Субъекты малого и среднего бизнеса вынуждены сворачивать деловую активность в связи с кризисной ситуацией на рынках. Об этом свидетельствуют данные исследования Magram Market Research, Промсвязьбанка и «Опоры России». По словам экспертов, в ближайшее время улучшения ситуации можно не ждать. Что думают по этому поводу челябинские предприниматели, и у кого есть шанс выжить в кризис – читайте в материале делового сайта Chel.ru.
Чем вызван пессимизм?
В третьем квартале 2014 года представители малого и среднего бизнеса планировали улучшить показатели к концу года, однако, по данным проведенного исследования (опросили представителей 2000 компаний в 19 регионах. – Прим. авт.), ожидания сбылись не у всех. Основная проблема, с которой столкнулись многие бизнесмены – увеличение стоимости импорта и отсутствие качественных российских аналогов.
По словам вице-председателя челябинского регионального отделения «Опоры России» Дениса Константинова, сокращение субъектов малого предпринимательства – объективная реальность. «На мой взгляд, это происходит в основном из-за того, что малый бизнес сконцентрирован в очень узких сегментах предпринимательской деятельности – торговля, оказание услуг и однотипные производства, – говорит он. – В этом заключается самая большая и основная проблема. Малый бизнес работает в высококонкурентной среде, что не позволяет зарабатывать капитал и быть устойчивым в кризис».
Эксперт отмечает, что деловая активность падает и потому, что наряду с объективными причинами, связанными с экономическим кризисом, общим падением потребительского спроса усиливается уровень негативных ожиданий, связанных с условиями ведения предпринимательской деятельности. «Иногда такие негативы вызваны нездоровым ажиотажем, а иногда закономерны, как в случаях с введением новых налогов на недвижимость, торговых сборов, завышенной оценкой земельных участков, – говорит Денис Константинов. – Например, в Челябинской области с января 2015 года вступили в силу результаты кадастровой переоценки земель промышленности, что привело в кризис к неоправданному росту налоговой базы. Таким образом, уровень проблем для предпринимателей не сокращается, а только увеличивается. Фоном идет большой поток информации о негативном состоянии, с которым столкнутся предприниматели, а негативные ожидания губительны для инвестиций в развитие и новых стартов. Вместо того, чтобы создавать и сохранять стабильные и благоприятные условия для ведения бизнеса, его постоянно загоняют в рамки изменениями законодательства, штрафными санкциями, постоянно меняющимися документами технического регулирования, которые вынуждают предпринимателя тормозить проекты».
Индекс RSBI – индикатор, рассчитываемый ежеквартально. Значение выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, ниже 50 пунктов – на снижение.
Если в третьем квартале показатель индекса был 49,7, то в четвертом квартале 2014 года снизился до 39,8 пунктов. В последнем квартале 2014-го года снижение продемонстрировали почти все компоненты: бизнес-ожидания, продажи, прибыль, доступность финансирования, готовность к инвестициям.
Источник: исследование Magram Market Research, Промсвязьбанка и «Опоры России».
Сами предприниматели отметили, что вести дела стало несколько сложнее, но глобальных проблем пока не наблюдается. Однако для тех, кто не был ориентирован на клиента, кризис может стать окончанием деятельности. По словам индивидуального предпринимателя из Магнитогорска Веры Лихобаба, российский сервис услуг находится не в самом лучшем положении, что может стать препятствием для многих субъектов малого предпринимательства.
«Клиентская активность сегодня упала, поэтому те, кто плохо делал бизнес, находятся на грани закрытия, – говорит она. – Многие компании при благоприятных условиях просто делали деньги, но не улучшали сервис и культуру, а это очень важно в условиях высокой конкуренции. Сейчас все иначе – либо ты клиентоориентированный профессионал, либо нет. И это один из решающих факторов успеха».
Импорт – всему голова?
Проблемы, вызванные кризисом, не все бизнесмены видят глобальными. По словам директора сети мини-маркетов «Домашний» Ильи Коноплева, деловая активность предпринимателей вовсе не падает, а корректируется в соответствии с новыми условиями рынка.
«Мы практически не зависим от импорта, и ассортимент у нас преимущественно отечественный, – говорит он. – То немногое количество импортных продуктов, что были на прилавках, заменены на российские аналоги, либо аналоги импорта из разрешенных стран. Поэтому я бы не сказал, что деловая активность бизнеса падает – она меняется, но остается на довольно высоком уровне. Количество прилагаемых усилий при этом напротив увеличивается». Конечно, прибыль стала меньше, при этом снижается не количество покупателей, а сумма среднего чека, отмечает Коноплев. «Особенно заметно эта тенденция прослеживалась в феврале – люди не понимали, что происходит. Сейчас сумма среднего чека снова начинает постепенно увеличиваться, – говорит эксперт. – На мой взгляд, это связано не с уменьшением реальных денег у покупателей, а скорее с прижимистостью и экономией».
Падение суммы чека отметили не только в сфере товаров первой необходимости. Однако многие предприниматели расценивают данное явление как временное, вызванное перестройкой клиентов.
«Спрос нашего салона снизился, однако февраль сам по себе месяц тяжелый, – говорит Вера Лихобаба. – В январе мы сработали лучше, чем в прошлом году, а цены поднялись как раз в феврале. Средний чек упал, люди часто переписываются с февраля на март. Однако у меня нет страха к ситуации, есть только внимание и анализ. Я 13 лет работаю в этом бизнесе, у меня собственные помещения плюс своя школа, где готовятся кадры. Но тому, кто сегодня находится в аренде, будет сложно очень. Российский бизнес и индустрия красоты, в частности, зависят от компонентов импорта, поскольку у нас нет своих фабрик по изготовлению красителя для волос. Мы используем германскую краску, и уже почувствовали рост стоимости на 15%. Есть российские аналоги, которые уступают по качеству, но ингредиенты даже для российской косметики выпускаются за рубежом – это Италия, Южная Корея. Поэтому если поставки прекратятся, а достойного замещения не будет, то на российской косметике далеко не уедешь».
Кризис – падение или новые возможности?
По словам экспертов, кризис не может являться гарантией спада активности. Способов выжить на рынке у бизнеса достаточно, однако одним не хватает опыта, а другим – государственной поддержки.
По словам предпринимателей, работающих в сфере услуг, основное преимущество сегодня находится у клиентоориентированного бизнеса. «Я очень люблю кризис, он тонизирует, дает новые возможности, – говорит Вера Лихобаба. – Сегодня необходимо не снижать, а повышать активность – это имиджевая работа, отношения с клиентами, различные бонусы и индивидуальный подход. Не менее важно повышение экспертной оценки ведения бизнеса. Сегодня выигрывают те, у кого есть интерьеры, помещения, а также система – школа, производственная практика и салон. Без качественного подхода к организации и ведению дел выжить бизнесу будет очень непросто».
Денис Константинов считает, что пессимизм у предпринимателей наблюдается оттого, что бизнес не может найти средства для модернизации производства и встроиться в структуру удовлетворения потребностей общества. «Перед предпринимателями открылись новые рынки по импортозамещению, но они не могут найти средства, поскольку бизнес либо не кредитуют, либо проценты кредитов просто отбивают желание модернизироваться, – говорит он. – Получается такой парадокс – перспективы для развития есть, как и потребности в производимом товаре, но бизнес не имеет возможности это реализовать, это удручает предпринимателей больше всего. Что касается государственной поддержки, то, говоря объективно, нет системности и значимости. Есть единичные случаи покрытия незначительной части понесенных предпринимателями затрат, никакого значения для развития регионального предпринимательства это не имеет».
Среди основных проблем 66% опрошенных предпринимателей назвали падение рубля и зависимость от импорта. При этом 47% предпринимателей подбирают более выгодные импортные поставки, а 38% – отечественные аналоги.
Источник: исследование Magram Market Research, Промсвязьбанка и «Опоры России».
Выход из сложившейся ситуации, по мнению эксперта, заключается в методологическом сопровождении бизнеса. «Сам бизнес ни на кого не надеется и видит выход из сложившейся ситуации в собственном совершенствовании, переобучении и диверсификации, – говорит Денис Константинов. – Реально ему сегодня могло бы помочь методологическое сопровождение, что подразумевает обучение передовым технологиям, вовлечение в программу импортозамещения, реальный допуск к программам закупок товаров как государственных услуг, так и субъектов естественных монополий».
По мнению представителя челябинского регионального отделения «Опоры России», самое главное – помочь бизнесу переквалифицироваться, переобучиться, найти новые ниши и занять новые рынки. Есть компании, которые давно начали развивать передовые технологии, задумываться о модернизации и выходе на новые рынки. «К примеру, челябинский завод вложил средства в разработки коаксиального фиброволокна, которое армирует материал, и готовые бетоны и асфальты становятся практически неразрушимы и устойчивы к механическим воздействиям. Это очень дешевый материал, и в то же время он в разы увеличивает прочностные характеристики. У предприятий, сумевших вовремя перестроиться, ситуация не такая критическая. Кстати, доля продаж этого материала в Челябинской области не превышает 0,5% – вот такой у нас пока что спрос на инноватику», – резюмирует Денис Константинов.