выше на 80 копеек, а разница на молоко по отдельным видам – 2,5 и 3,2% – доходит до трех рублей. Возможно, это связано с новой маркетинговой политикой компании, направленной на изменение упаковки продукции, и увеличением коммерческих расходов, например, на рекламу. Сейчас мы рассматриваем всю цепочку ценообразования и разбираемся в обоснованности поднятия цены на молоко.
Кроме того, выявлено, что торговые сети в договорах поставки на молоко 2,5-3.5% включают вознаграждение до 10% от объема продаж, тогда как это молоко является социально значимым продуктом питания и согласно постановлению правительства РФ договоры поставки не должны содержать такое вознаграждение. Однако есть некоторая юридическая казуистика: по постановлению правительства РФ в перечень, утвержденный указанным постановлением, входит молоко, выпускаемое по ГОСТу, со сроком годности не более 10 суток, а наши производители выпускают молоко по ТУ с аналогичным сроком годности, и следовательно торговые сети считают, что вправе взимать это вознаграждение. Мы намерены сломать эту практику торговых сетей, поскольку молоко по ГОСТу и ТУ практически ничем не отличается.
Монопольный беспредел
– Насколько распространены жалобы малого бизнеса на действия монополистов?
– Очень много было обращений на действия ООО «Челябинскрегионгаз». Причем жаловались не только субъекты малого бизнеса. Например, ОАО «Ашинский химический завод» не устроили штрафные санкции за недобор и перебор газа. Мы многократно рассматривали эту ситуацию по обращениям других компаний, причем в 2009 году нашу правоту подтвердил Высший Арбитражный суд РФ. И все равно такая практика продолжается! Нужно принимать системные решения и запрещать это делать путем внесения изменений в правила поставки газа, утвержденные постановлением Правительства РФ. Правда, сегодня ООО «Челябинскрегионгаз» заявляет, что не применяет один из повышающих коэффициентов, но второй повышающий коэффициент за недобор так и остался, и на его применение компании по-прежнему жалуются. Мы накладываем штрафы, но суды, в которых газовики обжалуют наши решения, не видят в применении этого коэффициента серьезных нарушений. Поэтому наши штрафы отменяются решением судов по малозначительности нарушений.
– Много ли обращений на неправомерные действия энергетиков?
– Много жалоб на ОАО «Челябэнергосбыт». Речь прежде всего идет о навязывании невыгодных для хозяйствующего субъекта условий договора. Поставщики электроэнергии очень часто неправильно определяют стоимость электроэнергии для потребителя и выставляют ему более высокий тариф. У нас было такое обращения от ОАО «ЭНЕРГОПРОМ – «Челябинский электродный завод». Мы занимались рассмотрением жалоб граждан-потребителей на ОАО «Уральская теплосетевая компания», которая при расчете сумм платежей за основу берет норматив, а не показания общедомового счетчика. Мы поддержали мнение потребителя о необходимости принятия расчетов по методике, утвержденной на общем собрании собственников, суды первой и апелляционной инстанций нас поддержали, но кассация и Высший Арбитражный суд РФ, к сожалению, нет. Много жалоб на ОАО «МРСК Урала» – на нарушения порядка технологического присоединения к электрическим сетям. Например, зачастую они навязывают предпринимателям невыгодные условия, когда технологическое присоединение стоит всего 550 рублей при необходимой мощности до 15 Квт. С крупных хозяйствующих субъектов начинают просить аванс либо навязывать выполнение работ, которые компания может сделать сама. Очень часто нарушают сроки: договор должен быть выдан в течение 30 дней, а практика показывает, что это происходит гораздо позднее.
– Еще одна актуальная для многих южноуральцев – рост цен на бензин.
– Да, мы часто занимаемся антимонопольным расследованием (за последние 6 лет четыре раза) и сбором доказательств согласованных действий между ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» и ИП Казыхановой Ф.М. («Челнефть»). Уже выигрывали в Высшем Арбитражном суде РФ. Если говорить о политике «ЛУКОЙЛа» в Челябинске, то у меня складывается впечатление, что он не стремится соблюдать антимонопольное законодательство, а пользуется лазейками, которые есть в законе, чтобы избежать штрафных санкций. Примечательно, что эта компания не признает своего доминирующего положения на челябинском рынке, обвиняет других участников рынка в недобросовестной конкуренции. Но в вопросе цены на бензин мы можем похвастаться некоторыми завоеваниями: например, в Екатеринбурге, а также в Башкирии, где находится головной офис ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», цены на бензин выше, чем в Челябинске. Раньше такого никогда не было!
Нет Интернета – нет заказа!
– Вы контролируете соблюдение Закона о размещении государственных заказов. Какова ситуация здесь?
– Много обращений участников размещения заказа на действия заказчиков и организаторов торгов при размещении государственных и муниципальных заказов.
– Другими словами речь идет о коррупции?
– Речь идет о незаконных действиях государственных и муниципальных структур, что печально. И мне бы хотелось снижения количества таких обращений. Я надеюсь, что это произойдет после введения электронных торгов. С 1 января 2011 года все министерства и ведомства обязаны размещать заказы путем проведения электронных аукционов через электронную площадку. Проблема в том, что наш бизнес не готов к такой форме работы, и многие компании просто в силу отсутствия опыта оказываются за бортом и лишаются возможности претендовать на госзаказ, что может повлечь за собой негативные последствия для их коллективов. Но это уже проблема квалификации менеджмента компании.
В идеале электронные торги – оптимальный способ соблюсти беспристрастность и объективность в определении лучшего исполнителя заказа. И я надеюсь, что этот закон окажется благом для российской экономики. Следует отметить, что за нарушения законодательства о размещении заказов должностные лица несут административную ответственность. В отношении 250 должностных лиц возбуждены и рассмотрены административные дела, многие из них завершились наложением штрафа, некоторые устным замечанием - например, на тех, кто выполнил предписание антимонопольного и провел впоследствии процедуру торгов без нарушений.
– Какие еще вопросы, связанные с деятельностью частных компаний, находятся в компетенции антимонопольного ведомства?
– Мы занимаемся контролем за соблюдением Закона о рекламе, и мне бы хотелось, чтобы в городе появилась саморегулируемая организация участников рекламного рынка. Все попытки создать реально работающий орган, призванный регулировать ситуацию на рекламном рынке с целью соблюдения закона, не имели успеха.
– А есть реально работающие СРО в Челябинске?
– Я назову саморегулируемые организации строителей, которые действительно работают. Но предприниматели жалуются, что ситуация в отрасли после организации СРО стала еще сложнее, чем во времена лицензирования. Очень много так называемых административных барьеров в строительстве, и если правительство РФ примет соответствующее решение, антимонопольный орган со следующего года будет рассматривать жалобы предпринимателей на затягивание выдачи разрешающих документов и принимать меры антимонопольного реагирования.
– В общем количестве обращений в антимонопольный орган больше обращений от частных лиц или от предпринимателей?
– Мы констатируем существенный ежегодный рост количества обращений как от физических лиц, так и от представителей бизнеса. За последние пять лет количество обращений выросло более, чем в пять раз. По каждому заявлению ведется всесторонняя работа. Бывают случаи, когда нам приходится просто добиваться представления документов от виновных лиц. В этом случае возбуждаются административные дела за непредставление необходимых сведений. Хотелось бы, конечно, повысить оперативность принятия решений по заявлениям, но постоянное увеличение их количества и небольшой штат управления не позволяют сделать это. Хочу отметить, что порой довольно сложно объяснить предпринимателю, что в действиях, которые он обжалует, есть нарушения законодательства, но нарушений именно Закона о защите конкуренции нет.
– Часто антимонопольщиков обвиняют в том, что они в очередной раз допустили подъем цен на продукты. Как вы относитесь к этому?
– Все дело в том, что ни государство, ни антимонопольное ведомство сегодня не регулируют цены даже на социально значимые продукты питания! Мы следим за соблюдением Закона о защите конкуренции и не можем диктовать большинству производителей цены на их продукцию.
О чиновниках, образовании и детях…
– Анна Алексеевна, вы давно в антимонопольном ведомстве?
– Достаточно давно, с 1993 года.
– Были предложения уйти в бизнес?
– Когда я занималась защитой прав потребителей, поступали приглашения от торговых компаний. Но мне это было неинтересно.
– А угрозы в свой адрес получали?
– Нет, я не сталкивалась с этим, взяток мне тоже не предлагали. И приятно, что вполне доброжелательно о нас говорит сарафанное радио.
– Как у вас складываются отношения с новой областной властью?
– Нормально, в рабочем порядке. Так, есть ряд рабочих вопросов, которые необходимо рассматривать. Например, в середине года была актуальной тема конкурсов на освоение федеральных денег, выделенных на ремонты в ЖКХ. При проведении некоторых из них были допущены нарушения. Актуальными являются вопросы реализации на территории области региональной программы по защите конкуренции, своевременный и безболезненный переход заказчиков и предпринимателей на электронные аукционы, обеспечение на территории области реализации закона об энергосбережении, взаимодействие с органами власти по стабилизации цен на продукты питания и сокращению административных барьеров и еще много вопросов, решение которых будет способствовать становлению цивилизованных рыночных отношений в нашей области.
– Ваши дети разбираются в антимонопольном законодательстве?
– Мои дети учились и учатся в челябинских вузах: младшая дочь – будущий юрист, старшая – архитектор. Я наблюдаю за тем, как учат сегодняшних студентов, и могу точно сказать, что выпускники наших вузов имеют очень отдаленные представления о том, что такое рынок и конкуренция. Им практически не рассказывают ни о конкуренции, ни о торгах, ни о защите прав потребителей, ни об организации рекламного бизнеса, если только эти дисциплины не являются «профильными. Считаю, что сегодня основные положения закона о защите прав потребителей, основы размещения госзаказов, антимонопольного регулирования нужно преподавать во всех вузах независимо от специальности. Когда чиновники, которые приходят на курсы повышение квалификации, уверенно утверждают, что государство сегодня регулирует цены на молоко, хлеб, сахар, продукты первой необходимости – о чем мы после этого можем говорить?
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА