Всего через несколько лет носимая электроника станет нормой жизни, уверяют эксперты. Иначе говоря, уходят те времена, когда одежда, обувь и аксессуары были одной категорией товаров, а потребительская электроника – другой. Чуть ли не каждую неделю мы узнаем из новостей о том, что та или иная компания разрабатывает «умные» очки, часы, ботинки и даже нижнее белье.
Пока неизвестно, войдет ли все это в наш обиход так же, как мобильные телефоны и ноутбуки, или останется просто иллюстрациями к словам вендоров «вот как мы можем!». Однако резко возросшая активность производителей в направлении носимой электроники заставляет думать, что они связывают с этим рынком нешуточные надежды.
Одна из самых громко анонсируемых новинок в сегменте носимой электроники – «умные» очки Google Glass от американского интернет-гиганта. Это уже не концепция, а готовый гаджет, который уже в этом году должен появиться в продаже.
«Все мы знаем, что люди любят быть соединенными, – объяснил идею создания устройства директор по продукту Google Glass Стив Ли. – Члены семьи все время переписываются друг с другом, спортивные фанаты проверяют текущие игры своих любимых команд. Эта технология позволяет нам всегда оставаться на связи».
А совладелец и один из основателей Google Сергей Брин, выступая на одной из конференций в очках Google Glass, в которых он показывался на публике уже не раз, заявил, что очки являются решением социальных проблем, создаваемых смартфонами. И это при том количестве денег, которое Google зарабатывает на мобильниках, в частности, от продажи смартфонов на Android!
По словам Брина, рост числа смартфонов привел к антисоциальному поведению людей, поскольку эти устройства дают человеку повсеместный доступ к большому количеству информации, однако для обращения к ней нужно отвлечься от окружающего мира. «Это ли то, как вы хотите взаимодействовать с другими людьми? – спросил основатель Google. – Это своего рода кастрация. Вы просто берете безликий кусок стекла... Это ли то, что вы хотите делать со своей жизнью?».
Устройство Google Glass даже внешне не совсем похоже на традиционные очки: у него неравномерный дужки, нет стекол. Гаджет оборудован маленьким дисплеем, который закрепляется чуть выше правого глаза пользователя, и гибкой дужкой. Главная особенность гаджета – технология дополненной реальности. На деле это выглядит так: на дисплей, помимо существующего мира, новым слоем выводится информация с привязкой к местоположению пользователя, в частности, текущее время, погода, наиболее удачные маршруты и так далее.
Google Glass имеет модуль Bluetooth 4.0, поддержку Wi-Fi и работает в бесшумном для окружающих режиме. Остальные технические характеристики носимого компьютера компания Google раскрыла Федеральной комиссии по коммуникациям США, но попросила еще полгода оставить информацию в тайне. По некоторым данным, очки поступят в продажу в США уже до конца этого года и будут стоить около полутора тысяч долларов.
В феврале собственные «умные очки» представила и компания Canon. Они во много раз дороже, чем Google Glass – цена этого девайса составляет целых 125 тысяч долларов. Очки называются MREAL и по своей технологии отличаются от нового продукта Google. Устройство от Canon работает по принципу не дополненной, а смешанной реальности. Проще говоря, пользователь таких очков получает возможность видеть не только реальные, но и виртуальные объекты, брать в руки и рассматривать несуществующие 3D-предметы. В США это чудо современной техники уже продается. В Canon рассчитывают в первую очередь на спрос со стороны коммерческих структур: промышленных производств, автомобильных компаний, медицинских учреждений и так далее.
Не заставили себя ждать и китайцы. Интернет-компания Baidu, владеющая одноименным самым крупным в КНР поисковиком, собирается конкурировать с Google на рынке очков дополненной реальности. Сейчас компания разрабатывает собственный аналог этого устройства, который называется Baidu Eye. Директор Baidu по международным вопросам Кайзер Ко отметил, что очки от Baidu, как и новинка от Google, способны воспринимать голосовые команды, находить информацию в сети, распознавать лица людей и предметы, попавшие в объектив встроенных камер.
Кроме вышеназванных компаний, очки дополненной реальности разрабатывают также Olympus, Microsoft, Oakley и другие производители. А тем временем Apple заставляет «умнеть» другой аксессуар – наручные часы. Правда, официально слухи о работе компании над новым устройством, именуемом в народе iWatch, до сих пор не подтверждены, однако в Сеть просачивается все новая информация о нем. В частности, было опубликовано видео, на котором показан концепт дизайнера Рена Авни – в этом ролике мы видим часы с сенсорным 1,6-дюймовым дисплеем и магнитным браслетом.
Недавно председатель совета директоров Apple Билл Кэмпбелл косвенно подтвердил агентству Bloomberg слухи о работе над «умными» часами, отметив, что за такими устройствами будущее. «Когда вы думаете о собственных очках или часах, то воспринимаете их как нечто настолько же личное, как и телефон, в котором хранится вся ваша личная информация, – сказал он. – Создание «умных часов» и других аналогичных устройств можно считать настоящим прорывом. В ближайшем будущем именно в этой категории будет появляться все больше девайсов».
Буквально на днях стало известно, что Apple – не единственный производитель, работающий над подобным устройством. Нечто аналогичное разрабатывает и корпорация Microsoft. Об этом пишет The Wall Street Journal, ссылаясь на то, что компания заказала азиатским поставщикам сенсорные дисплеи диагональю 1,5 дюйма. Если софтверный гигант действительно взялся за это дело, то это не первая его попытка произвести на свет «умные» часы. Первый вариант Билл Гейтс презентовал еще в 2002 году, однако впоследствии Microsoft отказалась от этого продукта.
Тем временем компания Sony уже в прошлом году выпустила устройство SmartWatch, которое внешне напоминает обычные наручные часы, однако на деле представляет из себя пульт дистанционного управления для Android-смартфонов. Samsung тоже призналась, что создает «умные» часы.
Между тем «умнеют» не только аксессуары, но и предметы обуви и одежды. Яркий пример – говорящие кроссовки все от той же Google. Эта обувь выкриками побуждает своего владельца заниматься спортом или просто двигаться. Сами кроссовки выпустила компания Adidas, а Google после этого внесла в модель свои собственные дополнения.
В частности, интернет-гигант встроил в обувь акселерометр, гироскоп и датчики давления. Эти сенсоры отслеживают движения пользователя. В язычок кроссовок вшит динамик, через который обувь и «разговаривает» со своим владельцем, отдавая ему голосовые команды. Всей системой управляет плата Arduino, которая размещается в том месте, где обычно находится шнуровка.
Еще одна яркая новинка, представленная не так давно, – «умное» женское нижнее белье, выпущенное в Индии. Оно предназначено специально для защиты от насильников. Белье оборудовано электрошокером и системой GPS-навигации. Шокер может ударить злоумышленника током разрядом до 3800 киловольт, а модули GPS и GSM в случае необходимости отправят два сообщения – одно правоохранительным органам, а другое – родственникам пострадавшей. К созданию такого белья индусов подтолкнула ухудшившаяся статистика по изнасилованиям.
Не обошла стороной новая тенденция и спортивные мячи. В частности, компания InfoMotion Sports Technologies разработала баскетбольный мяч со встроенными датчиками для измерения скорости ведения, силы броска и других характеристик. Устройство анализирует около шести тысяч различных факторов и передает всю информацию на специальное приложение смартфона.
«Интеллектуальный» баскетбольный мяч способен измерять навыки спортсмена в реальном времени и передавать эту информацию в мобильное устройство его тренера. Мяч снабжен встроенными датчиками и комплексом алгоритмов, которые обрабатывают тысячи различных факторов в секунду. «Умный» мяч улучшает коммуникацию между тренером и игроком, помогает обнаружить и устранить слабые стороны спортсмена. Встроенные датчики собирают информацию о силе броска, координации, подкрутке, попаданиях из-за дуги, скорости, времени владения мячом. В итоге выдается суммарное резюме игрока с разбивкой информации по его навыкам.
Сейчас трудно сказать, насколько популярными станут все эти и подобные им решения. Ведь то, что сейчас, кажется, выпускается исключительно для «понтов», со временем начинает восприниматься как нечто обязательное и незаменимое. Яркий тому пример – мобильные телефоны, жизнь без которых в свое время была нормальной, а сейчас для большинства людей уже почти невозможна. Ясно одно – направление носимой электроники будет расти и развиваться, и совсем скоро производители порадуют нас еще более интересными решениями, призванными облегчить нашу жизнь.