Потери южноуральской экономики от вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) могут составить 167 млрд рублей. Эти данные были озвучены вчера, 3 июля, на заседании «клуба олигархов» – Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области во время активного обсуждения прогнозируемых последствий для региональной экономики и отраслевых предприятий при вступлении в ВТО. Прогнозируется, что пострадают больше всего такие отрасли как трубная, легкая промышленность, машиностроение, авиастроение и сельское хозяйство. Чтобы снизить негативные последствия от вступления страны в ВТО, эксперты предлагают разработать комплекс мер поддержки каждой проблемной отрасли. Для металлургии это может стать отмена НДС на ввоз оборудования, субсидирование процентной ставки по кредитам и другое. Помимо этого, уже сейчас необходимо позаботиться о подготовке юристов, экономистов, управленцев по тематике ВТО.
Только пять крупнейших компаний Южного Урала имеют позитивный прогноз роста в условиях вступления России в ВТО – это ММК, ЧЭМК, ЧТПЗ, ЧМК и «Мечел-кокс». Об этом сообщил председатель совета директоров ОАО «ЧТПЗ» Александр Федоров, выступая на заседании правления СПП вчера, 3 июля.
«В большей или меньшей степени вступление России во Всемирную торговую организацию затронет каждое предприятие Южного Урала, – уверен Александр Федоров. – В наиболее выгодном положении сегодня находятся нефтегазовый комплекс, черная металлургия и химический комплекс. А такие отрасли как трубная и легкая промышленность, машиностроение, авиастроение и сельское хозяйство являются наименее конкурентоспособными и непереоснащенными, требуют больших капитальных вложений и модернизации производства».
«Металлурги, причем не только крупные предприятия, успели до вступления в ВТО существенно модернизировать свое производство, – поясняет первый заместитель губернатора Челябинской области Сергей Комяков. – Неплохо с точки зрения модернизации своих отраслей подготовились селяне, особенно птице- и свиноводческие комплексы. К тому же здесь есть перспективы увеличить меры господдержки вдвое. А самое узкое место для нас – машиностроение. Эта отрасль не переоснастилась, имеет отсталые технологии, устаревшее оборудование и тех новаций, который мы видим на отдельных предприятиях, совершенно не достаточно».
«После вступления России во Всемирную торговую организацию ВТО будет регулировать около 95 процентов всей мировой торговли, – рассказывает заместитель губернатора Челябинской области Юрий Клепов. – За пять-семь лет переходного периода российские предприятия должны будут подстроиться под новые правила игры. В целом, продукция Челябинской области достаточно конкурентоспособна относительно иных регионов страны. Однако почти 90 процентов экспорта составляет продукция черной и цветной металлургии. Вступление в ВТО положительно скажется именно на этих отраслях промышленности, так как будут отменены или существенно снижены ограничения на торговлю. Господдержка агропромышленного комплекса в первый год может быть увеличена до девяти млрд долларов. Это поможет предприятиям сельского хозяйства более-менее безболезненно выйти на зарубежные рынки».
По прогнозам г-на Федорова, совокупный негативный эффект по Челябинской области от членства в ВТО составит 167 млрд рублей. Из них потери по основным отраслям промышленности могут достигнуть 100 млрд рублей, в животноводстве – 8,5 млрд рублей, в производстве машин и оборудования – 55-58 млрд рублей.
Предприятия региона имеют системные проблемы – недостаточно интенсивное обновление производственных фондов, не удовлетворительное по отношению к мировым стандартам качество продукции, недостаток специалистов в промышленных отраслях, ценовая неконкурентоспособность. Поэтому, по мнению участников заседания, необходимо четко сформулировать государственную политику по развитию региона, подготовить и реализовать стратегию модернизации отраслей, включая инвестиции и инфраструктурные проекты, устранить коррупцию.
Руководители области и южноуральских предприятий отмечают: вступление в ВТО еще не значит, что южноуральские производители получат свободный доступ на международные рынки.
«В мировой практике есть ряд абсолютно легальных инструментов ограничения экспорта: технические, санитарные, экологические стандарты, требования к упаковке, импортному лицензированию и прочее, – поясняет Александр Федоров. – Весьма активно страны ВТО используют специальные защитные меры, направленные на временное ограничение импорта с целью защиты интересов своих производителей, в том числе и антидемпинговые».
По словам Александра Федорова, против России в прошлом году только в металлургии инициировано 71 расследование и введена 61 мера. Тогда как Россия по отношению к странам – участникам ВТО таких расследований начала только десять и ввела девять мер.
«ВТО – система международного права, – комментирует г-н Федоров. – Чтобы в ней существовать, нужно знать эту систему. А в нашей стране таких юристов недостаточно. К тому же споры в рамках ВТО – дорогостоящие. Необходимо начать подготовку специалистов и на областном, и на федеральном уровне, чтобы защищать наш бизнес».
В качестве действенных мер поддержки машиностроения эксперты Chel.ru называют отмену НДС на ввоз оборудования, субсидирование процентной ставки по кредитам и другие.
«Наиболее серьезный толчок в развитии машиностроения может дать его признание на областном уровне приоритетным сегментом промышленности, – считает директор предприятия «Уралкран» Сергей Кравчук. – Тем более в нашем регионе, в отличие от других, есть хорошие стартовые позиции: грамотные конструкторы, разработчики, различные производственные мощности, серьезный опыт. Если поддержать и развить существующие ракетный центр имени Макеева, ЧТЗ, УралАЗ и другие, это наверняка даст ощутимую отдачу. В пример стоит привести Калужскую область, в которой признание машиностроения приоритетным сегментом на уровне региона в кратчайшие сроки позволило в разы улучшить ситуацию в машиностроении».
«Через ЗСО уже реализован ряд мер поддержки инвестиционной деятельности машиностроительного сектора, но, наверное, этого не достаточно, – заметил в ответ Сергей Комяков. – Минпромторг РФ совместно с президентом страны разрабатывают дополнительный набор мер господдержки по развитию машиностроения. В отдельно взятом субъекте проблемы не решить. Нужна комплексная программа на уровне всего государства».
«Будет неплохо, если отменят НДС на ввоз оборудования, – продолжает Сергей Кравчук. – Это позволит ускорить обновление основных фондов. Очень важно субсидирование процентной ставки по кредитам: сейчас они в три раза выше, чем в иностранных банках. Еще неплохим считаю предложение освободить от налога на имущество те компании, которые приобретают продукцию внутри страны или области. Это будет стимулировать и потребление продукции отечественных машиностроительных компаний».