Жалобы челябинцев на завышенную стоимость принудительной эвакуации автомобилей рассматривает региональная антимонопольная служба. Об этом вчера, 29 января, заявила на пресс-конференции руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова. Суть претензий в том, что при транспортировке транспортных средств не рассчитывается километраж, а возвращают задержанную машину только по факту оплаты услуг эвакуатора. По мнению экспертов Chel.ru, в этой ситуации просматриваются признаки предварительного сговора между компаниями, которые управляют процессом.
Заявление в УФАС по Челябинской области поступило от одного из водителей, которого возмутил такой порядок дел – якобы компания «Тест-Сервис» (которая занимается эвакуацией авто) требует оплатить услуги через юридическую фирму «Статус», иначе машина будет оставаться на штрафной стоянке. А при неадекватной стоимости транспортировки еще и 500 рублей нужно выложить за некое «юридическое сопровождение».
Казалось бы, при чем тут антимонопольная служба? Как объяснила руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова, они взялись за рассмотрение этой жалобы по той причине, что штрафстоянка, работающая с ГИБДД, в Челябинске всего одна, соответственно, она занимает доминирующее положение на рынке и попадает под антимонопольный контроль. Предполагается, что эвакуаторщики не рассчитывают километраж транспортировки, потому что владельцам машин, которые эвакуированы из разных точек города, могут предъявить счет на одну и ту же сумму. «Мы пришли к выводу, что компания систематически завышала стоимость перемещения автомобилей, – подтверждает заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Елена Семенова. – Практически с каждого, кто попал в такую ситуацию, взималась сумма в размере 2700 рублей».
Тарифы на транспортировку транспортного средства установлены Единым тарифным органом Челябинской области и утверждены региональным правительством. Стоимость эвакуации составляет 190 рублей за километр, а если расстояние превышает 10 километров, к стоимости транспортировки добавляется еще 50 рублей за каждый километр. Между тем один час нахождения машины на штрафстоянке оценивается в 37 рублей, и при условии, что стоянка закрывается в 20 часов и не работает по выходным, этот простой может обойтись автовладельцу в кругленькую сумму. Кстати, в УФАС не согласны и с таким рабочим графиком – по мнению сотрудников ведомства, штрафная стоянка должна работать круглосуточно и без выходных.
Эксперты Chel.ru усматривают в этом конфликте признаки сговора. Что касается пресловутого «юридического сопровождения», то, как считает помощник руководителя компании «АвтоЮрист74» Андрей Сабуркин, здесь может идти речь о навязывании услуги со стороны должностных лиц. «Возможно, имеет место какой-то тайный сговор с сотрудниками ГИБДД, которые вынуждают клиента обращаться в конкретную организацию», – предполагает Сабуркин и сравнивает происходящее с процедурой регистрации автомобиля в МРЭО. «Несколько лет назад я ставил машину на учет, на этом же этаже сидели девушки, которые за определенную плату заполняли заявления на регистрацию. Я заполнил заявление по образцу, который висел на стенде, но инспектор, даже не взглянув на него, посоветовал обратиться к девушкам, – вспоминает эксперт. – Это и есть навязывание услуги. Примерно то же самое, что и в случае с эвакуацией».
Между тем появились слухи, что «Тест-Сервис» и «Статус» уже не задействованы в процессе. В компании «Тест-Сервис» корреспонденту Chel.ru сказали, что не занимаются принудительной эвакуацией автомобилей с прошлого года – дескать, теперь эти функции выполняет компания «Автоград». Начальник отделения пропаганды и безопасности движения ГИБДД по Челябинску Алексей Горшков подтвердил эту информацию. «С начала этого года», – уточнил он.
Директор компании «Автоград» Кирилл Сташков пояснил, что предприятие начало заниматься принудительной эвакуацией только с 5 января 2013 года, а все претензии УФАС адресованы их предшественникам.
В УФАС пока затрудняются комментировать ситуацию, но обещают разобраться. «Мы выясняем, кто сегодня занимается этой деятельностью и на каком основании, уже высланы официальные запросы, – говорит Елена Семенова. – Вообще, эта тема рассматривается сейчас и на уровне Законодательного собрания области – стоит вопрос о том, как вообще проводится отбор компаний для такой работы, не создаются ли при этом для них какие-то определенные условия».
Уважаемые читатели, а вы сталкивались с эвакуацией автомобилей в 2013 году? Куда увозили ваши машины и с какими проблемами вы сталкивались при их возврате? Расскажите об этом в комментариях.