Желание во что бы то ни стало обладать последней моделью смартфона и прочих современных гаджетов нередко доводит россиян до кредитной кабалы. Проанализировав просроченную задолженность по кредитам, оформляемых в торговых сетях и салонах сотовой связи, коллекторы пришли к интересному заключению: покупатели «яблочных» мобильных устройств – самые ненадежные заемщики.
В первом квартале этого года рост объемов просроченной задолженности по POS-кредитам (кредиты в точках продаж) превысил показатели просрочки по всем остальным видам розничных кредитов, отмечается в исследовании Национальной службы взыскания. С начала года просрочка по кредитам, оформляемых в магазинах и торговых сетях, выросла на 15,3%, составив 23,2 млрд рублей. Авторы исследования отмечают, что за последние несколько лет темпы роста просрочки в этом сегменте стремительно растут, и масла в огонь подливают любители современных мобильных телефонов, которые все чаще приобретают последние модели дорогостоящих смартфонов в кредит.
«Если раньше большинство кредитов были именно товарными, то сейчас банки делают акцент на кредитах наличными и кредитных картах. Таким образом, в POS-сегменте остались в основном кредиты на смартфоны и гаджеты, которые берут зачастую спонтанно», – объясняют в Национальной службе взыскания. Средняя сумма задолженности у любителей смартфонов и прочих гаджетов составляет от 20 до 49 тысяч рублей. «Это подтверждает тезис о том, что POS-сегмент переместился в нишу финансирования спонтанных покупок, что говорит о достаточно высоких рисках кредитования в нем», – констатируют авторы исследования.
Заместитель начальника управления развития сегмента «Связь» банка «Хоум Кредит» Олег Гариффулин (банк занимает лидирующие позиции в сегменте кредитования гаджетов, смартфонов и мобильных телефонов) соглашается, что рынок потребительского кредитования мобильного сегмента является самым высокорискованным. «Это связано с тем, что средний чек невысокий – 12 000 – 14 000 рублей. Кредит на такую сумму берут в основном люди с невысоким доходом. Также влияет то, что взятые в кредит телефоны часто теряют или перепродают», – рассказывает спикер, добавляя, что банк сейчас придерживается консервативной модели управления рисками. «В последний год мы еще больше повысили требования к заемщикам», – резюмирует эксперт.
Как говорит старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер, регулярно напоминая должникам о необходимости погашения долга, изъять приобретенный в кредит товар сотрудники коллекторских агентств не грозятся. «А вот если гаджет будет изъят и реализован по решению суда приставами, то не всегда вырученная сумма сможет покрыть задолженность по кредиту. Гаджет амортизируется с высокой скоростью, и уже через полгода после покупки значительно теряет в цене из-за физического и морального устаревания, поэтому должнику придется покрывать разницу между продажей и фактической задолженностью за счет других средств или имущества», – предупреждает он.